на них. Согласно его учению, движение и изменение является предметом, о
котором нельзя составить строгого знания, а можно иметь только "мнение". В
то же время он многое сделал для исследования природы понятия. Ведь чтобы
объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе
говоря, его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное (неизменное)
в нем, что не дано чувственному восприятию. Вообще к Платону вполне можно
отнести характеристику идеализма, данную В. И. Лениным? "Философский
идеализм есть ТОЛЬКО чепуха с точки зрения материализма грубого, простого,
метафизического. Наоборот, с точки зрения ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО материализма
философский идеализм есть ОДНОСТОРОННЕЕ, преувеличенное развитие
(раздувание распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в
абсолют, ОТОРВАННЫЙ от материи, от природы, обожествленный".
В социально-политических воззрениях Платон выражал взгляды
господствующего класса рабовладельцев, аристократии. Платоновский Город-
Государство должен состоять из 3-х классов:
1) крестьян, ремесленников и купцов;
2) стражей;
3) правителей.
В первом социальном слое должна преобладать умеренность, во втором -
мужество и сила, в третьем - мудрость. Практическое достижение названных
достоинств предполагало, по Платону, постановку в идеальном Городе-
Государстве совершенного образования и воспитания. Низший класс не
нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам учит практика.
Задача этого сословия - умножать богатство, заботиться о материальных
нуждах общества. Сословие охранников должно быть образованным в гимнастике
и музыке с целью укрепления в его душе того элемента, который питает
выносливость и мужество. Мужчины и женщины этого сословия подлежали
одинаковому образованию, им предназначались одинаковые жилища. Для стражей
предусматривалась также общность мужей и жен, а значит и детей. Последние
должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях.
Такая дерзкая концепция воспитания имела единственной целью построить
город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья,
сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и
навсегда победить "мое" и "твое". Все обязаны были говорить "наше". Частная
собственность должна была уступить место общественной.
Воспитание, достойное правителей, должно было соединять практические
занятия с освоением философии. Период пестования "истинного политика-
истинного философа" назывался "длинной дорогой", ибо продолжался он до 50
лет. Между 30 и 35 годами практические задания усложнялись, 35-50,
внедряясь в различных местностях, будущие правители начинали тесно
контактировать с реальной жизнью. Цель образования - максимальное познание
Блага, затем - лепка себя самого по образцу Блага, чтобы потом внедрять и
прививать Благо исторической реальности. Платоновское идеальное Город-
Государство основывалось на высшей ценности Правды и Блага, а
государственная власть должна принадлежать аристократии.
Философия Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире (Македония). Его отец
Никомах был придворным лекарем македонского царя Аминта II. В семье
Аристотель приобрел определенные знания и глубокий интерес к
естествознанию. В 17 лет под влиянием молвы об Академии Платона он покидает
Стагиру, перебирается в Афины и становится учеником Платона. В Академии
Аристотель в течение почти 20 лет развивает свои творческие способности.
Сначала на него заметно влияла философия Платона, в частности, учение об
идеях. Однако менее чем за десять лет пребывания в Академии он
"самоопределился" и занял критическую позицию по отношению к философии
академиков. Несогласие с академической философией в основных вопросах
заставило его в конце концов уйти из Академии, оставить Афины. На некоторое
время он поселился в македонской Пелле, исполнял обязанности учителя
Александра, сына македонского царя Филиппа II. Затем много странствовал и
только через тридцать лет возвратился в Афины, основал здесь собственную
школу в афинском Ликее (Лицее). При школе был сад с крытыми галереями для
прогулок. Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться
по этим галереям со своими слушателями. Поэтому школу стали называть
перипатетической (от греч. перипатео -прохаживаюсь), а ее учеников -
перипатетиками.
Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически исследовал
все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Он написал более 150
научных трудов и трактатов. Его сочинения делятся на две группы:
"экзотерические" (от греч. экзо - вне, снаружи), составленные в форме
диалога и предназначенные для широкой публики вне школы, и "эзотерические"
(от греч. эзо - внутри), - продукт творческой активности Аристотеля в
период преподавания, предназначенный не для публики, а только для учеников
внутри школы. Сочинения первой группы почти полностью утрачены, остались
лишь отдельные фрагменты или только названия работ. Зато хорошо сохранились
сочинения второй группы: до нас дошло множество работ шкалы по философской
проблематике и некоторым разделам естествознания. Логические труды
Аристотеля объединены под названием "Органон", философские проблемы
исследуются в "Метафизике", этические - в "Никомаховой этике",
психологические - в сочинении "0 душе", социально-политические -в
"Политике" и т.д.
В своей "первой философии" ("Метафизике") Аристотель подверг критике
учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и
единичного. Единичное - то, что существует только "где-либо" и "теперь",
оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в
любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в
единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и
постигается умом.
Для объяснения того, что существует, Аристотель признавал четыре
причины; сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова
она есть (ФОРМАЛЬНАЯ ПРИЧИНА); материя и подлежащее (субстрат - от
позднелат. субстратум, букв. - подстилка) - то, из чего что-либо возникает
(МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИЧИНА); ДВИЖУЩАЯ ПРИЧИНА, начало движения; ЦЕЛЕВАЯ
ПРИЧИНА - то, ради чего что-либо осуществляется.
Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее
некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность
стать чем-либо). Всю же активность он приписывал остальным трем причинам,
причем сути бытия - форме - приписал вечность и неизменность, а источником
всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог
Аристотеля - "перводвигатель" мира, высшая цель всех развивающихся по
собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о форме есть
учение объективного идеализма.
Движение по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в
действительность. Он различал 4 рода движения: качественное, или изменение;
количественное - увеличение или уменьшение; перемещение - пространственное
движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.
По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство
"материи" и "формы", причем "форма" -присущий самому веществу "вид",
принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может
рассматриваться и как. "материя", и как "форма". Медь есть "материя" по
отношению к шару ("форме"), который из меди отливается. Но та же медь есть
"форма" по отношению к физическим элементам, соединением которых, согласно
Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, таким
образом, последовательностью переходов от "материи" к "форме" и от "формы"
к "материи".
В учении о познании и его видах Аристотель различал "диалектическое" и
"аподиктическое" (от греч. аподиктикос-доказательный, убедительный)
познание. Область первого -"мнение", получаемое из опыта, второго -
достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень
вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю,
последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания
созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном
определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции (от лат.
дедукцио - выведение; переход от общего к частному) и индукции (от лат.
индукцио - наведение; способ рассуждения от частных фактов, положений к
общим выводам): 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть
приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство - существенное,
должно быть доказано умозаключением особой логической формы -
категорическим силлогизмом (греч, силлогимос; логическое умозаключение, в
котором из двух данных суждений, посылок, получается третье - вывод).
Много внимания Аристотель уделял учению о природе человека и
государстве. Человека он понимал как "политическое животное", т.е.
гениально предугадывал социальное в человеке. Отличие человека от животного
Аристотель видел в его способности к интеллектуальной деятельности.
Социальность человека он связывал прежде всего с семьей, потому что
отстаивал "природное" происхождение и устройство государства: исторически
развитие общества, согласно его учению, идет от семьи к общине (селению), а
от него - к государству (городу, полису).
В "Политике" государство определяется как общение подобных друг другу
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83