Рефераты. Кандидатский по философии






понимание.

Исходя из изложенного, герменевтику часто определяют как способ

философствования, центром которого является интерпретация, понимание

текстов. Это соответствует тому обстоятельству, что в герменевтике языку

уделяется огромное внимание. Тем не менее содержание герменевтики много

шире приведенного определения. В связи с последним утверждением обратимся к

истории становления герменевтики как философского направления.

Выше при определении герменевтики мы использовали центральный для нее

термин "понимание". Что такое понимание? Как понимает человек,

бытийствующий в мире? Когда человек может с полным основанием утверждать,

что он понимает? Если человек задает вопросы, то это свидетельствует о том,

что он недопонимает. Вопрошание запускает процесс понимания. Но как в нем

добиться успеха? Как достичь истины - вот вопрос вопросов.

В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Так

делают, когда решают задачи по математике, физике, другим учебным

дисциплинам. Герменевтик считает, что здесь нет подлинного понимания, а

присутствует всего лишь объяснение. Понимание должно быть по-настоящему

жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-

напросто абстрагируется. В критике "бескровных" идеалов науки герменевтик

согласен с феноменологом. Однако по принципиальным вопросам они расходятся.

Феноменолог в основном ориентируется на созерцание, он стремится к миру

посредством конструкции сознания. Но почему же не вступить в прямой контакт

с внешним миром? Надо, считает убежденный герменевтик, твердо держаться

вещи, не убегать от нее в сознание, не довольствоваться всего лишь

созерцанием и его обработкой в сознании.

Человек изначально находится в мире сущего, испытывает интерес к нему

(на латинском "среди сущего" - интерессе, иначе говоря, быть среди сущего

значит интересоваться им). Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои

границы. С другой стороны, свои границы есть и у каждого человека.

Понимание будет достигнуто и истина откроется, если удастся добиться

слияния границ вещи и человека. Несколько примеров пояснят нам ситуацию.

Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему

возможность показать себя всесторонне, в совершенстве. А для это им надо

пользоваться. Но не любым образом, иначе он просто придет в негодность.

Основные положения герменевтики

- Бытие человека-в-мире.

- Соотносительность человека и мира (вещей).

- Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.

- Потаенность вещи, ее сокрытость.

- Философия как вопрошание.

- Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие как истинность.

- Горизонты человека и вещи.

- Понимание как слияние границ человека и вещи.

- Герменевтический круг.

- Понимание как интерпретация на основе образования, вкуса, таланта,

вовлеченности в традиции интерпретатора.

- Историчность интерпретации.

- Сближение герменевтики с поэтикой.

- Главное дело человека.- понять суть дела.

аналитическая философия

Аналитическая философия - это философствование посредством детального

анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый

передний план, но почему, в силу каких оснований? Таких оснований много,

укажем два главных.

Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математики в начале ХХ

в. (равно как и в его конце). В науке образцом строгости всегда считалась

математика. Но довольно неожиданно математики стали все чаще встречаться с

различного рода парадоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими

затруднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеждение, что

корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания

математики? Логика и некоторый искусственный язык, а также философия.

Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб

Фреге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу (особенно резко

высказывался на этот счет Рассел), что прежняя философия устарела, в ней не

меньше путаницы, чем в математике.

Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в

английских университетах начала ХХ века. Для английских философов,

вспомните Локка, всегда был характерен эмпиризм и сенсуализм, конкретность,

антисхоластичность. Можно даже сказать так: англичане меньшие идеалисты,

чем немцы и французы. Лишь временно, в конце XIX в., в Англии возобладал

идеализм. Реакция не заставила себя долго ждать. Было признано, что

идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное положение дел. В философии

надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, которые необходимы

для отображения всего этого. Итак, в очередной раз мы встречаемся со

стремлением к ясной философии. Ясность философии связывалась прежде всего с

языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и

непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств в истинности языковых описаний

внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это означает, что

ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для человека

фактах. Сравните выражения: "У меня острая зубная боль" и "На улице идет

дождь". Только второе выражение является общезначимым. Отметим также, что

англичанин Джон Мур и австриец Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили

в центр философского анализа не искусственные языки математики и логики, а

естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу

вполне определенных оснований.

Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур

Укажем на основные идеи основателей аналитического движения в

философии.

- Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она

начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным или

ложным, а это - задача логики.

- Логика занимается высказываниями, предложениями, состоящими из слов, т.е.

она имеет языковой характер. Первые философские вопросы: что есть слово?

что есть предложение?

- По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения

могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Уже древние

вавилонские астрономы знали, что "утренняя звезда" и "вечерняя звезда" -

это планета Венера. Два рассматриваемых выражения имеют одинаковое

значение (планета Венера), но разные смыслы, ибо они представляют

различную информацию. Часть логической путаницы заключается в

отождествлении значения имени и его смысла.

- Редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет избежать,

считает Рассел, ложных представлений. Предметное содержание следует

сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо

(это, по Расселу, есть его вариант "бритвы Оккама"; британский философ

Оккам выступал против преумножения сущностей).

- Мур выступал в "защиту здравого смысла" в философии.

- Мур предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более ясные.

постмодернизм

Слово "постмодерн" означает после модерна. Французское слово "модерн"

означает современный. Постмодерн - это прежде всего философия, которая

направлена против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что

феноменология, герменевтика, аналитическая философия по сути своей не

отказались от идеалов нововременной философии. Постмодернисты готовы к

самым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжимает человека

в "объятиях тоталитаризма": жесткие логические схематики, окончательные

выводы, всяческий поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами,

властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия,

насаждение необоснованных ценностей, стремление к непременному согласию

между людьми, умаление эмоционального и чувственного, культивирование

устаревших эстетических и моральных идеалов.

Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма,

чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности,

несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к

признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.

Деррида: метод деконструкции

Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно достичь, считают

постмодернисты, в определенном варианте лингвистической философии. Снова в

центр философствования ставится язык, но не столько речь, сколько письмо,

письменный текст. Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою

позицию, от него теперь труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же

открыто для самых различных его интерпретаций. С этой целью Деррида как раз

и настаивает на деконструкции.

Речь идет о том, чтобы разобрать, разложить на части структуры -

философские, политические, культурные. Для каждого слова надо искать его

заменители (с этим мы отчасти уже знакомы по семейному сходству слов).

Нужно показать, что именно ты усмотрел в данном слове или высказывании, при

этом широко используются метафоры, символы, описания слов в словарных

статьях.

Суть философствования Деррида состоит в высказывании той же самой вещи,

но и другой, в переписывании ее. Переписывать следует "в слове, которое

оказалось бы и более красивым. Когда я говорю об этом написании другого,

которое окажется более красивым, я, очевидно, понимаю перевод как риск и

шанс поэмы". Другими словами, рискуй в поисках красоты. К этой точке зрения

близок другой французский философ, Ролан Барт, который понимал текст как

"никакой власти, немного знания, толика мудрости и как можно больше

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.