познания и опыта. Процесс познания у него включает три ступени: первая
низшая - чувственные восприятия, вторая -знания, основывающиеся на уме,
третья, высшая - интуиция, т.е. непосредственное созерцание.
В своих общественно-политических воззрениях Спиноза, в отличие от
Гоббса, высшей формой государства считал демократическое правление. Он
ограничивал всесилие государственной власти требованиями свободы и разума.
Спиноза полагал, что власть, управляющая людьми посредством страха, не
может быть признана добродетельной. Людей надо вести так, чтобы им
казалось, будто их не ведут, а они живут по своему собственному разумению и
по своему свободному изволению.
В Англии последователем Бэкона и Гоббса был ДЖОН ЛОКК (1632-1704).
Главное его произведение - "Опыт о человеческом разуме" (1690). В нем он
критикует учение Декарта о врожденных идеях и обосновывает принцип
материалистического сенсуализма, т.е. происхождения всех знаний из
чувственного восприятия внешнего мира. Единственным источником идей Локк
объявил опыт (Tabula rasa - чистый лист, гладкая дощечка, нечто чистое,
нетронутое).
Локк различал опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия - от лат.
рефлексио - обращение назад). В основе знания лежат простые идеи, например,
возбуждаемые в уме различными качествами тел - ПЕРВИЧНЫМИ, с которыми эти
идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или ВТОРИЧНЫМИ,
с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус).
Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых
идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Локк
различал идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим
прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи
сообразны с действительностью.
Таковы были в XVII в. некоторые основные попытки реализовать идею
автономной философии, построить цельное мировоззрение на разумных и опытных
основаниях.
Философия французского механистического материализма.
XVIII век, в отличие от XVII-го, вошел в историю как ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ,
век французского механистического материализма. Дух Просвещения особенно
ярко проявил себя во Франции, где мыслители-просветители подготовили
революцию.
Философия французского механистического материализма слагается из
материалистического учения о природе и учения о человеке и обществе.
Первым во Франции последовательное изложение системы механистического
материализма дал ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ДЕ ЛАМЕТРИ (1709-1751). Основные его труды:
"Трактат о душе" (1745), "Человек-машина" (1747), "Человек-растение" (1748)
и др. В своих произведениях он, в частности, доказывал, что существует лишь
единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить
обнаруживаются в "организованных телах"; эти способности проявляются при
воздействии внешних тел на мозг. Все наши ощущения, считал он, обусловлены
связью чувства - с помощью нервов - с материальным веществом мозга.
Человек, по мнению Ламетри, отличается от животного лишь большим
количеством потребностей и, следовательно большим количеством ума.
Потребности тела он признавал "мерилом ума". А сам человеческий организм
Ламетри уподоблял часовому механизму: рассматривал его как самозаводящуюся
машину.
В теории познания Ламетри - сенсуалист: внешний мир отражается на
"мозговом экране".
Развитие общества, по Ламетри, определяется деятельностью выдающихся
людей и успехами просвещения. Он был сторонником просвещенного абсолютизма.
Философские идеи Ламетри оказали значительное влияние на Гольбаха,
Дидро, Гельвеция и других материалистов.
Наиболее систематическим пропагандистом философских идей французского
механистического материализма стал ПОЛЬ АНРИ ГОЛЬБАХ (1723-1789).
В основном философском сочинении "Система природы, или О законах мира
физического и мира духовного" (1770) Гольбах утверждал вечность и
несотворенность материи, которая в процессе постепенного развития и
изменения порождает все многообразие реального мира.
Вселенная, по Гольбаху, представляет собой движущуюся материю, движение
необходимо вытекает из ее сущности и является способом существования
материи. Однако, говоря о единстве материи и движения, он движение понимал
механистически.
В теории познания Гольбах отвергал агностицизм, картезианскую (от
латинизир, имени Декарта - Картезиус) концепцию врожденных идей,
последовательно развивал основные положения материалистического
сенсуализма, отстаивал способность человеческого разума познавать мир и его
законы. То, что для наших дедов было удивительным, писал он, чудесным и
сверхъестественным явлением, становится для нас простым и естественным
фактом, механизм и причины которого мы знаем.
