Рефераты. Кандидатский по философии






функций, появление и продолжение дисфункций;

3. Эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом

времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

В жизненном цикле института как социальной организации выделяют

несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга:

1. Зарождение организации.

2. Период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.

3. Период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим

деятельность, и становятся самоцелью).

4. Период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и

жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или

реорганизуется в новый.

Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в

понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие

институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные -

сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно

справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения

растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает

средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры,

социальной помощи и др.

Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и

одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других

институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики,

фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров,

промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи,

проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию

школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной

состязаний между другими институтами общества.

Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той

же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре

подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию

как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения.

Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной

организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы

управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а

чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию,

сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между

ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной

конкуренции.

Итак, подытожим все вышесказанное и скажем, что социальный институт

предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий

исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности

общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом,

охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и

ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий,

университетов, фирм, агенств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют

персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и

увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный

институт – это приспособительное устройство общества, созданное для

удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных

норм.

Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых

социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов.

Это означает, что система социальных институтов, существующих

40. Социальные общности: понятие, формы, структура

Общество – это система, так как это совокупность элементов,

находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое,

способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру.

Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их

взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою

структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического

подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества

понимается его внутреннее устройство.

По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на

экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии

социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту

общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая,

этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие

подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются

социальные группы, социальные институты и социальные организации.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ. КОНКРЕТНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ОБЩНОСТЕЙ

Границы социальных групп могут охватывать различные по размеру

социальные общности. Мы очень четко определяем границы малых или больших

групп, оформленных в организации. Каждый из нас знает о своем членстве в

производственном коллективе, в партии или в спортивном обществе. Как мы

видим, в этих случаях важно, чтобы групп была либо малого размера, т.е. в

пределах охвата межличностных отношений, либо имела достаточно четкие

формальные границы, которые контролируются определенными конституционными

отношениями. В связи с этим члены общества, входя в некоторые группы, не

могут идентифицировать свое групповое членство и связи с другими группами

таких сообществ только на основе символического взаимодействия, или,

образцов, мотивов и установок жизни и стандарта потребления.

Наиболее часто такой вид членства в группе заметен, когда люди

воспринимают других по принципу принадлежности к определенному

имущественному слою, по происхождению, по принадлежности, по должностному

принципу. Во всех этих случаях мы сталкиваемся с образованием групп,

членство которых основано на совпадении или близости социального статуса.

Вместе с тем границы могут иметь не статусную природу, а определяться

различиями в социальных позициях. Такие группы формируются в обществе в

результате процессов дифференциации и стратификации. Для того чтобы понять

механизмы этих процессов, мы должны определить природу таких базовых

характеристик общества, как гетерогенность и неравенство и выделить систему

параметров составляющих основу этих характеристик. Благополучие человека в

обществе, его связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его

интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в

социальном пространстве.

Многочисленные исследования и наблюдения за поведением индивидов в

социальных группах показывают, что люди, обладающими одинаковыми или

близкими статусами, имеют более тесные контакты и более тесные отношения

друг с другом. Личности, находясь в окружении близких им по статусу людей,

чувствуют себя более комфортно, у них не возникает по отношению друг к

другу ощущения неполноценности или наоборот, превосходства. Люди начинаю

неосознанно или сознательно искать среди социального окружения себе

подобных и создавать на этой основе социальные группы. Кроме того,

многочисленными исследованиям доказано, что люди, обладающими близкими или

одинаковыми статусами в нескольких измерениях социального пространства, как

правило, обладают сходными установками и ориентациями, симпатиями и

антипатиями, политическими приоритетами и многими другими составляющими

структурами мышления. В связи с этим, достаточно важными для научного

анализа обстоятельствами важно определить социальные позиции и социальные

статусы, кат как они представляют собой совершенно разные системы

социальных отношений и несут в себе совершенно разное содержание. Для

определения различий в принадлежности к этой или иной социальной общности

необходимо выделить структурные параметр, составляющие основные структурные

характеристики современного общества. Американский социолог П. Блау

разработал систему параметров, которые определят положение индивида в

обществе.

Гетерогенность. Эта характеристика социальной структуры общества

описывается системой номинальных параметров. Отличительной особенностью

этих параметров является то, что на их основании невозможно распределить

индивидов и социальные группы по ранговому принципу, т.е. нельзя

определить, какой из социальных объектов занимает более высокое, а какой

более низкое место в социальной структуре. Например нельзя сказать, что

человек, исповедующий некоторое религиозное учение, занимает более высокое

или более низкое место, чем человек исповедывающий иное религиозное учение.

Социальное неравенство. Социальное неравенство существовало на

протяжении практически всей разумной истории человечества. Не смотря на то

что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и

никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической

практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию «совершенных»

обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и

принуждения одних социальных групп другими. Истоки социального неравенства

многие современные ученые видят в природных различиях людей по физическим

данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе

мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных

потребностей. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне

неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов. Относительно

примитивная культура не создает социальных норм относительно жесткого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.