государством. Если государство принимает законы, ограничивающие права
личности, это право или бесправие? Вот тут-то и срабатывает упомянутое выше
различение права и закона: закон может быть и НЕПРАВЫМ, если он нарушает
основополагающие принципы права (равенство, свобода, справедливость), если
он покушается на "естественные" права и свободы личности.
Поэтому первым принципом правового состояния государства и объявляется
БЕЗУСЛОВНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ, которые "выше"
любого закона, любого нормативно-принудительного акта государства. Кроме
того, само государство и его чиновники должны быть поставлены в рамки
правовых законов. Государственная всесильная воля сама должна быть
ограничена законом. В этом смысл принципа ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА. Право
одинаково обязательно и для "власть предержащих", и для подвластных.
Такое самоограничение государства реально возможно только при соблюдении
принципа РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, исключающего монополизацию власти в руках
одного лица или органа. Смысл этого принципа правового государства - в
предотвращении сползания государства к тоталитаризму, в разъединении
государственного монолита на три равноправные части (или "ветви власти"),
которые обладают самостоятельностью, независимостью и главное - взаимно
контролируют друг друга, не допускают превышения полномочий какой-либо из
властей.
Концепция правового государства, венчающая общий замысел либерально-
просветительской трактовки сущности права, стала значительным теоретическим
достижением философско-правовой мысли. В странах, где эта концепция дошла
до практического воплощения, в целом сформировался достаточно строгий
правовой порядок. Однако для большей части человечества, в т.ч. и для нашей
страны, то состояние общества, которое можно было бы назвать подлинно
правовым, по-прежнему остается лишь заманчивой и желанной целью, в общем-то
вполне достижимой, но, к сожалению, не в самом ближайшем будущем.
Правосознание и его уровни.
Право, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в
сознании .людей в виде неких знаний и оценок, чувств и привычек, в
совокупности образующих особую форму общественного сознания -
ПРАВОСОЗНАНИЕ. В нем выражены представления какой-либо социальной группы
или индивида не только о самом праве, но также об обеспечивающих
существование права институтах - государстве, правосудии, законности.
Правосознание, как и любая другая форма сознания, неоднородно. Его
"нижний" этаж составляют правовые привычки, чувства эмоции,
несистематизированные знания. Это область ОБЫДЕННОГО, или "ПРАКТИЧЕСКОГО"
СОЗНАНИЯ. В нем выражено определенное фактическое знание индивидами права,
проявляющееся в стремлении следовать правовым стандартам поведения.
Любопытно, что индивид может и не подозревать о том, что он является
обладателем некой суммы правовых знаний. Но выполняя принятые в обществе
правила поведения, типа соблюдения договоренностей, предоставления взаимных
услуг, возмещения ущерба, совершения актов купли-продажи и пр., индивид тем
самым демонстрирует "практическое знание" правовых нормативов, которые
могут и не выделяться сознанием именно как правовые. Такие, фактически
являющиеся правовыми, навыки, знания по существу несут на себе главную
нагрузку по регулированию повседневных взаимоотношений отдельных людей.
Там же, где речь идет о правовых отношениях людей как представителей
определенных социальных групп или же эти отношения строятся через
социальные институты (государства, правосудия и пр.), там необходим иной
уровень правосознания - ТЕОРЕТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ. На этом уровне
осуществляется осмысление самой сущности права, его возможностей и границ,
анализ опыта правовой жизни, деятельности правовых институтов и реальной
отдачи правовых норм и т.д.
Это уже - сфера действия профессионалов, т.е. теоретиков, идеологов. К
их компетенции относятся разработка системы правовых наук, научно-
практические рекомендации законодательным и право-применительным органам,
обучение правовым знаниям, навыкам и т.д. Поскольку здесь речь идет о
теории, т.е. научном уровне освоения права, то, конечно, же эта
деятельность относится к духовному производству со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
Степень развитости правосознания как практического, так и теоретического
является одним из важнейших показателей общего правового состояния
общества, его правовой культуры.
27. Религиозное сознание. Церковь и религия в современной России
Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление
социума и феномен духовной жизни общества. Религия - это сложное совокупное
понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов,
культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты,
конкретные формы взаимоотношений между верующими и религиозной организацией
и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое
специфическое смысловое наименование, свою историю возникновения и
дальнейшего существования, свое, каждый раз особенное, преломление через
этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму.
Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей
в становлении религий и их исторических разновидностей относится к
религиоведению. Вместе с тем эта проблематика имеет и другой-
общефилософский аспект, связанный с изучением различных форм общественного
сознания. Нет ни одного народа , который не знал бы религии и,
следовательно, возникновение и развитие религиозных представлений, вне
зависимости от их конкретного смыслового наполнения, связано с какими то
социально- психологическими свойствами и потребностями человека, которые
так или иначе удовлетворяются различными вариантами конкретных религий. В
этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм
общественного сознания.
Понятие религиозной формы общественного сознания , таким образом,
подчеркивает тот факт, что наличие религиозных представлений соответствует
духовным потребностям человека - это с одной стороны, а с другой - религия
как форма общественного сознания является отражением реальных сторон
общественного бытия.
В общем виде общественное бытие можно представить как совокупность
действий и отношений складывающихся на определенном этапе исторического
развития общества. Содержанием общественного бытия являются во - первых,
отношения между людьми складывающиеся в, процессе совместного производства,
обмена и потребления, во - вторых, это непосредственная связь людей с
природой, со средствами производства материальных благ, в - третьих,
отношения индивидуальные, семейные, групповые, национальные, религиозные.
Религиозное сознание как форма общественного сознания с одной стороны
отражает общественное бытие (бытие человека религиозного), а с другой, само
его (бытие) творит. Анализ функционирования и взаимодействия элементов
структуры общественного сознания показывает, что религия проникает во все
сферы, оказывает определенное влияние на все элементы, определяя отношения
к миру в целом, к семье, к обществу...
В самой общей форме можно сказать, что религия есть сфера духовной
жизни общества, группы, индивида, что она есть особый способ практически -
духовного освоения мира и область духовного производства. По отношению к
обществу в целом религия предстает как общественная подсистема, сложное
образование, в котором осуществляется деятельность, складывается сложная
структура.
Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому - либо
одному элементу и не могут рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов,
а их взаимосвязь осуществляется прежде всего в процессе функционирования.
Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся
в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно - исторической
ситуацией, определенные функции.
Выделяется несколько важнейших функций религии: мировоззренческая,
компенсаторная, коммуникативная, регулятивная,
интегрирующедезинтегрирующая, культурно- транслирующая...
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря,
прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека,
общество, природу. Религия включает в себя миропонимание ( объяснение мира
в целом и отдельных явлений и процессов в нем ), миросозерцание ( отражение
мира в ощущении и восприятии), мирочуствование ( эмоциональное принятие или
отвержение ), мироотношение ( оценку ). Религиозное мировоззрение дает
систему координат, в рамках которой осмысливается мир, общество, человек,
оно дает цель и смысл жизни. Придание смысла бытию человека предоставляет
возможность верующему вырваться за пределы ограниченности бытия,
поддерживать надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий,
несчастий и т.п.
Компенсаторная функция восполняет зависимость и бессилие людей перед
обстоятельствами. Давление необходимости, ограниченность возможностей
преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в
"равенство" в греховности, в страдании, разобщенность и изоляция заменяются
братством в общине, разобщенность, безразличие людей в быту возмещаются
личностным богообщением и общением в религиозной группе. Важным является
психологический аспект компенсацииснятие стресса, угнетения, релаксация и
катарсис
Коммуникативная функция религии включает процессы обмена информацией,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83