Рефераты. Кандидатский по философии






Кандидатский по философии

08.00.10

«Финансы, денежное обращение и кредит»

Ф И Л О С О Ф И Я

Вопросы к вступительному экзамену по философии для поступающих

в аспирантуру для всех специальностей

1. Предмет философии. Роль философии в жизни общества.

2. История философии: направления и этапы.

3. Философия Древней Индии и Китая.

4. Особенности и характерные черты античной философии.

5. Философия Средневековья: специфика и особенности

6. Английская философия XVII века.

7. Немецкая классическая философия.

8. Рационализм и иррационализм.

9. Позитивизм и неопозитивизм

10. Философия марксизма и ее место в истории общественной мысли.

11. Развитие философской мысли в России.

12. Философские категории, их сущность и происхождение.

13. Основные направления современной мировой философии.

14. Философия Нового времени.

15. Познаваемость мира как философская проблема.

16. Проблема метода в философии.

17. Принцип детерминизма в философии. Индетерминизм.

18. Понятие развития и прогресса

19. Рационализм и эмпиризм: специфика и роль в формировании направления

философско-методологической мысли.

20. Общество как целостная система.

21. Философские проблемы взаимодействия природы и общества.

22. Политическая сфера жизни общества. Формы государственности.

23. Гражданское общество и правовое государство.

24. Философские проблемы экономики и политики.

25. Мораль и нравственность: проблемы духовности личности.

26. Право и правовое сознание.

27. Религиозное сознание. Церковь и религия в современной России.

28. Сущность и функции науки в современную эпоху.

29. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического

процесса.

30. Понятие общественного прогресса в социальной философии.

31. Глобальные проблемы современности: философские аспекты.

32. Культура как детерминанта развития общества. Проблемы культуры и

социума.

33. Общественное бытие и общественное сознание: основа и источник

развития социума.

34. Проблема «человек-общество». Основные традиции в рассмотрении

данного вопроса в философии (исторический аспект).

35. Предпосылки, своеобразие и логика развития социальной философии:

исторический аспект.

36. Формирование философских понятий " материя" и "бытие".

37. Проблема истины в философии. Роль научной рациональности.

38. Социальные системы: понятие, сущностные характеристики.

39. Социальные институты: сущность, структура, функции.

40. Социальные общности: понятие, формы, структура.

1. Предмет философии. Роль философии в жизни общества.

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного

сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении

человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и

мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир,

место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-

политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения)

действительности - природы, человека, отношения объективной

действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и

мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как

объективной действительности, так и субъективному миру человека.

Проблемы философии существуют объективно, независимо от философии.

Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество)

существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.

Функции философии:

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям

целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом

мире, делает каждого человека сознательным участником общественного

прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального

плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия -

это эпоха, схваченная в мыслях.

КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и

формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о

мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности,

а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие

связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную

критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает

устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых

идей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая

всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым

создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно,

выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области

знания.

ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет,

интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет

каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в

контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает

ему возможность более глубоко познать ее.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И СОСТОИТ В ОТНОШЕНИИ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ. Он

имеет две стороны: что является первичным - материя или сознание, а также

верно или нет сознание человека познает материальный мир.

В зависимости от решения основного вопроса философии мыслители

разделились на два основных направления - МАТЕРИАЛИЗМ и ИДЕАЛИЗМ.

Материалисты, опираясь на данные научных исследований, утверждают, что

первична материя, а сознание человека вторично, оно возникло в результате

длительного развития материи. Идеалисты считают, что первично сознание:

либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм),

либо в виде сознания человека (субъективный идеализм). Идеалисты не

отрицают материю, но рассматривают ее как низший род бытия - не как

творческое, а как вторичное (сотворенное) начало.

В решении вопроса О ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА также существуют позиции-

антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более

пессимистические системы взглядов: СКЕПТИЦИЗМ (от греч. скептикос -

рассматривающий, исследующий) - идеалистическое философское направление,

подвергающее сомнению возможность достоверного познания объективной

действительности; АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а - отрицание и гносис - знание;

недоступный познанию) - идеалистическое философское течение, отрицающее

возможность познания объективного мира и его закономерностей. Учение о

познании в философии называют ГНОСЕОЛОГИЕЙ.

Формы материализма, как и идеализма, многообразны. Так, различают

метафизический и диалектический материализм. Рассмотрим в качестве примера,

как в рамках ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ решалась одна из

важнейших (особенно для материалистов) философских проблем - ПРОБЛЕМА

МАТЕРИИ.

Определение материи, данное В. И. Лениным, является наиболее

общепризнанным в современном материализме:

МАТЕРИЯ ЕСТЬ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ

РЕАЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ ДАНА ЧЕЛОВЕКУ В ОЩУЩЕНИЯХ ЕГО, КОТОРАЯ КОПИРУЕТСЯ,

ФОТОГРАФИРУЕТСЯ, ОТОБРАЖАЕТСЯ НАШИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ, СУЩЕСТВУЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ

НИХ. О чем говорит это определение?

Во-первых, о том, что главным свойством материи является свойство быть

ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, Т.Е. СУЩЕСТВОВАТЬ ВНЕ НАШЕГО СОЗНАНИЯ. Этим

признается первичность материи по отношению к сознанию.

Во-вторых, если признаком материальности является свойство "быть

объективной реальностью", то никакие тела, вещи, процессы как природные,

так и произведенные человеком, не могут претендовать на свое исключительное

право быть материей. Материя существует только в многообразии конкретных

объектов. Люди открывают все новые и новые свойства природных тел и

процессов, производят бесконечное множество не существующих в природе

вещей. Это дает возможность утверждать, что МАТЕРИЯ НЕИСЧЕРПАЕМА.

В-третьих, материя "копируется, фотографируется, отображается нашими

ощущениями". ЭТИМ ПРИЗНАЕТСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО

МИРА, что означает согласование, совпадение между собой содержания законов

мышления и законов объективного мира. Факт такого согласования объясняется

следующим образом: мышление - продукт человеческого мозга; но и человек, и

его мозг - продукты природы, которые развиваются вместе с ней. В конечном

счете, следовательно, мышление - продукт природы, а потому его законы

совпадают с законами объективного мира.

Понятие "материя" выполняет ту же функцию, что и понятие "бытие"

Парменида в античности или Бога в средневековье: выступает гарантом

существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же

характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворенность.

Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного

обоснования существования не только материального мира, но и духовного.

МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕЩЕЙ И ПРОЦЕССОВ. Это

взаимодействие (а не Бог) выступает, согласно материализму, основанием

мира.

Стоит сказать и о МИРОВОЗРЕНИИ.

Мировоззрение как понятие настолько часто используется в устной речи,

что мы или не обращаем на него внимания, или усматриваем в нем систему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.