Рефераты. Кандидатский по философии






Изучение философии способствует повышению общей культуры и

формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям

для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя

как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского

мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей,

критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который

способствует расширению сознания.

«Изучение философии способствует умению концентрироваться. Личность

невозможна без внутренней собранности. Собирание собственной личности

родственно самоочищению» (В.Ф. Шаповалов), т.е. философия заставляет людей

думать.

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение бытия человека

в причудливом мире. Быть или не быть? – вот в чем вопрос. А если быть, то

каким? Назначение философии состоит в конечном счете в возвышении человека,

в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия

нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия

зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру.

Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в

качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она

решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации

человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции

-мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В

ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического

отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.

Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии.

Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная

преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи

и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения

предметного мира, всякого мышления.

Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется

такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция

рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения

результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию

философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта

роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля,

Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в

построении моделей будущего.

Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает

интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм

человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного.

Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации

общественной жизни.

Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта

роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени

приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и

природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период,

другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение

обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный

момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-

материалистической философии.Этот момент - историзм, который проявляется в

подходе практически ко всем проблемам философии.

Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в

диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы

общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике.

Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее

приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам,

обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что

поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения,

а в реальной жизни.

Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-

историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся

вместе с ней.

2. История философии: направления и этапы.

Человеку, пытающемуся вникнуть в изучение историко-философского

процесса, в глаза прежде всего бросается многообразие философских учений,

школ, течений и направлений. И прежде чем осваивать это многообразие,

уточним ряд исходных понятий, определим критерии типологизации и типы

философствования.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ - это система определенных, логически связанных друг

с другом воззрений того или иного мыслителя.

ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА - это совокупность философских учений, объединенных

какими-либо базовыми идейными принципами (платонизм, аверроизм, томизм,

картезианство и т.д.).

ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ - совокупность различных модификаций одних и тех же

идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами

(неокантианство, позитивизм, персонализм и т.д.).

ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - совокупность философских течений (а,

следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом,

отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение положения

(материализм, идеализм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, иррационализм и

т.д.).

Философия, таким образом, развивается как столкновение различных идейных

подходов, принципов и личностей. Поэтому трудность в уяснении предмета

философии в значительной мере связана с тем, что ее как таковой просто нет.

Реально существовало и существует множество различных учений, школ, течений

и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то

опровергают друг друга. Причем, с развитием историко-философского процесса

предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем

меняются.

Именно разнообразие философских проблем и способов их решения поставили

перед историко-философской наукой задачу типологизации философских учений.

В ее основе лежат содержательный и временной принципы.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ:

В зависимости от способа решения основного вопроса философии, как мы уже

установили, образовались и постоянно соперничают друг с другом два основных

направления - материалистическое и идеалистическое, каждое из которых

представлено своими историческими школами, имеющими собственные истоки и

традиции.

Другая линия типологизации определяется отношением мыслителей к основным

формам и видам познания: чувственного и рационального (разумного,

рассудочного). Философы, настаивающие на главной роли чувств, ощущений в

процессе познания, получили в истории философии название СЕНСУАЛИСТОВ (от

лат. сенсус - ощущение, чувство). Противоположность сенсуалистическому

направлению в гносеологии - РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. рацио - разум), когда

чувственные знания не отвергаются, но рассматриваются они как "темные",

несовершенные, неспособные постичь сущность вещей.

Еще один водораздел в истории философии проходит по линии противостояния

иррационализма рационализму. ИРРАЦИОНАЛИСТЫ ограничивают или даже

полностью отрицают роль разума в процессе познания, отводят ее

внерациональным формам психики: мистической интуиции, откровению,

сверхчувственному созерцанию и т.д. Они исходят из постулата абсурдности,

алогичности самого бытия, не поддающегося, по их мнению, ни разумному

обоснованию, ни объяснению.

философские учения различаются и по МЕТОДУ. По этому критерию как прошлое,

так и современное состояние мысли может быть отнесено (по преимуществу) к

одной из двух концепций: МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ. Метафизической

философией (со времен Гегеля) стали называть ту, которая пыталась дать

однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложившихся понятиях.

Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из

состояния покоя, придать им движение может лишь ВНЕШНЯЯ сила (как это имеет

место в обычной, ньютоновской механике).

Диалектический метод исходит из признания подвижности, текучести

философских понятий. При этом источник движения и развития находится не

вне, а ВНУТРИ, т.е. в самом явлении. В мире, считают диалектики, нет

готовых вещей, а есть ПРОЦЕССЫ.

Можно назвать иные критерии типологизации философских учений. Они могут

быть религиозно-идеалистическими и атеистическими (по отношению к религии),

сциентическими (от лат. сциентиа - наука) и антисциентическими (по

отношению к науке) и т.д.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО ВРЕМЕННОМУ ПРИНЦИПУ: Для того же, чтобы высветить

изменчивый характер самого процесса философского творчества, его

обусловленность объективными факторами духовного производства вообще, есть

смысл провести типологизацию по временному принципу и ввести понятие

"исторический тип философствования". Он объединяет не единомышленников, а

современников, т.е. философов разных взглядов и убеждений, но

сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры. Поэтому каждая

крупная эпоха знает свой исторический тип философствования (и свой

характерный тип философа).

В античности сложился СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (и

соответственно - созерцательный социально-психологический тип личности

философа). Это вполне соответствовало тем условиям, в которых протекал

тогда процесс духовного производства; жесткому отделению и

противопоставлению умственного и физического труда, когда единственно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.