Рефераты. Кандидатский по философии






"информационного", мы тем самым утверждаем, что центр тяжести в

"техносфере" и вообще во всей искусственной среде человеческого бытия

перемещается с "энергетических" и "вещественных" моментов на

"информационные".

Высокие технологии конца века (электроника, информатика, космическое

производство, биотехнологии и т.д.) выводят производство на новый уровень,

принципиально отличный от предшествующей истории. В их лице мир

вглядывается в свое обозримое будущее. Действительно, создание этих

технологий вполне можно охарактеризовать как революцию, т.е. радикальное

качественное преобразование в отношении Человечества и Природы.

Весь мир производства там, где он вступил в фазу революционных

изменений, разительно меняет свой облик. Меняется соотношение производства

благ и сферы услуг в пользу последней. Снижается весомость тяжелой

промышленности, идет ее разукрупнение, диверсификация (умножение

многообразия). Жесткие вертикальные моноструктуры заменяются территориально

рассеянными производственными сетями. Интеллектуальная деятельность

подвергается всесторонней "технологизации". Компьютерная технология

расширяет возможности мыслительных актов, разоружает память, создает

предпосылки для творческих взлетов.

В этой ситуации резко возрастает необходимость создания "республики

ученых", т.е. того сообщества, которое занималось бы беспрерывной атакой

неизведанного, умножала бы "умственную силу" рода людей. Высоко значимым

становится массовое образование, построенное на основе фундаментальных

свершений науки. Страна, где пренебрегают сферой образования и

поворачиваются спиной к науке, обречена на гниение.

Дальновидные экономисты давно осознали значимость "человеческого

капитала". А это значит, что наиболее впечатляющий результат, высочайшую

эффективность дают "вложения" в человека. Будущее экономики, экологии,

вообще человеческой жизни зависит прежде всего от того, каков

интеллектуальный багаж людей и каков их духовный, нравственный облик.

ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬТЕРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПОДГОТАВЛИВАЕТ БАЗУ ДЛЯ ГЛУБОКИХ

СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Они охватят все этажи общественной целостности -

социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и

образования. Традиционные представления о социальных структурах,

характерные для XIX в. или 1-й половины XX в., по всей вероятности, уйдут в

прошлое. Уже происходят процессы, ведущие к тому, в промышленном

производстве остается все меньше "синих воротничков" (рабочих). Зато все

больше становится "белых воротничков" (специалистов) и "стальных

воротничков" (роботов). Возникает новый слой работников с высокой

интеллектуальной квалификацией. А. Тоффлер называет его "когнетариат".

Информационная технология стремительно развивается. Так, в 1971 г.

первый в мире микропроцессор ("Кремниевый чип") содержал 2300 транзисторов

и позволял выполнять 60 тысяч операций в секунду. В 1993 г. компьютер

пятого поколения содержал уже 3 млн. 300 тысяч транзисторов и выполнял 166

млн. команд в секунду. Знатоки и эксперты полагают, что к концу столетия

появятся компьютеры шестого и седьмого поколения, которые будут содержать в

каждом процессоре 80-100 млн. транзисторов и выполнять до 2 миллиардов

команд в секунду.

Существенно изменится и духовно-культурная сфера общества.

Информационная технология станет мощным генератором и резким усилителем

культурных сдвигов и инноваций. Она вызовет противоречивые и неоднозначные

процессы. Электронные средства индивидуального пользования позволят любому

человеку получать необходимую информацию. И это изменит характер массовой

культуры, системы образования, расширит кругозор каждого отдельного

человека. .Два противоположных процесса в культуре - массификация и

демассификация, - взаимопереплетаясь, вызовут немало непредсказуемых

коллизий и неожиданных возможностей. В целом они выведут культуру на иной

качественный уровень.

