Рефераты. Кандидатский по философии






подчеркивает выдвинутый еще локаятой принцип свабхавы, индивидуальной

природы каждой вещи. Особенностью чарваки является сосредоточенность на

разработке этической концепции. Чарвака видит в понятиях добра и зла

иллюзию, созданную человеческим воображением. Согласно ее учению, реальны

только страдания и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость

каких-либо аскетических ограничений, налагаемых религиозными правилами,

чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия

получение наслаждения. Причем то, что оно может быть сопряжено со

страданием, не должно останавливать стремление к его достижению.

Последовательный гедонизм делает эту школу уникальным явлением в истории

индийской мысли.

ВАЙШЕШИКА (от санскр, вишеша - особенный, отличный). По традиции,

основоположником школы считается Канада, которому приписывается создание

основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры". (окончательная

редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия).

По учению вайшешики, все существующее включается в шесть категорий -

субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее. Субстанция

выражает сущность вещи и является главной. Девять субстанций (земля, вода,

свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами

(постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют

весь существующий мир.

Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой

первые четыре субстанции представляют собой соединения атомов (ану -

санскр.) - неизменных протяженных материальных частиц сферической формы.

Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны.

Первое движение атомы получают от невидимой силы - адришты и потом

вступают в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей

материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения.

Чувственно воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и

управляется всеобщим моральным законом (дхарма).

НЬЯЯ (санскр., букв. - правило, рассуждения, вхождение в предмет,

аналитическое исследование, логика). Эта школа нередко считается

продолжением вайшешики. Основатель - Готама (Гаутама - время жизни

неизвестно). В центре учения - методы правильного познания. Ньяя признает

четыре источника Такого познания : чувственное и сверхчувственное

восприятие, вывод, сравнение, доказательство (авторитетное свидетельство.

Познание, основанное на этих источниках, является достоверным. Наряду с ним

существует недостоверное познание, опирающееся на память, сомнение, ошибку

и гипотетический аргумент. Учением о познании ньяя заложила основы

древнеиндийской логики.

Ньяя разработала также оригинальную теорию физического мира, основанную

на выделении объектов познания. Среди них "Я" (атман), отличное от ума

(манас) и тела. Связь "Я" с объектами порождает привязанности, желания,

антипатии, ненависть и т.п., т.е. то, что заставляет "Я" действовать,

вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и греза Правильное

познание освобождает человека от этой вовлеченности. Само освобождение

понимается как прекращение отрицательных факторов (страдания), а не как

состояние счастья. Освободившееся "Я" выступает как чистая субстанция, уже

не связанная с сознанием.

Ньяя создала учение о боге как бесконечном "Я", создающем, сохраняющем и

разрушающем мир (согласно ньяя, мир создается из вечных атомов,

пространства, времени, умов, душ и акаши-эфира). Мудрость и всеблагость

бога помогают человеку, обладающему свободой воли и, следовательно,

возможностью выбора между добром и злом, через истинное познание самого

себя и мира достичь освобождения.

ДЖАЙНИЗМ. Основателем его считается странствующий проповедник из Бихара

Вардхамана (жил в VI в. до н.э., более точной даты нет), который происходил

из богатого кшатрийского рода и впоследствии получил имена Махавиры

("Великий герой") и Джины ("Победитель"). Родной дом он покинул 28 лет и

после 12-летней аскезы и философских рассуждений пришел к принципам нового

учения, в центре которого поставил проблему бытия личности.

Согласно джайнизма, сущность личности человека двояка-материальная

(аджива - санскр., противоположное дживе - см. далее) и духовная (джива -

санскр., букв. - живущий, живой). Связующим звеном между ними является

карма, понимаемая как тонкая материя, образующая тело кармы и дающая

возможность душе соединиться с грубой материей. В итоге такого соединения

возникает индивид, душу которого карма сопровождает в бесконечной цепи

перерождений.

Кармы (у джайнистов их насчитывается восемь видов) в основе имеют два

фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства

души, приобретенные ею, согласно джайнизму, будучи совершенной в своей

естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте

перерождений. Освобождение человека от пут сансары произойдет лишь тогда,

когда он постепенно избавится от злых и добрых карм.

Джайнисты верят, что духовная суть человека может управлять материальной

сутью и контролировать ее. Лишь он сам решает, что есть добро и зло и к

чему отнести все то, что встречается ему в жизни. В джайнизме бог не

рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в человеческие

дела. Бог - всего лишь душа, которая жила в материальном теле и

освободилась от пут кармы и цепи перерождений.

Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь при

помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое

внимание разработке этики (греч, этика, от этикос - касающийся

нравственности, выражающий нравственные убеждения), традиционно называемой

три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании,

обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда

правильном знании и, наконец, о правильной жизни. Первые два принципа

касаются прежде всего веры в джайнистское учение и его знания. Правильная

жизнь означает по сути большую или меньшую степень аскезы. Эти принципы

лежат в основе различных клятв, даваемых монахами и монахинями джайнистских

общин. В них, в частности, абсолютизированы требования непричинения зла

живым существам, полового воздержания, отстранения от мирского богатства и

др. Путь освобождения души от самсары - сложный и многофазный. Целью

является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам, и никто

ему не может помочь.

Составной частью джайнистского канона являются также различные

умозрительные построения, например, об упорядочении мира. Космос, согласно

джайнизму, вечен. Он не был никогда создан и не может быть уничтожен.

Представления об упорядоченности мира исходят из науки о душе, которая

постоянно ограничивается материей кармы. Души, обремененные ею в большей

степени, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются от

кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут предельной

границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных

сущностях (джива-аджива), об отдельных компонентах, из которых состоит

космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и времени.

С течением времени в джайнизме сформировались два направления, которые

отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды

отстаивали дигамбары (санскр., букв. - одетые воздухом, т.е. отвергающие

одежду), более умеренный подход провозглашали шветамбары (санскр., букв. -

одетые в белое). Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в

Индии и поныне.

БУДДИЗМ. В VI в. до н.э. в Северной Индии возникает буддизм - учение,

основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 гг. до

н.э.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В

возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын),

неудовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в "бездомность". После

многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т.е.

постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно

традиции, впоследствии он был назван Будда (букв. - Пробужденный).

Центром учения является практическая доктрина "спасения", или

"освобождения". В основе ее лежат ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ:

Существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь,

старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным,

невозможность достичь желаемого - все это ведет к страданию.

Причиной страдания является жажда (тршна), ведущая через радости и страсти

к перерождению, рождению вновь.

Устранение причин страдания заключается в избавлении от этой жажды.

Путь, ведущий к устранению страданий, - благой восьмеричный путь -

заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение,

правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное

внимание и правильное сосредоточение.

Страдание буддизм определяет не как переживание какого-то конкретного

состояния, а как его ожидание, ожидание реального страдания, более того -

ожидание эффектов самого этого ожидания: ощущений страха, тревоги и др. В

буддизме страдание, таким образом, выступает как состояние бесконечного

беспокойства, общей нелегкости, напряженности, неудовлетворенности. В этом

смысле страдание оказывается эквивалентом желания, которое в буддизме

считается психологической причиной страдания.

Представление о бытии как страдании усугубляется тем, что буддизм

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.