идеями святости воинского долга по защите Отечества, преданности Знамени и
верности присяге.
Суворов, будучи глубоко верующим, считал веру в Бога основой духовной
стойкости солдата, при этом сам являл пример подчиненным в соблюдении
православной обрядности. Большую роль в патриотическом воспитании
защитников Отечества играли храмы и соборы, причисленные к военному
ведомству. В них хранились боевые знамена, орудия и доспехи
военноначальников, увековечивались героически погибшие воины.
Воспитательная работа не ограничивалась богослужебной деятельностью,
которая включала в себя освящение знамен и благословение орудий,
организацию молитв, проведение литургий и молебнов, проведение крестных
ходов и проповедей. Она подкреплялась кропотливой работой с приходским
активом, индивидуальной работой, проведением занятий по словесности, сбором
и обобщением информации о душевном состоянии войск, пастырских беседах,
благотворительной деятельностью и другими мероприятиями.
Одной из важнейших традиций по духовно-нравственному воспитанию был
пример мужества и бесстрашия священнослужителей на поле боя. За проявленный
героизм в годы I Мировой войны более 1200 священником были награждены
государственными наградами России. В России более 4500 священнослужителей
сложили свои головы и были искалечены на полях I Мировой войны.
В русской армии главенствующее положение занимала православная церковь,
но имелись представители и других конфессий. Среди генералов и полковников
накануне I Мировой войны 85 % составляли православные, а остальные относили
себя к мусульманам, лютеранам, армяно-грегорианцам. Среди нижних чинов 75 %
были православными, 2 % - мусульмане, 9 % - католики, 1,5 % - лютеране.
Традиционно православие придерживалось толерантного (терпимого)
отношения к представителям других конфессий. Это было закреплено в уставе
1893 г., где говорилось: "Иноверцы христианских исповеданий совершают
общественные молитвы по правилам своей веры с разрешения командира в
назначенном им месте и по возможности одновременно с православным
богослужением". В руководящих документах протопресвитера военного и
морского духовенства подчеркивалось, что: "Подвизающееся на ратном поле
духовенство имеет возможность подтверждать веру и правоту православной
церкви не словом обличения инаковерующих, а делом христианского
самоотверженного служения как православным, так и инославным, памятуя, что
и последние проливают кровь за Веру, Царя и Отечество".
Терпимое отношение к другим религиям резко менялось по отношению к
сектам и религиозным объединениям выступающим против служению Отечеству. От
военных священников требовалось "принять все возможные меры к пресечению в
войсках сектантства и иметь неослабленное попечение об ограничении
православных воинов от этой зловредной пропаганды".
Произошедший раскол общества в 1917 г. отразился и на процессах
организации патриотического и воинского воспитания. Подавляющая часть
духовенства стала в оппозицию новой власти. И вместе с гонениями на
священнослужителей был предан забвению накопленный опыт духовного, морально-
психологического воздействий на военнослужащих. Он оказался востребованным
лишь в годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны русская
православная церковь заняла патриотическую позицию, осталась верной долгу
служения своему народу. Более полно духовно-религиозные традиции русской
армии стали использоваться после встречи И. Сталина с иерархами русской
православной церкви в 1943 г. Не переоценивания роли представителей разных
конфессий в борьбе с общим врагом, следует сказать, что они внесли
посильный вклад в поддержку высокого морального духа бойцов и тружеников
тыла. Духовенство утешало людей в скорби, призывало верить в победу над
врагом, осуществляло сбор средств для постройки боевой техники, шефствовало
над госпиталями. Таким образом, исторический опыт свидетельствует о том,
что русская православная церковь и военное духовенство вносили существенный
вклад в духовно-нравственное воспитание воинов. Вместе с командирами
духовенство укрепляло духовно-религиозные традиции в армии, воспитывало
патриотизм, самоотверженность, верность присяге, веру в правое дело и
готовность к самопожертвованию во имя победы над врагом.
Рассматривая проблему взаимодействия командования с религиозными
объединениями в деле воинского и патриотического воспитания в современных
условиях, следует сразу оговорится, что строится оно строго в соответствии
с Конституцией Российской Федерации ст. 14, 19, 28, 29, 30, 59., Законами Р
Ф " О свободе совести и о религиозных объединениях", "О статусе
военнослужащих"^ также в соответствии с положениями .отраженными в
совместном Заявлении о сотрудничестве, подписанном Генеральным директором
ФАПСИ и Патриархом Московским и всея Руси, последующими указаниями
Управления кадров и воспитательной работы. Организация данной деятельности
должна исходить из того факта, что в настоящее время на территории России
действует около 20 религиозных конфессий и деноминации, а также более
десятка различных сект. Наиболее крупными религиозными объединениями на
территории России являются Русская Православная Церковь, мусульмане и
Евангельские Христиане -баптисты.