Информационная революция не может не затронуть сферу политических

отношений. С одной стороны, последствия ее отрадны: расширение возможностей

непосредственного участия каждого в принятии демократических решений,

упрочение демократической индивидуальной свободы. Но вместе с тем возникает

опасность всеохватывающего контроля правящих структур над людьми, вплоть

до манипулирования ими. Преодоление этого противоречия возможно лишь на

путях недопущения любых форм тоталитаризма и защиты достоинства и свободы

каждого человека.

И, наконец, информационная революция окажет серьезное воздействие на

самого человека, его образ жизни, род занятий, самочувствие. Разумеется,

многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать

информатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизацией

социальности, гуманизацией духовной атмосферы. Тем не менее можно

предположить, что формирование банков знаний, доступных для всех,

становление информационной эпистемологии (теории познания) окажут

воздействие на характер интеллектуальной деятельности.

В мир вместе с компьютеризацией входит новый вид реальности -

"ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ", искусственная псевдосреда, с которой можно

общаться как с подлинной. Эта новая технологическая среда окажет мощное (и

пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику.

Сегодня эта перспектива обнаруживается, в частности, в феномене маньяков

компьютерных игр и экстатической (находящейся в состоянии экстаза)

погруженности в "виртуальную реальность".

Диалог микропроцессорной системы и человека, превратившись в постоянный

и необходимый момент жизненного пути, во многом существенно преобразует

процесс обучения, профессиональный труд, досуг, лечение. Высокий уровень

информированности, попросту не сравнимый с современным, пробуждение

творческого потенциала, невиданные способы общения людей - все это породит

иной тип человеческой личности.

Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на основе

компьютерной технологии, следует, видимо, сделать одно важное дополнение.

Как отмечалось отечественными исследователями (например, А. Д. Урсул), это

общество должно быть не только информационным, но и экологическим.

Выдвижение в постиндустриальном обществе на первый план информационных

проблем еще не решает всех коллизий в отношении "общество-природа".

Назревающий глобальный экокризис (о нем подробнее - в следующей лекции)

повелительно требует поворота общества в сторону коэволюционных задач, т.е.

достижения оптимальных отношений человечества и его природно-экологической

среды. Производство не может не стать экологизированным. Иначе мы

захлебнемся в его отбросах, погубим естественные условия нашего обитания.

Как это ни печально, но вещественные и энергетические ресурсы иссякают.

Уже есть обоснованные расчеты, на сколько сможет хватить в обозримом

будущем невозобновляемых ресурсов (уголь, нефть, газ и др.). Но есть один

ресурс, который стремительно возрастает - интеллектуальный, информационный

и прежде всего ресурс научно-технического знания, образованности,

информированности людей. Опираясь главным образом на этот ресурс, включая и

духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть

назревающую глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам истории.

Завершая лекцию о философских проблемах современного развития науки и

техники, поставим вопросы: есть ли будущее у научно-технического прогресса?

Во всех ли отношениях его можно рассматривать как прогресс?

Дело в том, что, создавая "техносферу", человечество теснит природу,

антропогенное (связанное с деятельностью человека) воздействие на биосферу

Земли становится губительным, прерываются естественные циклы возобновления

природных ресурсов. Плата за удобства, комфорт, высокие урожаи и дома с

горячим водоснабжением оказывается непомерно высока. Видимо, не по всем

параметрам и не во всех отношениях научно-технический прогресс есть благо.

Многое в нем пугающе быстро оборачивается злом. Перед человечеством

возникли глобальные проблемы выживания рода людей. Но об этом разговор

пойдет в следующей лекции.

29. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса

Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии

в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-

историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание

Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить

историю.

На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу

исторического процесса. Один - формационный, или монистический, другой -

цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две

концепции - марксистскую и теорию постиндустриального общества.

Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой

развития способа производства. На этой основе происходит выделение

определенных стадий в развитии общества - формаций. Концепция

постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-

исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное,

индустриальное и постиндустриальное.

Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства

человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная

идея второго - отрицание единства истории человечества и его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.