Человек как разумное существо, по мнению Гольбаха, призван стать
властителем мира, перестроить общественные отношения на разумных
основаниях. Этим обусловливались права человека: быть равным другому, быть
свободным в своих решениях и действиях. Гражданские и политические свободы
Гольбах рассматривал "как неотъемлемое право всякой нации и всякого
общества, в виду того, что они существенно необходимы для сохранения и
процветания общественных союзов".
Учение Гольбаха о природе свое дальнейшее развитие получило в работах
самого выдающегося представителя французского материализма ДЕНИ ДИДРО (1713-
1784). В своих многочисленных сочинениях он отстаивал идеи о материальности
мира. Дидро отвергал дуализм, считал материю единственной субстанцией, а
причину ее существования видел в ней самой. Она едина, вечна, несотворена и
независима от человеческого сознания. Все явления природы - это конкретные
формы ее существования.
Дидро обосновывал единство материи и движения. Вся природа, согласно его
учению, находится в вечном движении и развитии, сущее погибает в одной
форме и возникает в другой. Он отвергал существование абсолютного покоя,
стремился преодолеть механицизм: возражал против сведения движения к
пространственному перемещению тел и утверждал, что и неподвижное тело
находится в движении, т.е. развивается, изменяется. При этом Дидро высказал
ряд глубоких диалектических догадок: в частности, активность материи, ее
самодвижение он пытался объяснить внутренней противоречивостью и
разнородностью материи.
Распространение принципа непрерывности развития и изменения на природу
позволило Дидро предвосхитить некоторые положения эволюционного учения: он
писал, что человек как биологический вид подобно всем другим живым
существам имеет свою историю становления.
Дидро выступил против утверждения о божественном происхождении сознания.
Он высказал мысль, что потенциально ощущение свойственно всей материи,
сознание же есть свойство ее высокоорганизованной органической части.
В гносеологии Дидро следовал за Локком и исходил из сенсуализма,
критиковал агностицизм и утверждал познаваемость мира. Причиной ощущений он
считал материю.
Социально-политические взгляды Дидро базировались на теории
"общественного договора". Возникновение государственной власти она
объясняла соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного
защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Опираясь на нее,
Дидро разоблачал вымыслы о божественном происхождении королевской власти и
феодального сословного неравенства. Он решительно выступал против
деспотических форм правления, ратовал за конституционную монархию и, как
все просветители, надеялся на появление "просвещенного государя".
Английский философ ДЭЙВИД ЮМ (1711-1776), в отличие от французских
материалистов, задачу знания видел не в постижении бытия, а в его
способности воздействовать на практическую жизнь. Вопрос о существовании
объективного мира он считал неразрешимым. Действительность, по его мнению,
- лишь поток "впечатлений", причины которых неизвестны и непостижимы. Юм -
агностик.
Философия трансцендентального идеализма И. Канта.
Агностицизм Юма разбудил от "догматической спячки" родоначальника
немецкой классической философии ИММАНУИЛА КАНТА (1724-1804). В его
интеллектуальном развитии выделяют два периода: докритический и
критический.
В ДОКРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (до 1770 г.) он выступал как глубокий,
проницательный ученый, стихийный материалист и диалектик, обосновывавший
идею саморазвития природы.
В КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Кант сформулировал философию, как он сам ее
называл, трансцендентального идеализма в трех основных трудах: "Критика
чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788) и "Критика
способности суждения" (1790).
В центре философской системы Канта - проблема объективности, истинности
познания. Постановка такой проблемы, как вам
уже известно по прошлым лекциям, не нова. Принципиально новым был подход
немецкого мыслителя к ее решению. Если его предшественники главным образом
рассматривали характер и структуру познаваемого объекта, то Кант приоритет
отдавал познающим структурам самого человека. Человек, по Канту,
располагает двумя такими структурами:
эмпирической (опытной);
трансцендентальной (доопытной, присущей человеку от рождения и состоящей
из всеобщих определений, категорий).
Основу научного знания составляет именно трансцендентальное познание,
которое деятельно конструирует в голове познающего субъекта
идеализированные объекты.
В кантовской философской системе выделяются три ступени познания:
чувственное или опытное;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83