подчеркивает выдвинутый еще локаятой принцип свабхавы, индивидуальной
природы каждой вещи. Особенностью чарваки является сосредоточенность на
разработке этической концепции. Чарвака видит в понятиях добра и зла
иллюзию, созданную человеческим воображением. Согласно ее учению, реальны
только страдания и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость
каких-либо аскетических ограничений, налагаемых религиозными правилами,
чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия
получение наслаждения. Причем то, что оно может быть сопряжено со
страданием, не должно останавливать стремление к его достижению.
Последовательный гедонизм делает эту школу уникальным явлением в истории
индийской мысли.
ВАЙШЕШИКА (от санскр, вишеша - особенный, отличный). По традиции,
основоположником школы считается Канада, которому приписывается создание
основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры". (окончательная
редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия).
По учению вайшешики, все существующее включается в шесть категорий -
субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее. Субстанция
выражает сущность вещи и является главной. Девять субстанций (земля, вода,
свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами
(постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют
весь существующий мир.
Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой
первые четыре субстанции представляют собой соединения атомов (ану -
санскр.) - неизменных протяженных материальных частиц сферической формы.
Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны.
Первое движение атомы получают от невидимой силы - адришты и потом
вступают в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей
материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения.
Чувственно воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и
управляется всеобщим моральным законом (дхарма).
НЬЯЯ (санскр., букв. - правило, рассуждения, вхождение в предмет,
аналитическое исследование, логика). Эта школа нередко считается
продолжением вайшешики. Основатель - Готама (Гаутама - время жизни
неизвестно). В центре учения - методы правильного познания. Ньяя признает
четыре источника Такого познания : чувственное и сверхчувственное
восприятие, вывод, сравнение, доказательство (авторитетное свидетельство.
Познание, основанное на этих источниках, является достоверным. Наряду с ним
существует недостоверное познание, опирающееся на память, сомнение, ошибку
и гипотетический аргумент. Учением о познании ньяя заложила основы
древнеиндийской логики.
Ньяя разработала также оригинальную теорию физического мира, основанную
на выделении объектов познания. Среди них "Я" (атман), отличное от ума
(манас) и тела. Связь "Я" с объектами порождает привязанности, желания,
антипатии, ненависть и т.п., т.е. то, что заставляет "Я" действовать,
вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и греза Правильное
познание освобождает человека от этой вовлеченности. Само освобождение
понимается как прекращение отрицательных факторов (страдания), а не как
состояние счастья. Освободившееся "Я" выступает как чистая субстанция, уже
не связанная с сознанием.
Ньяя создала учение о боге как бесконечном "Я", создающем, сохраняющем и
разрушающем мир (согласно ньяя, мир создается из вечных атомов,
пространства, времени, умов, душ и акаши-эфира). Мудрость и всеблагость
бога помогают человеку, обладающему свободой воли и, следовательно,
возможностью выбора между добром и злом, через истинное познание самого
себя и мира достичь освобождения.
ДЖАЙНИЗМ. Основателем его считается странствующий проповедник из Бихара
Вардхамана (жил в VI в. до н.э., более точной даты нет), который происходил
из богатого кшатрийского рода и впоследствии получил имена Махавиры
("Великий герой") и Джины ("Победитель"). Родной дом он покинул 28 лет и
после 12-летней аскезы и философских рассуждений пришел к принципам нового
учения, в центре которого поставил проблему бытия личности.
Согласно джайнизма, сущность личности человека двояка-материальная
(аджива - санскр., противоположное дживе - см. далее) и духовная (джива -
санскр., букв. - живущий, живой). Связующим звеном между ними является
карма, понимаемая как тонкая материя, образующая тело кармы и дающая
возможность душе соединиться с грубой материей. В итоге такого соединения
возникает индивид, душу которого карма сопровождает в бесконечной цепи
перерождений.
Кармы (у джайнистов их насчитывается восемь видов) в основе имеют два
фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства
души, приобретенные ею, согласно джайнизму, будучи совершенной в своей
естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте
перерождений. Освобождение человека от пут сансары произойдет лишь тогда,
когда он постепенно избавится от злых и добрых карм.
Джайнисты верят, что духовная суть человека может управлять материальной
сутью и контролировать ее. Лишь он сам решает, что есть добро и зло и к
чему отнести все то, что встречается ему в жизни. В джайнизме бог не
рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в человеческие
дела. Бог - всего лишь душа, которая жила в материальном теле и
освободилась от пут кармы и цепи перерождений.
Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь при
помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое
внимание разработке этики (греч, этика, от этикос - касающийся
нравственности, выражающий нравственные убеждения), традиционно называемой
три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании,
обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда
правильном знании и, наконец, о правильной жизни. Первые два принципа
касаются прежде всего веры в джайнистское учение и его знания. Правильная
жизнь означает по сути большую или меньшую степень аскезы. Эти принципы
лежат в основе различных клятв, даваемых монахами и монахинями джайнистских
общин. В них, в частности, абсолютизированы требования непричинения зла
живым существам, полового воздержания, отстранения от мирского богатства и
др. Путь освобождения души от самсары - сложный и многофазный. Целью
является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам, и никто
ему не может помочь.
Составной частью джайнистского канона являются также различные
умозрительные построения, например, об упорядочении мира. Космос, согласно
джайнизму, вечен. Он не был никогда создан и не может быть уничтожен.
Представления об упорядоченности мира исходят из науки о душе, которая
постоянно ограничивается материей кармы. Души, обремененные ею в большей
степени, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются от
кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут предельной
границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных
сущностях (джива-аджива), об отдельных компонентах, из которых состоит
космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и времени.
С течением времени в джайнизме сформировались два направления, которые
отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды
отстаивали дигамбары (санскр., букв. - одетые воздухом, т.е. отвергающие
одежду), более умеренный подход провозглашали шветамбары (санскр., букв. -
одетые в белое). Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в
Индии и поныне.
БУДДИЗМ. В VI в. до н.э. в Северной Индии возникает буддизм - учение,
основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 гг. до
н.э.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В
возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын),
неудовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в "бездомность". После
многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т.е.
постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно
традиции, впоследствии он был назван Будда (букв. - Пробужденный).
Центром учения является практическая доктрина "спасения", или
"освобождения". В основе ее лежат ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ:
Существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь,
старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным,
невозможность достичь желаемого - все это ведет к страданию.
Причиной страдания является жажда (тршна), ведущая через радости и страсти
к перерождению, рождению вновь.
Устранение причин страдания заключается в избавлении от этой жажды.
Путь, ведущий к устранению страданий, - благой восьмеричный путь -
заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение,
правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное
внимание и правильное сосредоточение.
Страдание буддизм определяет не как переживание какого-то конкретного
состояния, а как его ожидание, ожидание реального страдания, более того -
ожидание эффектов самого этого ожидания: ощущений страха, тревоги и др. В
буддизме страдание, таким образом, выступает как состояние бесконечного
беспокойства, общей нелегкости, напряженности, неудовлетворенности. В этом
смысле страдание оказывается эквивалентом желания, которое в буддизме
считается психологической причиной страдания.
Представление о бытии как страдании усугубляется тем, что буддизм
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83