Рефераты. Кандидатский по философии






познания и опыта. Процесс познания у него включает три ступени: первая

низшая - чувственные восприятия, вторая -знания, основывающиеся на уме,

третья, высшая - интуиция, т.е. непосредственное созерцание.

В своих общественно-политических воззрениях Спиноза, в отличие от

Гоббса, высшей формой государства считал демократическое правление. Он

ограничивал всесилие государственной власти требованиями свободы и разума.

Спиноза полагал, что власть, управляющая людьми посредством страха, не

может быть признана добродетельной. Людей надо вести так, чтобы им

казалось, будто их не ведут, а они живут по своему собственному разумению и

по своему свободному изволению.

В Англии последователем Бэкона и Гоббса был ДЖОН ЛОКК (1632-1704).

Главное его произведение - "Опыт о человеческом разуме" (1690). В нем он

критикует учение Декарта о врожденных идеях и обосновывает принцип

материалистического сенсуализма, т.е. происхождения всех знаний из

чувственного восприятия внешнего мира. Единственным источником идей Локк

объявил опыт (Tabula rasa - чистый лист, гладкая дощечка, нечто чистое,

нетронутое).

Локк различал опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия - от лат.

рефлексио - обращение назад). В основе знания лежат простые идеи, например,

возбуждаемые в уме различными качествами тел - ПЕРВИЧНЫМИ, с которыми эти

идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или ВТОРИЧНЫМИ,

с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус).

Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых

идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Локк

различал идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим

прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи

сообразны с действительностью.

Таковы были в XVII в. некоторые основные попытки реализовать идею

автономной философии, построить цельное мировоззрение на разумных и опытных

основаниях.

Философия французского механистического материализма.

XVIII век, в отличие от XVII-го, вошел в историю как ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ,

век французского механистического материализма. Дух Просвещения особенно

ярко проявил себя во Франции, где мыслители-просветители подготовили

революцию.

Философия французского механистического материализма слагается из

материалистического учения о природе и учения о человеке и обществе.

Первым во Франции последовательное изложение системы механистического

материализма дал ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ДЕ ЛАМЕТРИ (1709-1751). Основные его труды:

"Трактат о душе" (1745), "Человек-машина" (1747), "Человек-растение" (1748)

и др. В своих произведениях он, в частности, доказывал, что существует лишь

единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить

обнаруживаются в "организованных телах"; эти способности проявляются при

воздействии внешних тел на мозг. Все наши ощущения, считал он, обусловлены

связью чувства - с помощью нервов - с материальным веществом мозга.

Человек, по мнению Ламетри, отличается от животного лишь большим

количеством потребностей и, следовательно большим количеством ума.

Потребности тела он признавал "мерилом ума". А сам человеческий организм

Ламетри уподоблял часовому механизму: рассматривал его как самозаводящуюся

машину.

В теории познания Ламетри - сенсуалист: внешний мир отражается на

"мозговом экране".

Развитие общества, по Ламетри, определяется деятельностью выдающихся

людей и успехами просвещения. Он был сторонником просвещенного абсолютизма.

Философские идеи Ламетри оказали значительное влияние на Гольбаха,

Дидро, Гельвеция и других материалистов.

Наиболее систематическим пропагандистом философских идей французского

механистического материализма стал ПОЛЬ АНРИ ГОЛЬБАХ (1723-1789).

В основном философском сочинении "Система природы, или О законах мира

физического и мира духовного" (1770) Гольбах утверждал вечность и

несотворенность материи, которая в процессе постепенного развития и

изменения порождает все многообразие реального мира.

Вселенная, по Гольбаху, представляет собой движущуюся материю, движение

необходимо вытекает из ее сущности и является способом существования

материи. Однако, говоря о единстве материи и движения, он движение понимал

механистически.

В теории познания Гольбах отвергал агностицизм, картезианскую (от

латинизир, имени Декарта - Картезиус) концепцию врожденных идей,

последовательно развивал основные положения материалистического

сенсуализма, отстаивал способность человеческого разума познавать мир и его

законы. То, что для наших дедов было удивительным, писал он, чудесным и

сверхъестественным явлением, становится для нас простым и естественным

фактом, механизм и причины которого мы знаем.

