Рефераты. Кандидатский по философии






бы сворачиваются, компактифицируются. Поэтому макропростран-ственные

характеристики оказываются трехмерными, а значит, для описания

пространственного поведения макрообъектов достаточно использовать всего три

переменные (х, у, z).

Приведенные данные показывают, что пространство — это по сути своей

проявление физических взаимодействий. Их изменения проявляются в свойствах

пространства.

В последные годы была выдвинута привлекательная идея: биологическим и

социальным явлениям присуще особое, не физическое, а соответственно

биологическое и социальное пространство. Кажется вполне последовательным

считать, что биологическим процессам присуще биологическое пространство.

Состоятельна ли идея о существовании особых нефизических — биологического и

социального — пространств?

Биологические и социальные характеристики, а таковы жизнь и сознание,

не обладают пространственными параметрами. Абсурдными представляются

выражения типа "мысль длиной 3 метра", "жизнь объемом 2 кубометра". Особые

нефизические биологическое и социальное пространства не удалось обнаружить,

но идея о их существовании не является бессмысленной. Дело в том, что

физические пространственные характеристики могут иметь символическое бытие,

представлять собой символы соответствующих биологических и социальных

явлений. С символическим бытием физического пространства мы встречаемся на

каждом шагу, особенно выразительны в этом отношении произведения скульптуры

и живописи, архитектурные сооружения. Пространственная архитектура церкви

Покрова на Нерли способна вызвать многочисленные положительные эмоции у

православного. Соответственно готический пражский собор настроит на

религиозную волну католика. Но и в первом, и во втором случаях

пространственные характеристики имеют символическое значение, они присущи

сооружениям, а отнюдь не мыслям и чувствам верующих. Сами же по себе мысли

и чувства не обладают пространственными характеристиками. К сожалению,

символическое значение пространственного бытия изучено пока недостаточно.

В отличие от пространства время характеризует не сосуществование, а

сменяемость, процессуальность явлений. Время — это длительность процессов и

соотношения между ними, фиксируемые терминами типа: продолжительнее,

раньше, позже и т.п.

Подобно тому как пространство считается подчас существующим само по

себе, время также признается многими чем-то самостоятельным, независимым от

физических, равно как и от любых других процессов (субстанциальная

концепция времени). Главным аргументом в пользу субстанциальной концепции

времени является принявшее догматический характер определенное истолкование

механики Ньютона. Многие считают, что в механике Ньютона время вводится как

независимая переменная. В действительности же здесь изучаются относительно

простые явления, такие, для которых время "везде одно и то же". Но отсюда

не следует, что время существует вообще независимо от материальных

процессов. Это обстоятельство получает в более сложных, чем ньютоновская

механика, теориях довольно всестороннее обоснование.

Согласно специальной теории относительности, одновременность не

является чем-то абсолютным, она относительна. События, которые в одной

системе отсчета одновременны, в другой могут быть неодновременными. Если

скорость перемещения объектов увеличивается, то их время замедляется. С

этим связан парадокс близнецов, из которых тот моложе, который в отличие от

своего брата участвовал в космическом путешествии на быстрых ракетах.

Согласно общей теории относительности, время замедляется при увеличении

гравитационных потенциалов. Согласно же квантовой механике, время органично

связано с энергией. Приведенные и другие данные позволяют считать, что

время применительно к физическим явлениям есть форма проявления физических

взаимодействий (реляционная концепция времени). Но так обстоит дело с

физическими процессами, а какова ситуация в области биологических и

социальных явлений?

Выше было рассмотрено символическое значение физического пространства.

Аналогичное рассмотрение может быть осуществлено и относительно физического

времени, которое также обладает символическим значением. Сплошь и рядом мы

пытаемся характеризовать нашу деятельность в единицах физического времени,

т.е. в часах и минутах. Рабочее время, продолжительность учебных занятий,

время отдыха — за всем этим мы часто видим социальные реалии, т.е.

фактически физическое время воспринимается символически. Но если выше мы

имели основания не признавать реальность биологического и социального

пространства, то в случае с биологическим и социальным временем ситуация

выглядит несколько по-иному.

