Рефераты. Кандидатский по философии






Подведем итоги. Общество - это сверхсложная система, включенная в

суперсистему Космоса и Земли и обладающая значительной спецификой в своем

происхождении, функционировании и развитии. Источник ее развития

представляет собой единство разных сил - природных, собственно социальных и

духовных. Соотношение их в ходе истории меняется и никогда не может быть

предсказано с абсолютной точностью.

Общество - вероятностная система с еще далеко не полностью

реализованными потенциальными возможностями и с закономерной

непредсказуемостью многих событий. Есть основания полагать, что мировая

цивилизация в целом находится на рубеже, когда необходимо без промедления

решать глобальные проблемы современности и определять новые горизонты

развития. Это заставляет по-новому взглянуть на процессы взаимодействия

культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и

экономических концепций.

Человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при

исключении насилия как пути решения всех проблем общества и обеспечения

права каждого человека и биосферы в целом на существование в соответствии с

их предназначением и сущностью.

32. Культура как детерминанта развития общества. Проблемы культуры и

социума

«Культура, — писал Ж.П.Сартр, — никого и ничего не спасает и не

оправдывает. Но она дело рук человека — в ней он ищет свое отражение, в ней

он узнает себя, только в этом критическом зеркале он и может увидеть свое

лицо». Что имеет в виду Сартр, и во всем ли с ним можно согласиться?

Сартр совершенно прав, когда рассматривает культуру в качестве

критического зеркала, в котором только и может человек увидеть свое лицо.

Много это или мало? Очевидно, мало, если человек просто удовлетворится тем,

что удалось посмотреться в «зеркало». И в то же время много, если он,

всмотревшись, сумеет сделать практический вывод: способен он или не

способен по своему культурному обличью на свершение задуманного? Сказанное

применимо и к обществу в целом. Следовательно, тот же Сартр не прав, когда

уверяет, что культура никого и ничего не спасает. Спасает — и тогда, когда

она способна помочь человеку в его исторических действиях; и тогда, когда,

критически оценив себя (что несомненно тоже является актом высокой

культуры), общество воздерживается от утопичных и бессмысленных в данных

социокультурных условиях действий.

Итак, культура, с одной стороны, есть результат предшествующей

деятельности человека (общества), но, с другой стороны, она выступает как

одна из детерминант их дальнейших успехов. В «Критике Готской программы»

К.Маркс писал: «Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и

обусловленное им культурное развитие общества»'. И хотя культура в этом

высказывании определенным образом «экономизи-рована» по своему

происхождению, она ставится Марксом в один ряд с экономикой среди

детерминант общественного развития. Экстраполируя сказанное Марксом

применительно к праву на общественное развитие в целом, мы нисколько не

грешим против истины: ведь именно право выступает регулятором нашей

деятельности во всех сферах — начиная с распределения материальных благ и

кончая участием масс в управлении делами общества.

Детерминантный статус культуры особо зримо обнаруживается в эпохи

революционно-реформаторских изменений в обществе. Как и куда выведет

революция общество, в определяющей степени зависит от культурного уровня

борющихся сил. Вот и сегодня мы вынуждены задумываться не только над тем,

от чего должно отказаться во имя успеха реформ, но и над тем, от чего мы не

в силах отказаться по уровню своей культуры, в частности, по складу своего

национального характера.

Учитывая детерминантный статус культуры, следует внести уточнение в

понимание общества, определив последнее как со-циокулыпурное образование.

Функции культуры

Будучи сверхсложной системой, культура — и это вполне естественно —

многофункциональна, т.е. выполняет ряд важных, жизненно необходимых для

общества социальных функций. Об одной из этих функций — при-способительной

— у нас уже был повод высказаться. Обозначим некоторые другие функции

культуры.

Функция познавательная, заключающаяся в том, что многие достижения

культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания

окружающего мира и использования этого знания в человеческой практике

(обуздание стихийных сил природы, оптимизация социальных отношений и тд.).

Возможности культуры в этом отношении зависят от того, насколько полно она

осуществляет синтез всех форм общественного сознания, предоставляя тем

самым в распоряжение познающего субъекта целостную картину познания и

освоения мира. В то же время — в порядке обратной связи — сама культура, ее

уровень и состояние служат индикатором, позволяющим безошибочно судить об

успехах человека в «очеловечении» природы и самого себя.

