Рефераты. Кандидатский по философии






тысячелетия люди жили, возделывая землю, строили жилища, любили и страдали,

осмысливали и оценивали так или иначе свое присутствие в мире. А науки не

было. Поколение за поколением входили в жизнь и уходили из нее, опираясь на

традиции, эмпирический опыт, глядя на мир через призму мифологии или

религии. А науки не было. Было знание, оно было всегда, без него человек не

был бы тем, что он есть, не отвечал бы одному из фундаментальных его

определений "хомо сапиенс" - человек разумный.

Однако многие тысячелетия знания человеческие облекались в иную форму,

либо донаучную, либо вненаучную. Миф, магия, оккультная практика,

герметические (замкнутые на мире субъективных переживаний), искусства,

передача накопленного опыта внетеоретическим личным (т.н. "узуальным")

образом, от мастера к подмастерью, от учителя к ученику, - все это века и

века было достаточным для обеспечения условий человеческой жизни.

В европейском античном мире или древнем Востоке науки как таковой

(безличного, теоретического знания о сущности вещей и процессов) еще не

было. Те крупицы "наукоподобного" знания можно было бы полагать как

преднауку. Нам неведомы имена тех, кто нашел способы объективировать

знания, выражать их в безличной форме и передавать следующим поколениям.

Первоистоки науки, ее праформы теряются в глубине веков. От палеолита до

античности накапливались разрозненные предпосылки науки, еще не складываясь

в целостность и не включаясь как абсолютно необходимый момент в

общественную жизнь. Тот культурный и социально-экономический контекст, в

котором наука уже сложилась и ответила на запросы эпохи, возник в Европе

лишь в позднее средневековье и начале Нового времени.

Есть много ПЕРИОДИЗАЦИЙ в освещении истории науки, построенных на разных

основаниях. Согласно одной из наиболее свежих периодизаций (А. С. Кравец,

1993), берущих за основу социокультурные параметры, можно выделить четыре

периода социальной зрелости европейской науки:

ПЕРВЫЙ - от XV до XVIII в. - РОМАНТИЧЕСКИЙ, ювенальный. Это время

становления рыночной экономики, раннего капитализма, первоначального

накопления. Наука перестает быть частным, "любительским" занятием,

становится профессией. Идет десакрализация познавательной деятельности,

возникает опытное естествознание. Отстраивается дисциплинарная структура

науки. Образование впитывает в себя ее выводы.

ВТОРОЙ - КЛАССИЧЕСКИЙ (XVIII-XIX вв.) связан с утверждением зрелых

товарно-рыночных отношений, машинного производства, распространением

ставшего на ноги капитализма. В это время создаются фундаментальные теории,

наука ветвится и предстает как совокупность специальных теорий. Как

правило, она становится на службу государству. Престиж ученых в обществе

повышается.

ТРЕТИЙ - ПОСТКПАССИЧЕСКИЙ период (примерно вторая треть XX в.) - это

тот, когда возникает т.н. "Большая наука", создают основные теории

современного истолкования мира (теория относительности, новая космология,

ядерная физика, квантовая механика, генетика). Идет фронтальное внедрение

научных идей в технические инновации, в производство и быт.

И, наконец, ЧЕТВЕРТЫЙ - ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ период связан с

развертыванием во всех ракурсах "Большой науки". Он длится поныне. В

гносеологическом отношении данный период связан с формированием идей

постнеклассической науки. В это время наука, как правило, становится

предметом всесторонней опеки государства, элементом его системы.

Характерным для такого состояния науки является реализация масштабных

проектов типа атомной или космической программы, организация международных

исследований типа "геном (совокупность генов) человека" или экологический

мониторинг.

Разумеется, предлагаемая периодизация - это схема. И как всякая схема

она не учитывает многих деталей, порой весьма важных. И все же она дает

общее представление о социально-культурных ступенях восхождения науки.

Внутренняя организация, СТРУКТУРА НАУКИ являет собой многообразную и

многоликую картину. Классификационных схем ее немало. Но сегодня возникла

ситуация, о которой говорил В. И. Вернадский, когда успешный

исследовательский поиск идет не через сусеки отдельных наук, а через узлы

общих проблем.

Дело в том, что наряду со все более дробной ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ наук и

научных направлений идет могучий процесс ИНТЕГРИРОВАНИЯ знаний. Возникают

мегадисциплины. Сейчас разные авторы насчитывают от полутора до десяти

тысяч самостоятельных дисциплин. Ученые перестают понимать друг друга, ибо

каждая из дисциплин -это своя терминология, собственные методики,

автономные исследовательские структуры.

