Рефераты. Кандидатский по философии






мышление категориями, т.е. общими понятиями;

ступень чисто разума.

В книге "Критика практического разума" Кант утверждал, что объектом

познания является материальная вещь вне человека, вне его сознания. Мысль,

с материалистической точки зрения, верная. Однако органы чувств человека,

пишет далее Кант, дают знание лишь внешней стороны предметов, внутренняя их

сущность недоступна. Она не открывается человеку. Поэтому возникает

кантовская "вещь в себе", которая скрывает сущность, не делает ее "вещью

для нас". "Вещь в себе" для нас только ноумен (от греч. ноуменон -

умопостигаемое, подразумевается нечто умопостигаемое в противоположность

феномену, данному в опыте и постигаемому чувствами), т.е. умопостигаемая,

но не данная в опыте сущность.

Так уже на первой ступени познания Кант метафизически противопоставлял

явление и сущность, в то время как сущность является внутренним содержанием

предмета, а явление - внешней формой его существования. Поэтому

анализирующий рассудок через явление идет к внутренней сущности предметов.

В работе "Критика способности суждения" Кант анализирует вторую ступень

познания. На этой ступени, по его мнению, абстрактное мышление категориями

(общими понятиями) только прилагается к единичным вещам, к индивидуальной

сущности предметов. Следовательно, эта сущность, как и на первой ступени,

оказывается непознаваемой. Здесь ограничение познания миром явлений Кант

объяснял тем, что общие понятия возникли в сознании субъекта априори (от

лат. априори - из предшествующего, подразумевается знание, предшествующее

опыту и независимое от него) и не имеют связи с объективной реальностью.

Как видите, Кант ошибочно оценил и вторую ступень познания. Общие

понятия отражают общие свойства предметов. Значит, сущность ближе к общему,

а не к индивидуальному. Поэтому общие понятия раскрывают и обозначают

сущность вещей. Они познаваемы.

Третью ступень познания Кант рассматривает в книге "Критика чистого

разума", где способность человека к философскому, а не обыденному мышлению

признается только за людьми с высшими, философскими наклонностями. И здесь,

согласно его учению, чистый разум, решая общие проблемы мироздания (конечен

или бесконечен мир в пространстве и во времени и др.), запутывается в

неразрешимых противоречиях, и Кант ставит знак равенства между

неразрешимостью и непознаваемостью. Ошибочным оказывается и этот вывод

мыслителя. Обнаружение разумом противоречивости мира свидетельствует не о

его бессилии, наоборот, о его торжестве.

"Прогулка" по кантовским ступеням показывает, что их создателю была

неведома диалектика процесса познания. Непознаваемую "вещь в себе",

последовательный агностицизм Канта впоследствии справедлива критиковали

многие философы. Споры вокруг него не утихают до сих пор.

15. Познаваемость мира как философская проблема.

Познание – это душевная деятельность, результатом которой получается

знание явлений внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и

закономерной последовательности. П. слагается из ряда психических актов:

ощущения, восприятия, представления и образования понятий (идей) и

суждений. Основные вопросы теории П. (гносеологии) заключается в признании

или отрицании соответствия между нашими представлениями и

действительностью, в определении источников и содержания П. Главнейшие

направления теории П.: 1) скептицизм (П. относительно и недостоверно; П.

абсолютного недоступно); 2) рационализм (источником П. является разум и

присущие ему идеи); рационализм есть или догматический, признающий

тождество мышления и действительности (Гегель), или критический,

усматривающий пределы П. в свойствах наших психич. способностей (Кант); 3)

реализм (источником познания служит опыт, внешний: эмпиризм, сенсуализм,

Локк или опыт внутренний: спиритуализм; 4) мистицизм (источником П.

является сверхчувственное общение с божеством); 5) идеализм (истинное бытие

признается лишь в представлениях нашего ума, Беркли, Юм, Фихте; имманентная

философия); 6) материализм (истинное бытие признается лишь в веществе); 7)

позитивизм (содержанием П. служат лишь предметы опыта); 8) эмпириокритицизм

(соединяет элементы вышеупомянутых систем) и др.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру

является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой

проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности,

связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в

неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с

особенностями развития науки и самой философии в известные периоды.

Эти трудности связаны, в частности, с тем, что наши органы чувств

сходно реагируют на различные раздражители. Так, глаз не только на свет и

цвет, но и на механическое и электрическое раздражение реагирует свето- и

цветоощущением.

Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм,

сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных

знаний, а позднее, уже в Новое время, сформировался агностицизм Юма и

Канта, о чем ранее уже шла речь. Д.Юм считал, что человек может иметь дело

только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен, в силу чего

вопрос о существовании, а значит, и познании внешнего мира становится

бессмысленным.

И.Кант, в отличие от Юма, признавал существование внешнего мира, но это

мир вещей в себе, недоступный человеку, который ограничивается в познании

опять-таки миром своих ощущений. Позднее очередной рецидив агностицизма был

связан с механизмом, выросшим на почве трудностей истолкования новых

открытий в физике на рубеже XIX и ХХ столетий. И хотя агностицизм имеет

основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться

с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было

бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая

философия проблему познаваемости мира решает положительно. Но чем

обосновывает диалектико-материалистическая философия положительное решение

вопроса о познаваемости мира?

Это решение базируется на том, прежде всего, что наши ощущения,

представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы

и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и

социальные объекты. Обращая внимание на это, Л. Фейербах писал, что глаз

солнцеподобен. Иными словами, глаз вызван к жизни светом, а значит,

способен отражать и свет, и цвет.

Но, пожалуй, не это самое важное. Важнее то, что вывод о способности

человека (и человечества) познавать мир есть итог, вывод изо всей истории

развития познания, процесса непрерывного превращения непознанных вещей,

"вещей в себе" в вещи познанные, в вещи для нас. Наконец, самое главное,

решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической

деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая,

материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с

объектами, доказывает человек мощь, посюсторонность своего мышления, его

способность познавать мир.

Познание - сложный, многогранный процесс, исследуемый рядом наук.

Теория познания сосредоточивает свое внимание на философских,

мировоззренческих аспектах этого процесса, изучает его самые общие

закономерности. На этих мировоззренческих моментах познавательного процесса

мы и сосредоточим свое внимание в дальнейшем.

Будут следовательно, рассмотрены объект и субъект познания, роль и

место практики в этом процессе, соотношение в нем чувственного и

рационального отражения, проблемы истинности знаний, завершает анализ

вопросы науки и научного познания, его методов и форм. Выше было отмечено,

что сущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение

действительности. Уже происхождение сознания, о чем говорилось в теме

"Сознание", органически связано с таким всеобщим свойством материи, как

отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое

проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через

органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие

предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого

определяются его опытом, социальной практикой.

Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-

опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс

познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и

субъекта. Содержание знания субъект черпает не из собственных глубин. Это

содержание не произвольно, оно зависит от самой действительности, в силу

чего познание, мыслительная деятельность человека и общества есть процесс

отражения этой действительности в сознании.

Однако это не пассивное, зеркальное отражение. Оно предполагает

активное отношение человека к миру уже потому, что человечество познает

действительность не ради знания самого по себе, а в целях ее осознанного

преобразования. Объект познания в силу этого не представляет собой чего-то

неизменного. Сказать, что объектом познания является природа, значит

сказать и мало, и много. Это мало, поскольку объектом познания является не

только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Но

это и много, так как в каждую историческую эпоху объект познания конкретен,

он включает лишь часть, лишь определенные фрагменты природных и социальных

процессов. Так, растения и животные всегда состояли из клеток, а объектом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.