Время выражает изменчивость явлений. Поскольку биологические и

социальные явления изменяются, то вполне логично ожидать, что они временны,

т.е. обладают адекватными их сути временными характеристиками. Этими

временными характеристиками не могут быть физические параметры. На самом

деле, за 45 минут учебных занятий можно добиться и малого, и большого

эффекта. Но это означает, что 45 минут — а это физическая характеристика —

не являются адекватной характеристикой существа учебных занятий. Возьмем

другой пример. Люди одного календарного возраста обычно находятся в

различных биологических состояниях. И здесь физическое время не является

адекватной характеристикой теперь уже биологических процессов.

В поиске характеристики, адекватной природе биологических явлений,

биологи выдвинули концепцию биологического возраста. Для организма человека

этот возраст задается вероятностью смерти. Чем она больше, тем выше

биологический возраст. В случае развития зародыша его биологический возраст

задается числом клеточных делений. Биологический возраст гороха 'определяют

по числу почкований. Биологическое время есть адекватная природе

биологических процессов количественная характеристика. Биологический

возраст указывает степень удаления организма от момента рождения.

Биологическое время есть системно-символическое образование, оно существует

над физическим.

В области социальных явлений время также имеет системно-символический

характер. И здесь целесообразно вводить особые параметры социального

времени. В общественных науках о социальном возрасте говорят редко, но он

есть. Дление, бренность социальных организмов количественно можно задать не

иначе как посредством параметра социального возраста. Приведем два

относительно простых примера. Студент изучает философию месяц, два месяца,

полгода. Длится физическое время, растут знания студента. Чтобы выразить

рост знания, изобретен институт оценок. Оценки "неудовлетворительно",

"удовлетворительно", "хорошо", "отлично" соответствуют достижениям

студента, характеризуют его, в нашем случае, философский возраст.

Применительно к экономическим явлениям для измерения времени изобретен

механизм товарно-денежных отношений. Тот товар дороже, цена которого

больше. Деньги измеряют экономическое время.

Как видим, следует различать: физическое время как выражение физических

взаимодействий, символическое значение физического времени, биологическое и

социальное время как особые системно-символические образования. В общем

случае время есть количественная мера движения, характеристика

продолжительности бытия данного объекта.

Время необратимо в той же степени, что и сами происходящие процессы.

Время одномерно, т.е. для его математического задания достаточно одной

переменной. Вполне возможно, что в скором будущем удастся доказать

многомерность времени, пока на этот счет существуют лишь гипотезы.

Хорошо известно, что человек ограничен в своих возможностях, которые

он, однако, способен оценить, иногда, впрочем, лишь на уровне экспертных

оценок, посредством задания, например, календарного, биологического,

социального возраста. Желание достичь большего эффекта вынуждает личность

наполнить каждую единицу календарного времени действиями, которые бы

замедляли рост биологического возраста ("а жить-то хочется") и наращивали

характеристики социального времени. В основе своей деятельности, своего

бытия человек соотносит, проецирует друг на друга все свои временные шкалы

и в соответствии со своими целями стремится достигнуть желаемого, например

экономии своего рабочего времени. Что касается хода общественного развития,

то его ускорение означает, что единице календарного времени соответствуют,

по мере развития общества, все большие "куски" социального времени.

Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм

Экологическая философия изучает методами философии взаимодействие

общества и природы, пути утверждения гармонического единения между

человеком и миром природы. Как этого достичь в условиях, когда человек

стремится добиться успеха во что бы то ни стало, когда большая часть

ограниченных ресурсов планеты переводится в отходы и мусор, загрязняющие

планету? Как добиться сохранения экосистемы человек — природа в условиях

доминирования не экологических, а экономических и политических интересов?

Выход из кризисной ситуации видят в основном в придании приоритета

экологическим ценностям. Материальное производство, используемые

технологии, экономика, политика — все это должно быть подчинено требованиям

экологической этики и экологического права/Так как воздействие человека на

природу часто имеет планетарный характер, то целый ряд актуальных

экологических проблем может быть разрешен лишь в условиях международного

сотрудничества и наличия реального чувства международной экологической

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.