Иногда говорят, что природа-де неделима, мы ее делим по рубрикам

сообразно своим интересам. Это и так и не так. Мир целостен, но не

монотонен. Он не являет собой безликую, сплошную, однородную пустыню. Мир

целостен и многоцветен, разнокачественен, обладает богатой внутренней

организацией, динамичной и претерпевающей те или иные метаморфозы.

Поэтому дисциплинарная организация науки оправдана. Но лишь при условии

постоянного внимания к теоретическому синтезу. И в этом процессе особенно

важна роль философии, выполняющей по отношению к духовному миру функции

всеобщей генерализации знаний.

В современной науке часто применяют понятие "ПАРАДИГМА" введенное Т.

Куном для обозначения совокупности общепринятых идеалов и норм научного

исследования и той картины мира, с которой согласна основная масса научного

сообщества. Смена парадигм - революционный сдвиг в науке, ее выход на новые

рубежи. С середины нашего столетия обозначился парадигмальный сдвиг, резкое

изменение видения мира и человека. Это связано с глубинными, подлинно

революционными изменениями в науке, возникновением постнеклассического

этапа ее развития, создания неоклассики.

Одна из главных линий становления данного этапа состоит в том, что в

науку входит аксиологический (ценностный) момент. На месте чисто

объективистского (натуралистического) видения мира выдвигается такая

система построения науки, в которой обязательно присутствует в той или иной

мере (не только в космологии, но и повсюду) "АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП".

Суть его, может быть, в резко упрощенном виде состоит в утверждении

типа: мир таков потому, что в нем есть мы, любой шаг познания может быть

принят только в том случае, если он оправдан интересами рода людей,

гуманистично ориентирован. Для этого типа характерен поворот направленности

научного поиска онтологических (сущностных) проблем на "человекоразмерные"

бытийные проблемы.

Лишь та наука приемлема, которая обеспечит сохранение и будущее рода

людей, не даст ему исчезнуть, раствориться в холодном, бездушном

Универсуме. Наука должна дать средство для предотвращения Апокалипсиса,

обеспечивать выживание человечества, продолжить его историю, уходящую в

бесконечность. Это кардинальная задача современной мировой науки.

Философия современного научно-технического развития.

В последние десятилетия началась кардинальная революция, принципиально

изменяющая отношение мира человека и мира природы. Она еще не получила

общепринятого названия. Это и понятно - она более в истоках, чем в

развороте. Ее расцвет еще впереди.

В разных теоретических системах она именуется неодинаково. В

марксистской терминологии это "научно-техническая революция", по

цивилизационной типологии О. Тоффлера - "социо-техническая революция". Чаще

всего ее называют информационно-компьютерной или информационно-

экологической. Ее собственным внутренним стержнем выступает создание и

развертывание электронно-компьютерной и биотехнологии. Ее результатом в

самом широком смысле может стать новая цивилизация, условно говоря

"постиндустриальная", "информационная", "информационно-экологическая".

Общество, контуры которого только-только проявляются, будет

характеризоваться новым и совершенно особым местом в нем информации и

знания. Уже сегодня в наиболее развитых странах основные области

промышленного и сельскохозяйственного производства, связь и коммуникации,

быт и развлечения, образование и духовная жизнь прочно опираются на

достижения фундаментальных наук, становясь все более и более наукоемкими.

Поиск, создание и хранение, смысловая трансформация, тиражирование и

распространение знаний занимает все большее место в деятельности людей.

ИНФОРМАЦИЯ СТАНОВИТСЯ ЦЕННЫМ ПРОДУКТОМ И ОСНОВНЫМ ТОВАРОМ.

Эти положения побуждают к тому, чтобы пристальнее вглядеться в само

ПОНЯТИЕ "ИНФОРМАЦИЯ". Еще недавно, так сказать, в докибернетическую пору

информация понималась как передача сообщения. В последние десятилетия на

волне кибернетического бума это понятие переосмысливалось и углублялось.

Сегодня оно трактуется как некоторая субстанция, которая питает

исследователей, вчитывающихся в непознанное, тех, кто стоит у руля

процессов управления производством и социальной жизнью.

Возникли философские концепции, в которых информация ставилась в один

ряд с протяженностью и движением. Информационность трактуется в них как

свойство всего Универсума и каждой его составляющей. При всем этом

логически строгого общепринятого определения информации пока нет.

И на бытовом уровне уже ходят присказки типа "информация-мать эрудиции".

Понимание того, что информация есть некоторый содержательный сгусток любого

знания, его внутренняя доминанта, глубинный стержень становится широко

распространенным. Полагая возможность развития общества как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.