Человек как разумное существо, по мнению Гольбаха, призван стать

властителем мира, перестроить общественные отношения на разумных

основаниях. Этим обусловливались права человека: быть равным другому, быть

свободным в своих решениях и действиях. Гражданские и политические свободы

Гольбах рассматривал "как неотъемлемое право всякой нации и всякого

общества, в виду того, что они существенно необходимы для сохранения и

процветания общественных союзов".

Учение Гольбаха о природе свое дальнейшее развитие получило в работах

самого выдающегося представителя французского материализма ДЕНИ ДИДРО (1713-

1784). В своих многочисленных сочинениях он отстаивал идеи о материальности

мира. Дидро отвергал дуализм, считал материю единственной субстанцией, а

причину ее существования видел в ней самой. Она едина, вечна, несотворена и

независима от человеческого сознания. Все явления природы - это конкретные

формы ее существования.

Дидро обосновывал единство материи и движения. Вся природа, согласно его

учению, находится в вечном движении и развитии, сущее погибает в одной

форме и возникает в другой. Он отвергал существование абсолютного покоя,

стремился преодолеть механицизм: возражал против сведения движения к

пространственному перемещению тел и утверждал, что и неподвижное тело

находится в движении, т.е. развивается, изменяется. При этом Дидро высказал

ряд глубоких диалектических догадок: в частности, активность материи, ее

самодвижение он пытался объяснить внутренней противоречивостью и

разнородностью материи.

Распространение принципа непрерывности развития и изменения на природу

позволило Дидро предвосхитить некоторые положения эволюционного учения: он

писал, что человек как биологический вид подобно всем другим живым

существам имеет свою историю становления.

Дидро выступил против утверждения о божественном происхождении сознания.

Он высказал мысль, что потенциально ощущение свойственно всей материи,

сознание же есть свойство ее высокоорганизованной органической части.

В гносеологии Дидро следовал за Локком и исходил из сенсуализма,

критиковал агностицизм и утверждал познаваемость мира. Причиной ощущений он

считал материю.

Социально-политические взгляды Дидро базировались на теории

"общественного договора". Возникновение государственной власти она

объясняла соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного

защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Опираясь на нее,

Дидро разоблачал вымыслы о божественном происхождении королевской власти и

феодального сословного неравенства. Он решительно выступал против

деспотических форм правления, ратовал за конституционную монархию и, как

все просветители, надеялся на появление "просвещенного государя".

Английский философ ДЭЙВИД ЮМ (1711-1776), в отличие от французских

материалистов, задачу знания видел не в постижении бытия, а в его

способности воздействовать на практическую жизнь. Вопрос о существовании

объективного мира он считал неразрешимым. Действительность, по его мнению,

- лишь поток "впечатлений", причины которых неизвестны и непостижимы. Юм -

агностик.

Философия трансцендентального идеализма И. Канта.

Агностицизм Юма разбудил от "догматической спячки" родоначальника

немецкой классической философии ИММАНУИЛА КАНТА (1724-1804). В его

интеллектуальном развитии выделяют два периода: докритический и

критический.

В ДОКРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (до 1770 г.) он выступал как глубокий,

проницательный ученый, стихийный материалист и диалектик, обосновывавший

идею саморазвития природы.

В КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Кант сформулировал философию, как он сам ее

называл, трансцендентального идеализма в трех основных трудах: "Критика

чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788) и "Критика

способности суждения" (1790).

В центре философской системы Канта - проблема объективности, истинности

познания. Постановка такой проблемы, как вам

уже известно по прошлым лекциям, не нова. Принципиально новым был подход

немецкого мыслителя к ее решению. Если его предшественники главным образом

рассматривали характер и структуру познаваемого объекта, то Кант приоритет

отдавал познающим структурам самого человека. Человек, по Канту,

располагает двумя такими структурами:

эмпирической (опытной);

трансцендентальной (доопытной, присущей человеку от рождения и состоящей

из всеобщих определений, категорий).

Основу научного знания составляет именно трансцендентальное познание,

которое деятельно конструирует в голове познающего субъекта

идеализированные объекты.

В кантовской философской системе выделяются три ступени познания:

чувственное или опытное;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.