Рефераты. Кандидатский по философии






"естествознания.

6. Английская философия XVII века.

XVII век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием

буржуазных отношений в обществе. Потребности капиталистического

производства коренным образом изменили отношение людей к науке, к целям и

значению человеческого познания. Если во времена средневековья главные

усилия человеческих умов были направлены на обоснование существования Бога

и доказательства величия его творения, то в век нарождающегося

капиталистического производства наука и ее инструмент — разум

рассматривается как полезные инструменты созидания и преобразования мира.

Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый английский

политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон (1561 —1626). Бэкон дал

философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки,

разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский

афоризм «Знание — сила» в течение трех веков является символом науки.

Наука, по мнению Бэкона, не может служить только целям обоснования

Бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки — изобретения и

открытия. Цель же изобретений и открытий — человеческая польза:

удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, повышение потенциала

ее энергии, умножение власти человека над природой. Но наука, по Бэкону, в

современном виде не способна решать позитивные задачи, необходимо

перестроить здание науки. Для этого, по его мнению, следует проделать два

вида работ: критическую и позитивную.

Критическая, разрушающая часть философской системы Бэкона направлена на

выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их

преодолению. Здесь можно выделить два основных направления: учение об

идолах или призраках и критику схоластического метода познания.

Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность

сознания людей так называемыми идолами — искаженными образами

действительности, ложными представлениями и понятиями. Он различал четыре

вида идолов, с которыми человечеству следует бороться: 1) идолы рода; 2)

идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра.

Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи

всему человеческому роду и являются результатом ограниченности

человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего

проявляется в антропоморфизации вещей, то есть наделении природных явлений

человеческими характеристиками, примеши-вание к естественной природе своей

собственной человеческой природы. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию

идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с

предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность.

Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о

действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира.

У каждого человека, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный

внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и

процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей

субъективности и есть причина данного вида заблуждений.

К идолам рынка или площади Бэкон относит ложные представления людей,

порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова

часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из-

за слов, увлечении словопрениями, что в, конечном счете, отвлекает людей от

изучения явлений природы и правильного их понимания. Идолами рынка или

площади Бэкон их называет потому, что в средневековых городах и во времена

Бэкона схоластические словопрения по поводу таких проблем как, например,

сколько чертей может разместиться на конце иглы, происходили в местах

скопления людей — рынках и площадях.

В категорию идолов театра Бэкон включает ложные представления о мире,

некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая

философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или

комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было

поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные,

искусственные миры. Люди же эти постановки воспринимали «за чистую монету»,

ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих

правил для своей жизни.

Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их

преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка

и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком

прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними

должна проходить через преобразования общественного сознания.

В связи с этим важное место в философской системе Бэкона занимает

критика господствующей в средние века схоластической философии, которую он

считал главным препятствием на пути изучения природы. Бэкон говорил, что

схоластическая философия плодотворна на словах, но бесплодна в делах и не

дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Коренной порок схоластики

Бэкон усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его мнению, в

сосредоточенности всей мыслительной деятельности на силлогизмах, на

выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон

доказывал, что пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь подлинного

познания вещей и законов природы. Схоластической теории силлогизма, как

основной формы познания, Бэкон противопоставил индуктивный метод

(особенности которого мы рассмотрим немного позже).

Для того, чтобы оторвать философию от бесплодных богословских споров и

дать философии возможность самостоятельного развития, Бэкон выдвинул теорию

двойственной истины. В этой теории он проводил строгое разграничение

предмета, функций и способов познания в теологии и философии. Теология

изучает Бога — бог-опознание. Ее функция — обоснование и защита

религиозного вероучения. Предмет философии — природа; цель философии —

изучение законов природы, разработка метода познания природы. Поэтому

методы у них различны: теология опирается на сверхъестественное откровение

— авторитет Священного Писания и церкви, а философия — на совпадение мысли

с действительностью, на истину.

учение бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода

Центральная часть философии Бэкона — учение о методе. Метод для Бэкона

имеет глубокое практическое и социальное значение. Он — величайшая

преобразующая сила, поскольку правильно ориентирует теоретическую и

практическую деятельность человека, максимально поднимает ее эффективность.

Указывая кратчайший путь к познанию, к новым открытиям и изобретениям,

метод увеличивает власть человека над силами природы, содействует

человеческому счастью.

Бэкон был родоначальником английского эмпиризма. Его метод основывался

на признании ведущей роли в познании опыта. Познание, по Бэкону, является

ничем иным, как изображением внешнего мира в сознании человека. Оно

начинается с чувственных познаний, с восприятий внешнего мира, но

последние, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке, в

подтверждении и дополнении. «Непосредственному восприятию чувства самому по

себе, писал он, мы не придаем много значения, но проводим дело к тому,

чтобы чувство судило только об опыте, а опыт о самом предмете» «Самое

лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте» —

продолжает он ту же мысль.

Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует

проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный и опыт светоносный.

Он придает большое значение плодоносным опытам, практической пользе

исследования. «Среди указанных им (то есть опытом) признаков нет более

верного и заслуживающего внимания, чем принесенные плоды. Ибо плоды и

практические изобретения суть как бы поручителем и свидетелем истинности

философии» , — пишет он в «Новом Органоне». Бэкон не абсолютизирует роль

практической пользы. В связи с этим он указывает на важность светоносных

опытов, непосредственных теоретических исследований в целях более глубокого

познания предмета. «Развитию науки, — пишет Бэкон, — способствуют только те

опыты, которые сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию

причин и аксиом. Следует заботиться о большом запасе данных опытов».

Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определенному методу. Таким

методом в философии Бэкона выступает индукция. Бэкон учил, что индукция —

это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств,

единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в

дедукции порядок движения мысли об общего к частному, то в индукции — от

частного к общему.

Предложенный Бэконом метод, предусматривает последовательное

прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в

соответствующей таблице. Таким образом, весь объем эмпирического

индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц. Среди

них: 1). Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося

явления); 2). Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи

отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах);

3). Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или

уменьшения данного признака в одном и том же предмете); 4). Таблица

отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном

явлении, не типично для него); 5). Таблица «сбора плодов» (формирование

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.