Функция информативная, связанная с накоплением и трансляцией социального

опыта. Речь идет о трансляции по разным адресам: от одного поколения к

другому, внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного

народа к другому. Подчеркнем, что другого, помимо культуры, механизма

передачи «социальной наследственности» общество не имеет. Сама же культура

для реализации этой функции должна представлять собой сложную и все более

усложняющуюся по мере количественных и качественных изменений социального

опыта знаковую систему. Такими знаками являются слова и понятия,

математические символы, формулы науки, язык музыки и живописи, орудия

производства и предметы потребления. В своей информативной функции культура

выступает как «память» человечества.

Функция коммуникативная, позволяющая людям вступать в общение друг с

другом. Нетрудно догадаться, как генетически связаны между собой

коммуникативная и информативная функции: мы можем вступать в общение между

собой только благодаря тем знаковым системам, которые предоставляют в наше

распоряжение культура, и прежде всего благодаря естественным и

искусственным языкам. Важное значение для налаживания и поддержания

массовых коммуникаций имеет техническая культура общества. Даже

невооруженным глазом заметно, как с помощью технических средств все большее

значение приобретает косвенное общение, причем применение спутниковой связи

позволяет сделать его масштабы воистину планетарными.

Функция нормативная, регулирующая поведение отдельных индивидов и целых

социальных групп. «Цензура» культуры распространяется буквально на все, что

делают люди — на их труд и быт, на сферу межгрупповых и межличностных

отношений. При этом возникают довольно существенные противоречия между

требованиями культуры и индивидуальными особенностями, наклонностями,

потребностями людей. О том, какие коллизии могут возникать при этом, хорошо

сказано у З.Фрейда, видевшего в прессинге, осуществляемом «цензурой»

культуры, главную причину невротических заболеваний. Между прочим, об

уровне культуры общества надо, наверно, судить и по тому, насколько оно, с

одной стороны, и индивид, с другой, способны гасить эти противоречия, не

доводя их до стадии антагонизма. В этом отношении первостепенной является

роль морали и права — главных регуляторов в системе культуры.

Функция цивилизационная, гуманистическая, выступающая в качестве главной,

системообразующей функции культуры. Мы рассматриваем ее последней «по

счету», ибо ее истинная роль может быть понята только после того, как

охарактеризованы все ее другие функции. Приспособительная, познавательная,

информативная, коммуникативная, нормативная функции культуры подчинены

гуманистической (цивилизационной) и фактически выступают ее модификациями.

И.Гердер писал:

«Гуманность — это сокровище и награда за все труды человеческие...

Воспитание гуманности есть дело, которым следует заниматься непрестанно; в

противном случае мы все... возвратимся к животному состоянию, к скотской

грубости»'. Гуманистическая направленность культуры выполнет роль

специфического селектора, призванного выводить за пределы системы культуры

все безнадежно устаревшее, а потому реакционное, возвращающее нас к

нецивилизованному состоянию, равно как и попытки возродить подобные

архаизмы. К сожалению, как мы увидим, эта селекторная роль не всегда

эффективно реализуется.

Существует три подхода к пониманию культуры:

1. Эмпирический, описательный подход, представляющий культуру как сумму,

результат всей деятельности человека, т.е. как совокупность предметов и

ценностей, из которых складывается этот результат. Отметим определенные

недостатки такого подхода. Во-первых, культура предстает в этой концепции в

статичном состоянии — в виде набора застывших продуктов деятельности

человека. Во-вторых, жестко разводятся материальная и духовная области

культуры. Такое разведение нередко из социальной философии проникает в

историческую науку. Можно вспомнить, что академический Институт археологии

в свое время назывался Институтом истории материальной культуры, что

заведомо неверно, ибо археология по добываемым предметам исследует и

историю духовной жизни общества.

Деление на материальную и духовную культуру, разумеется, условно и

относительно. В действительности эти области единой системы культуры не

только тесно взаимосвязаны, но и взаимопроникают друг в друга. Особенно

отчетливо это выявляется в условиях научно-технической революции, ведущей

ко все большей интеграции материальной и духовной культур. С одной стороны,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.