членами общества, образцом для которого должна служить семья ("Правитель
должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын -
сыном").
Главный метод управления народом - сила примера и убеждения.
"Благородный муж", член правящей элиты, не должен быть гневливым, алчным,
гордым и жестоким. Преследования и убийства инакомыслящих и непокорных
Конфуций осуждал. Если верхи будут следовать правильному пути" (дао), учил
он, то "со всех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной".
После смерти Конфуция его учение распалось на восемь школ, важное
значение из них имеют лишь две: идеалистическая школа Мэн-цзы (372-289 гг.
до н.э.) и материалистическая - Сюнь-цзы 298-238 гг. до н.э.). Согласно
учению Мэн-цзы, жизнь людей подчинена закону неба, который исполняет мудрый
правитель - сын неба. Он должен любить народ как детей, а народ чтить его
как отца. Человек от природы добр, ему присущи четыре качества:
сострадание, стыд, скромность, умение отличать истину от лжи. Недоброта
человека противоестественна, она - следствие нужды и неразвитости.
Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание
(чжи), согласно Мэн-цзы, также врожденны человеку. Жэнь и и являются
основой развитой Мэн-цзы концепции "гуманного управления" (жэнь чжэн)
государством, в которой главная роль отводилась народу ("Народ является
главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь
занимает последнее место"). Если же государь игнорирует принцип
человечности, а личную силу, исходящую от знания, заменяет тиранией (ба),
народ имеет право его свергнуть.
В учении Мэн-цзы впервые наметилась постановка вопроса о соотношении
идеального (синь - сердце, душа, разум или чжи - воля) и материального (ци)
начал в природе человека, причем первенствующую роль он отводил воле (чжи).
Сюнь-цзы исходил из концепции ци - первоматерии, или материальной силы,
обладающей двумя формами: инь и ян. Мир существует и развивается в согласии
с естественными познаваемыми закономерностями. Небо - активный естественный
элемент мира, оно не управляет человеком, а, наоборот, может быть подчинено
им и использовано в интересах людей. От человека как части природы зависят
счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и
смута. Человек же по природе зол (критика в адрес Мэн-цзы). Он рождается
завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы. Необходимо
воздействовать на него с помощью воспитания (ли-этикет) и закона (Конфуций
отвергал закон), заставить соблюдать ритуал, выполнять долг, и тогда у него
появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через учение,
длящееся всю жизнь.
Главными звеньями управления страной Сюнь-цзы считал справедливые
приказы и любовь к народу, почитание ритуала 1 и уважение к ученым,
почитание мудрых и привлечение к государственным делам способных людей, а
мерилом правления - справедливость и мир.
ДАОСИЗМ. Наряду с конфуцианством, одно из двух основных течений
китайской философии. Легендарный основатель - Лао-цзы (бит., букв. - старый
учитель; собств. имя - Ли Эр; VI в. до н.э.). Ему приписывается составление
книги "Дао дэ дзин" ("Книга о дао и дэ"). В даосизме, в отличие от других
школ, на первом плане находятся онтологические проблемы. Дао - естественный
путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно их
материальное начало. Дао бесконечно, его нельзя охватить ни умом, ни
чувством. Дао предшествует богу и диктует законы небу, небо - земле, земля
- человеку. Дэ - неопределенный, вторичный принцип, благодаря которому дао
проявляется в мире вещей и наполняет их энергией.
Этический идеал даосизма выражен в концепции у-вей (букв. - недеяние,
бездействие) и направлен против законников и конфуцианцев. У-вей означало
подчинение естественному процессу, гармонию с дао, отсутствие всякого
действия, идущего вразрез с ним и приводящего к свободе и счастью. Цель
поведения - уподобиться дао, которое не борется, но умеет побеждать;
победоносное бездействие, остальное - суета.
Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом, для воцарения
его нужно дать свободу ее прирожденным качествам. Поэтому лучший правитель
тот, кто ни во что не вмешивается и следует дао, управляя страной, и тогда
она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии; народу известен лишь
факт его существования. Общественный идеал даосов - патриархальная,
непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять;
отсутствие внешних контактов, мир с соседями.
МОИЗМ. Школа получила название по имени основателя Мо Ди (Мо цзы; V в.
до н.э.) и была четко построенной военизированной организацией,
неукоснительно выполнявшей приказы ее главы. Основная идея философии моизма
- "всеобщая любовь", т.е. отвлеченная любовь всех ко всем, в отличие от
конфуцианской взаимности, трактуемой как любовь к родственникам. Отсутствие
всеобщей любви - причина беспорядков, а "отдельная" любовь - "взаимной
ненависти". Моисты отрицали также конфуцианское учение о судьбе. Жизнь
человека, утверждали они, определяется его свободными действиями, а не
приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы
сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился перед незнатным. Мо-цзы
решительно осуждал "агрессивные войны", объявив их величайшим и жесточайшим
преступлением. Высшая ценность, по учению моизма, - народ, который
правители должны любить. Признанием существования "духов и привидений"
(наказывают зло и вознаграждают добро), "воли неба" (ориентир поведения
людей) Мо-цзы ввел в свое учение религиозную струю.
ЛЕГИЗМ (от лат. легис - закон). ШКОЛА ЗАКОННИКОВ (2-е название легизма)
возникла и оформилась в VI-III вв. до н.э. Активно участвовали в разработке
учения Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй и др. философы.
Развивался легизм в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с
которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства,
расходясь, однако, в философском обосновании и методах его построения. Если
конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то
легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью.
Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно
управлять ими. Основной метод воздействия - награды и наказания, причем
вторые должны превалировать над первыми. Укреплять государство следует за
счет развития земледелия, создания сильной армии, способной расширять
границы страны, и оглупления народа.
Легисты создали концепцию деспотического государства, в котором все
равны перед законом, за исключением самого правителя - единственного творца
этих законов. Это учение сыграло решающую роль в формировании императорско-
бюрократической системы управления. Основные его идеи: государственное
регулирование экономических процессов в стране; систематическое обновление
государственного аппарата путем назначения чиновников (вместо традиционного
принципа наследования должностей); введение единого принципа присвоения
рангов знатности, должностей, привилегий и жалований за службу в армии и
военные заслуги; равные возможности при выдвижении на административные
посты; четкая градация внутри правящего сословия; унификация (от лат. унус
- один и фацио - делаю; приведение к единообразию) мышления чиновничества;
личная ответственность чиновника; цензорский надзор над деятельностью
работников госаппарата.
В эпоху Хань (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.) конфуцианство ассимилировало
(от лат. ассимиляцио - уподобление, слияние, усвоение) идеи легизма, стало
официальной идеологией, и легизм прекратил свое существование как
самостоятельное учение.
4. Особенности и характерные черты античной философии.
Античная (от .лат. антиквитас - древность, старина) философия древних
греков и римлян зародилась в конце VII в. до н.э. и просуществовала до
начала VI в. н.э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю
греческую философскую школу - Платоновскую Академию. Античная философия,
таким образом, жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре
основных периода:
VII-V вв. до н.э. - досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),
2-я пол. V - конец IV вв. до н.э. - классический период (Сократ, Платон,
Аристотель и др.);
Конец IV-II вв. до н.э. - эллинистический период (Эпикур и др.),
I в. до н.э. - VI в. н.э. - римская философия.
Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и
становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и
обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным
трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания,
прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время
естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого
познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии. По сути
это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли вообще,
совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы
знания как конкретного, так и обобщенного. Не случайно Древнейшую философии
еще называют наукой наук.
В лекции внимание сфокусируем на некоторых основных проблемах
древнегреческой философии. В ней, как и в любой другой, в том числе и
современной, было два прямо противоположных направления: материализм (линия
Демокрита) и идеализм (линия Платона).
материализм древнегреческой философии
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83