Рефераты. Кандидатский по философии






Государство отличается от других социальных институтов:

• обязательным наличием социально-классовой основы правящих сил в лице

социальных групп, политических партий, общественных движений и т. д.;

• наличием специального аппарата власти, представленного центральными и

периферийными органами:

• монополией на внеэкономическое принуждение;

• наличием государственной территории;

• суверенным правом издания законов, обязательных для граждан,

проведения внутренней и внешней политики;

• исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки,

проводить бюджетную политику и т.д.

Вопрос о происхождении государства и его роли в жизни общества имеет

большое теоретическое и научно-практическое значение. Материалистическое

понимание истории традиционно видит в государстве надстройку над

экономическим базисом и связывает его возникновение с результатами

общественного разделения труда, появлением частной собственности и расколом

общества на классы. Исследуя данный вопрос, Ф. Энгельс писал, что в

условиях появления частной собственности, непрерывно ускоряющегося

накопления богатств «недоставало учреждения, которое увековечило бы не

только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего

класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним. И

такое учреждение появилось. Было изобретено государство».

Ныне доступный ученым конкретно-исторический материал позволяет

углубить и уточнить прежние взгляды на возникновение государства. И здесь

мы сталкиваемся с проблемой так называемого «азиатского способа

производства». Эта формулировка принадлежит К. Марксу. Сопоставляя

особенности развития производительных сил в Европе и на Востоке, К. Маркс

обратил внимание на отсутствие в ряде восточных стран частной

собственности: непосредственным производителям в лице сельских общин

противостоят не частные собственники, а государство

Жесткий централизованный контроль со стороны государства отразился на

особенностях функционирования социальной структуры и политических отношений

в этих странах. Власть, например наместника, открывала доступ к

привилегиям, избыточному продукту и роскоши. Однако терявший ее, по воле

деспота, чаще всего терял не только достаток, но и жизнь. В таком же

положении находилось и многочисленное купечество, не заинтересованное в

расширенном воспроизводстве и предпочитавшее проживать получаемую прибыль.

Иными словами, частная собственность была таковой только условно и

предпринимательство в экономической сфере не приветствовалось.

Административный аппарат контролировал большую часть экономики, подавляющее

число крестьян оставались государственными.

Особая роль государства на Востоке обусловила слабость отдельного

индивида, его подавление коллективом и одновременно повышение роли

корпоративных структур типа кланов, каст, сект, землячеств, сельских общин

и т.д., включавших как бедных, так и богатых. Их главной целью было

защитить своих членов от государственного деспотизма. Корпоративные связи,

закрепленные традициями, сглаживали социальный антагонизм, порождали

отношения патернализма и придавали устойчивость сложившейся социальной

структуре. Консерватизм корпоративных связей способствовал политической

стабильности даже в случаях смены династий, например, в средневековой

Индии.

Советский востоковед Л. С. Васильев в работе «Проблемы генезиса

китайского государства» специально исследовал проблему становления

государственной власти в условиях азиатского способа производства. На

основе кропотливого анализа обширного конкретно-исторического материала он

пришел к выводу, что в данном случае государство возникает до классов как

результат объективной потребности в решении крупномасштабных экономических

проблем, в частности, связанных с ирригацией, строительством стратегических

дорог и т.д.6

Знакомство с историей возникновения государства во многом способствует

уяснению вопроса о его функциях. Марксистский подход к этой проблеме

является сугубо классовым: главная функция государства — защита интересов

правящих классов. Все остальные функции как внешние, так И внутренние

подчинены этой главной. Отсюда следует, во-первых, что государство может

быть надклассовой структурой только в виде исключения, когда борющиеся

классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть получает

известную самостоятельность по отношению к ним'. Во-вторых, предполагается,

что переход политической власти в руки рабочего класса и беднейшего

крестьянства со временем приведет к отмиранию государства

Современное государство выполняет целый ряд разнообразных функций:

• защиты существующего государственного строя;

• поддержания в обществе стабильности и порядка;

• предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов;

• регулирования экономики;

• проведения внутренней политики во всех ее аспектах — социальной,

культурной, научной, образовательной, национальной, экологической и т.д.

