"естествознания.
6. Английская философия XVII века.
XVII век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием
буржуазных отношений в обществе. Потребности капиталистического
производства коренным образом изменили отношение людей к науке, к целям и
значению человеческого познания. Если во времена средневековья главные
усилия человеческих умов были направлены на обоснование существования Бога
и доказательства величия его творения, то в век нарождающегося
капиталистического производства наука и ее инструмент — разум
рассматривается как полезные инструменты созидания и преобразования мира.
Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый английский
политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон (1561 —1626). Бэкон дал
философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки,
разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский
афоризм «Знание — сила» в течение трех веков является символом науки.
Наука, по мнению Бэкона, не может служить только целям обоснования
Бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки — изобретения и
открытия. Цель же изобретений и открытий — человеческая польза:
удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, повышение потенциала
ее энергии, умножение власти человека над природой. Но наука, по Бэкону, в
современном виде не способна решать позитивные задачи, необходимо
перестроить здание науки. Для этого, по его мнению, следует проделать два
вида работ: критическую и позитивную.
Критическая, разрушающая часть философской системы Бэкона направлена на
выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их
преодолению. Здесь можно выделить два основных направления: учение об
идолах или призраках и критику схоластического метода познания.
Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность
сознания людей так называемыми идолами — искаженными образами
действительности, ложными представлениями и понятиями. Он различал четыре
вида идолов, с которыми человечеству следует бороться: 1) идолы рода; 2)
идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра.
Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи
всему человеческому роду и являются результатом ограниченности
человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего
проявляется в антропоморфизации вещей, то есть наделении природных явлений
человеческими характеристиками, примеши-вание к естественной природе своей
собственной человеческой природы. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию
идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с
предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность.
Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о
действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира.
У каждого человека, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный
внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и
процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей
субъективности и есть причина данного вида заблуждений.
К идолам рынка или площади Бэкон относит ложные представления людей,
порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова
часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из-
за слов, увлечении словопрениями, что в, конечном счете, отвлекает людей от
изучения явлений природы и правильного их понимания. Идолами рынка или
площади Бэкон их называет потому, что в средневековых городах и во времена
Бэкона схоластические словопрения по поводу таких проблем как, например,
сколько чертей может разместиться на конце иглы, происходили в местах
скопления людей — рынках и площадях.
В категорию идолов театра Бэкон включает ложные представления о мире,
некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая
философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или
комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было
поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные,
искусственные миры. Люди же эти постановки воспринимали «за чистую монету»,
ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих
правил для своей жизни.
Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их
преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка
и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком
прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними
должна проходить через преобразования общественного сознания.
В связи с этим важное место в философской системе Бэкона занимает
критика господствующей в средние века схоластической философии, которую он
считал главным препятствием на пути изучения природы. Бэкон говорил, что
схоластическая философия плодотворна на словах, но бесплодна в делах и не
дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Коренной порок схоластики
Бэкон усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его мнению, в
сосредоточенности всей мыслительной деятельности на силлогизмах, на
выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон
доказывал, что пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь подлинного
познания вещей и законов природы. Схоластической теории силлогизма, как
основной формы познания, Бэкон противопоставил индуктивный метод
(особенности которого мы рассмотрим немного позже).
Для того, чтобы оторвать философию от бесплодных богословских споров и
дать философии возможность самостоятельного развития, Бэкон выдвинул теорию
двойственной истины. В этой теории он проводил строгое разграничение
предмета, функций и способов познания в теологии и философии. Теология
изучает Бога — бог-опознание. Ее функция — обоснование и защита
религиозного вероучения. Предмет философии — природа; цель философии —
изучение законов природы, разработка метода познания природы. Поэтому
методы у них различны: теология опирается на сверхъестественное откровение
— авторитет Священного Писания и церкви, а философия — на совпадение мысли
с действительностью, на истину.
учение бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода
Центральная часть философии Бэкона — учение о методе. Метод для Бэкона
имеет глубокое практическое и социальное значение. Он — величайшая
преобразующая сила, поскольку правильно ориентирует теоретическую и
практическую деятельность человека, максимально поднимает ее эффективность.
Указывая кратчайший путь к познанию, к новым открытиям и изобретениям,
метод увеличивает власть человека над силами природы, содействует
человеческому счастью.
Бэкон был родоначальником английского эмпиризма. Его метод основывался
на признании ведущей роли в познании опыта. Познание, по Бэкону, является
ничем иным, как изображением внешнего мира в сознании человека. Оно
начинается с чувственных познаний, с восприятий внешнего мира, но
последние, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке, в
подтверждении и дополнении. «Непосредственному восприятию чувства самому по
себе, писал он, мы не придаем много значения, но проводим дело к тому,
чтобы чувство судило только об опыте, а опыт о самом предмете» «Самое
лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте» —
продолжает он ту же мысль.
Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует
проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный и опыт светоносный.
Он придает большое значение плодоносным опытам, практической пользе
исследования. «Среди указанных им (то есть опытом) признаков нет более
верного и заслуживающего внимания, чем принесенные плоды. Ибо плоды и
практические изобретения суть как бы поручителем и свидетелем истинности
философии» , — пишет он в «Новом Органоне». Бэкон не абсолютизирует роль
практической пользы. В связи с этим он указывает на важность светоносных
опытов, непосредственных теоретических исследований в целях более глубокого
познания предмета. «Развитию науки, — пишет Бэкон, — способствуют только те
опыты, которые сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию
причин и аксиом. Следует заботиться о большом запасе данных опытов».
Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определенному методу. Таким
методом в философии Бэкона выступает индукция. Бэкон учил, что индукция —
это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств,
единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в
дедукции порядок движения мысли об общего к частному, то в индукции — от
частного к общему.
Предложенный Бэконом метод, предусматривает последовательное
прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в
соответствующей таблице. Таким образом, весь объем эмпирического
индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц. Среди
них: 1). Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося
явления); 2). Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи
отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах);
3). Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или
уменьшения данного признака в одном и том же предмете); 4). Таблица
отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном
явлении, не типично для него); 5). Таблица «сбора плодов» (формирование
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83