Рефераты. Кандидатский по философии






конструкций (от песочных и механических до атомных). Эти часы всегда

обладают определенной погрешностью и другими недостатками, которые имеются

у любых измерительных приборов. Но, даже если бы мы и обнаружили различие

темпа времени в пространстве или на временной оси, изменение наблюдаемого

темпа времени всегда можно объяснить с помощью эффекта Доплера или же

влиянием различных полей на физические процессы в часах.

Таким образом, мы имеем следующую дилемму.

Мы имеем, с одной стороны, абсолютно точную физическую теорию о времени

или же идеальные эталонные часы и, с другой, реальное меняющееся время,

темп которого различен в разных точках пространства.

Мы имеем реальные часы, показания которых зависят от физических

условий, и теории, в которых фигурирует единое мировое время. Очевидно,

первый вариант не имеет физического основания, и должен быть отвергнут.

Итак, подытоживая все вше сказанное заметим, что:

Философская категория в рамках фундаментальной теории, входящая в

определения физических понятий, устойчива, как и сами определения этих

понятий. При этом важно иметь в виду следующее:

A) Материальные объекты не могут превращаться в свои свойства. Свойство

материального объекта также не может рассматриваться как некий материальный

объект (материальная субстанция).

B) Материальные объекты или же их свойства не могут превращаться в

формы бытия материи (пространство или время) и обратно.

C) В рамках физических теорий мы не можем определить абсолютную

кривизну пространства. Мы можем определить лишь относительную кривизну. Но

для этого мы должны располагать эталонным евклидовым пространством, которое

должно иметь физический смысл в рамках физических теорий.

D) Мы также не имеем идеальных приборов для измерения изменений темпа

времени как в различных точках пространства, так и для сравнения темпа для

различных моментов времени в прошлом, настоящем и будущем.

13. Основные направления современной мировой философии.

Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое.

Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности.

Недостаточно знать только одно философское направление, ибо в таком случае

теряются достоинства других воззрений. Выше уже отмечалось, что одни

философы удачнее реализуют научную, а другие эстетическую или морально-

практическую сторону философии. Уже в этом отчетливо дана разнородность

философии.

Еще отчетливее на разнородность современной философии указывает наличие

четырех главных философских школ. Сейчас мы их только назовем, а

обстоятельно они будут рассмотрены чуть ниже. В Англии, США, скандинавских

странах доминирует аналитическая философия, в которой первостепенное

значение придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ - стране, где очень

сильны философские традиции, доминируют феноменология и герменевтика. Во

Франции и США больше чем в других странах сторонников постмодернизма.

Итак, в наши дни можно выделить четыре главных направления философии

интернационального содержания – это феноменология, герменевтика,

аналитическая философия и постмодернизм.

феноменология

Феномен - это в переводе с греческого то, что является. В нашем случае

речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и

далее в процессе его осмысления. Феномен - это и ощущение, и восприятие, и

представление, и мысль. Феноменология - это учение о сознании, о феноменах

и их смыслах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она

культивируется в конце ХХ века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников

феноменологии можно обнаружить в любой стране. Из российских философов

прекрасными феноменологами были Г. Г. Шпет и А. Ф. Лосев. Обозначим ту

проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское

направление жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает

действительно важную проблему, которая беспокоит многих.

Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека,

наполненный красками, запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через

сознание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций,

оказывается чрезвычайно обедненным, сухим, абстрактным, обезжизненным.

Почему это происходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо

понимаем само сознание. Забвение жизненного мира - это результат плохого

философствования. Феноменология как раз и стремится восполнить этот

недостаток. Феноменологи считают, что их коллеги, представители других

философских направлений, не обращают должного внимания на работу сознания.

А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы обезжизненного

знания, не только не избегает кризисных явлений, а наоборот, плодит их

(бесконечные войны, конфликты, экологические катастрофы, обезличивание

жизни человека). Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать

забвения жизненного мира. С этой целью вырабатывается особый

феноменологический метод.

феноменологический метод

Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недоволен жестким (как,

например, у Канта) противопоставлением субъекта объекту. При таком

противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта (что приводит к

субъективизму), либо объекта (что приводит к натурализму). Субъективизм

приводит к психологизму, полагают, что содержание науки берется

исключительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пассивное

отражение реальности, а между тем оно активно. Правильная точка зрения

состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект даны в их

соотносительности.

Эпохе, феноменологическая редукция, интенция. Внешний для человека

предмет дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание

не закончено, а только начинается. Теперь наступает черед специальной

работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир "заключить в

скобки", воздержаться от поспешных суждений о нем (такое воздержание со

времен древних греков называется эпохе). На время анализа внешний мир

"замкнут", сведен (редуцирован) к явлениям сознания. При этом нельзя

забывать, что в стратегическом смысле сознание всегда ориентировано,

направлено на предмет. Это и означает, что сознание интенционально, т.е.

направлено на предмет.

Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменологический метод на

конкретном примере. Как воспринять и осмыслить, что такое яблоня? Человек

рассматривает конкретную яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия.

Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэтому

синтезирование выступает как идентирование, т.е. "схватывание" одинакового.

Так субъект формирует представление "об этой яблоне".

Но как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яблоне вообще? Кстати

Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эйдос - это идея, не

потерявшая своей конкретности, образности. На пути к эйдосу "яблоня"

субъект воображает (фантазирует), представляет себе различные яблони, в том

числе и такие ее свойства, которые присущи всякой яблоне. В результате

достигается эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без какого-

либо вмешательства предмета.

Акту переживания соответствует высказывание. Динамике переживаний

соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание

обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь

указывают на нечто, это бедные знаки. И есть высказывания подлинные,

полновесные знаки, в которых человек выражает свое отношение к

происходящему, делает себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится сохранить и приумножить полноту бытия, которая

реализуется в динамике созерцаний, переживаний, их смыслов (эйдосов),

высказываний. Но благодаря чему удается совершить переход от созерцания

отдельных предметов к их смыслу? Благодаря интуиции.

Существенное обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком

высказывании содержится больше того, на что указывает содержание. Допустим,

я, указывая пальцем на книгу, утверждаю: "На этом столе лежит книга". Я

вижу два предмета - стол и книгу. Я никогда не увижу в словах "на", "этом",

"лежит" тот смысл, который вкладываю в слово "книга". Человек образует

смысл не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Но в смыслах

заключено больше, чем в созерцаниях.

Итак, феноменолог берет предмет созерцания "в скобки", затем он

обогащает созерцание смыслами и только после этого полученный эйдос

возвращается предмету, что и означает сохранить полноту жизненного мира. В

этом смысле очень показательно, что Алексей Лосев, высоко оценивая

гегелевскую диалектику идей, настаивал на замене идей эйдосами. Эйдосы по

сравнению с идеями более конкретны, более жизненны, более смыслоемки.

Основные положения феноменологии

- Начиная философствование, на время анализа самого сознания

абстрагируйтесь от внешнего мира, "заключите его в скобки".

- Обогатите материал созерцания своим воображением (представьте себе то,

что вы анализируете так и эдак).

- Воображение приводит к эйдосу, который обозначьте высказыванием.

- На основе полученных эйдосов и высказываний интерпретируйте содержание

предмета анализа.

- Избегайте всякого обеднения жизненного мира человека.

герменевтика

По древнегреческому преданию бог Гермес - вестник Зевса, владыки богов

и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.