Русская Православная Церковь является крупнейшей православной церковью
в мире. В современных условиях, после 1988 года, отмечено возрастание
влияния РПЦ и активизация ее деятельности. Число крещений утроилось,
количество венчаний возросло в девять раз, открыты тысячи новых приходов,
восстановлены или построены сотни храмов, количество монастырей возросло
более чем в 10 раз, число граждан отождествляющих себя с православием
составляет около 46 процентов.
Второй по численности религиозной конфессией в России является ислам.
На территории РФ действуют два Духовных управления мусульман, Духовное
управление мусульман Европейской части России и Сибири (г. Уфа),
охватывающее все группы татар и башкир; Духовное управление мусульман
Северного Кавказа (г. Махачкала) объединяет народности Дагестана, чеченцев,
ингушей, карачаевцев, балкарцев, кабардинцев, адыгов, черкесов и абазинов.
В России насчитывается около 15 млн. мусульман. Точный учет затруднен в
связи с тем , что в понятие мусульманин часто вкладывают принадлежность к
народу, традиционной религией которого был ислам и весь уклад жизни
которого заключен в сохранении верности традициям и обычаям своего народа.
Всего в РФ зарегистрировано более 2500 мусульманских религиозных
объединений.
Церковь Евангельских христиан-баптистов является крупнейшей
деноминацией среди протестантских церквей в России, в нее входит свыше 500
тыс. взрослых членов, объединенных в 387 религиозных общества. Активизация
деятельности ЕХБ связана со значительной финансовой помощью со стороны
зарубежных общин, что позволяет проводить массовые евангелистские собрания
на стадионах и в концертных залах, бесплатно раздавать литературу, вести
теле и радио пропаганду своих идей. Выше названные религиозные объединения
положительно относятся к военной службе, охотно идут на контакт с
командованием и государственной властью в деле воинского, нравственного и
патриотического воспитания.
Совершенно иное дело секты и "нетрадиционные культы, которые в
подавляющем большинстве носят антиобщественный и антигосударственный
характер. Имея разные названия и отличаясь ритуалами суть этих объединений
в одном - полностью подчинить человека и использовать его в интересах
руководителей.
Наибольшую активность в России проявляют следующие культы: Церковь
Христа, Общество Сознания Кришны, Церковь Унификации, Церковь
Сайентологии(дианетика), сатанистские, спиритические группы и другие. Общим
для них является конспирация и мимикрия под различные общественно-полезные
и оздоровительные организации, которые обещают нормализовать вес,
обеспечить душевный покой и разом решить все ваши проблемы. На самом же
деле, вербуя последователей и создавая базу для функционирования в России,
они активно собирают экономическую, политическую и иные виды информации в
интересах заграничных центров. Не случайно, наибольшая активность данных
культов отмечается в районах функционирования оборонных предприятий, НИИ и
закрытых объектов. Вот почему проведение профилактической работы по
недопущению вовлечения сотрудников и членов их семей в деятельность этих
культов или работа с уже вовлеченными должна рассматриваться как борьба за
безопасность подразделения или объекта.
В этой деятельности неоценимую пользу может принести сотрудничество с
Русской православной церковью, так как ею накоплен большой опыт
разоблачения зловредных сект. Она постоянно изучает ситуацию в данной
области и можно всегда дать совет и оказать действенную помощью при
столкновении с деятельностью той или иной секты.
Сотрудничество с РПЦ, основанное на соглашении Генерального директора
ФАПСИ и Патриарха Московского и всея Руси, имеет много граней. Это и
социальная защита сотрудников, военнослужащих и членов их семей, развитие
благотворительности, забота о ветеранах, раненых и больных, поддержание в
надлежащем виде захоронений павших защитников Отечества, помощь со стороны
священнослужителей в реализации религиозных потребностей, укреплении
морально-психологической устойчивости в боевой обстановке и экстремальных
ситуациях, в профилактике самоубийств и неуставных взаимоотношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83