• защиты интересов государства на международной арене;

• обороны страны и др.

Особый интерес представляет сегодня вопрос о роли государства в

регулировании экономических отношений. В условиях отсутствия частной

собственности (азиатский способ производства, административно-командная

система) эта роль проста и понятна — прямое директивное руководство, а в

развитых формах — на основе детальных планов. Иная, более сложная картина

складывается в условиях развитых рыночных отношений. С одной стороны, чем

сильнее вмешательство государства, даже если оно носит косвенный характер,

например, через хозяйственное законодательство и налоги, тем ниже уровень

предпринимательского интереса, меньше желания рисковать капиталом. С другой

стороны, вмешательство государства в экономические процессы на уровне

общества в целом, безусловно, необходимо для решения проблем тех нического

перевооружения производства, правильной структур ной политики, финансового

оздоровления экономики и т.д Большое значение имеет и выполнение

государством других, перечисленных выше функций.

Важное значение имеет решение таких проблем политический жизни

общества, как государственное устройство, форма правления и политический

режим.

• Вопрос о государственном устройстве связан прежде всего с

распределением законодательной власти между центром и периферией. Если

законодательные функции всецело принадлежат центру, государство считается

унитарным, но если территориальные единицы вправе принимать свои законы,

государство является федеративным. Федерация позволяет преодолеть

противоречие между стремлением центра к господству, а территориальных

единиц — к сепаратизму.

Форма правления связана с характером осуществления государственной

власти, будь то монархия или республика. Если монархия предполагает

сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего

правящую династию, причем власть, как правило, передается по наследству, то

республиканское правление означает признание суверенного права на власть

народа, избранных им представительных органов.

Вопрос о том, какая форма правления лучше, — республика или монархия,

является во многом риторическим. Опыт современной Европы показывает, что

многие развитые и политически стабильные страны являются монархиями.

Американский исследователь С. Липсет обращает внимание на медиативную, т.

е. примиряющую роль монархии по отношению ко всем слоям современного

общества.

«В тех же странах, — подчеркивает он, где в результате революции

монархия была свергнута и упорядоченное правопреемство оказалось

нарушенным, пришедшие на смену монархии республиканские режимы оказались

неспособными обрести законность в глазах всех важных слоев населения вплоть

до пятого послереволюционного поколения или того позже»'.

Иными словами, монарх выполняет роль нравственного арбитра, выступает в

глазах подданных гарантом национальных интересов. В то же время в ряде

стран республиканская форма государственного правления функционирует

достаточно успешно.

Под политическим режимом обычно понимается совокупность средств и

методов осуществления государственной власти. Можно выделить такие

политические режимы, как тоталитаризм, авторитаризм, либерализм и

демократия. Особый интерес представляют сегодня тоталитаризм и демократия.

Тоталитаризм (от лат. totalis) — государственный строй, отличительной

особенностью которого является контроль над всеми сторонами жизни общества

— политической, экономической и духовной. Без внимания не остаются даже

мысли граждан, о чем свидетельствует появление термина «инакомыслящий».

Тоталитаризм — это как бы деспотизм XX века. Жестокие режимы были и раньше,

но тоталитаризм — явление относительно новое. Это объясняется тем

обстоятельством, что полный контроль над гражданами стал возможен только с

появлением таких средств массовой коммуникации, как пресса, радио и

телевидение.

Тоталитарный политический режим ставит отдельного индивида в более

бесправное положение, чем в условиях восточной деспотии; он остается как бы

один на один с государственной машиной и подчиняется ей.

Признаками тоталитарного режима являются: жесткая пирамидальная

структура власти (можно сказать, что обществом управляют как организацией,

в которой обратные связи отсутствуют), массовый террор, постоянный поиск

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.