Рефераты. Кандидатский по философии






принимает концепцию перерождений (сансара). Смерть в буддизме,

следовательно, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой

жизни и поэтому - к новым страданиям. Смерть - это неоднократный переход к

новой жизни.

В буддийских канонах особое внимание уделяется дальнейшему уточнению

понятия "жажда" (тршна). Анализируется его возникновение и влияние,

выделяются три ее главных типа: жажда чувственных наслаждений (кама), жажда

воплощения (бхава) и жажда самоуничтожения (вибхава). Постепенно понятие

"жажда" замещается понятием рага (желание, стремление), и вся эта сторона

учения приобретает несколько иное содержание. Кроме того, возникает еще

одна концепция, которая указывает в качестве причины страданий незнание

(авидья) - здесь незнание истинного пути, ведущего к освобождению от

страданий, и исходя из этого, конструируется сложная, двенадцатичленная

цепь причин возникновения страдания.

На этой основе разрабатывается содержание каждого из разделов

восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с правильным

пониманием жизни как юдоли (церк.-слав., букв. - долина; место, где

страдают и мучаются) скорби и страданий, правильное решение понимается как

решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь

характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная.

Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности -

знаменитых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых должны

придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы:

не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных

половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться

опьяняющими напитками. Анализируются и остальные ступени, которые

рассматриваются как подготовка к последней ступени - вершине восьмеричного

пути: правильному сосредоточению. Последнее, характеризуемое четырьмя

степенями погружения, (джхана), относится к медитации (лат. медитацио, от

медитор - размышляю, обдумываю) и медитационной практике.

Вот почему в основе буддийской концепции поведения лежит сознание

внутренней отдаленности субъекта всему, что его окружает. Так называемый

средний путь, например, одинаково отвергает погружение в чувственные

удовольствия и умерщвление плоти. Состояние совершенной несвязанности с

внешним бытием, абсолютной от него отрешенности и самоуглубленности есть

освобождение, или нирвана (санскр., букв. - остывание, угасание,

затухание).

Нирвана означает высшее состояние вообще, конечную цель человеческих

стремлений. Она предполагает отсутствие конфликта с окружающим,

установление шуньи (санск., букв. - пустота), которое означает

психологическое состояние ощущения пустоты, равное снятию проблемы "бытие-

небытие" ("реальность-нереальность"), "субъект-объект" и т.п., что служит

главным признаком состояния "освобождения" или нирваны.

Из неабсолютной значимости для буддизма всего существующего

безотносительно к субъекту следует вывод о неабсолютности божества. В

буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе и проч., т.е. вообще

как в безусловно верховном существе. Бог как высшее существо внутренне

присущ достигшему освобождения человеку, что по существу означает

тождественность человека богу.

Итак, древнеиндийскую философию в целом отличает умозрительность, слабая

связь с наукой, сосредоточенность на специфически понимаемой проблеме

спасения.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Становление древнекитайской философии, как и древнеиндийской, связано с

ломкой традиционных общинных отношений, вызванной экономическим прогрессом,

появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний, в первую

очередь в области астрономии, математики и медицины, которые создали

благоприятную почву для духовных

перемен. Примечательно, что и в Китае первыми "оппозиционерами"

выступали аскетировавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху "Чжань го"

("борющихся царств") наступление "золотого века" китайской философии. Хотя

отдельные философские идеи модно обнаружить в еще более древних памятниках

культуры, каковыми в Индии были Упанишады и отчасти Ригведа, а в Китае -

"Ши цзин" ("Канон стихов") и "И цзин" ("Книга перемен"), философские школы

здесь складываются одновременно - приблизительно в VI в. до н.э. Причем в

обоих регионах философия, достаточно длительное время развивавшаяся

анонимно, отныне становится авторской, связанной с именами Гаутамы-Будды,

основателя джайнизма .Махавиры, первого китайского философа - Конфуция,

даосского мудреца - Лао-цзы и др.

Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились

с ведизмом, то в Китае - с конфуцианской ортодоксией. Правда, в Индии, как

отмечалось выше, размежевание на отдельные школы не привело к официальному

признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, в то

время как в Китае конфуцианство во II в. до н.э. добилось государственного

статуса идеологии, сумев сохранить его до нового времени. Наряду с

конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве "ста школ" были

даосизм, моизм и легизм.

Есть у древнекитайской философии и другие отличительные черты:

Специфической чертой китайской философии был принцип рассмотрения мира

(природа, человек и его общество) как единого универсума, все элементы

которого взаимосвязаны и находятся в динамичном равновесии.

Практичность, ориентированность не на поиск и выработку идеала, в

соответствии с которым следовало бы изменить реальность, а на поддержание

реальности такой, какая она есть. Отсюда отсутствие сколько-нибудь

серьезных апелляций (от лат апелляцио - обращение) к сверхъестественному,

базирование на вполне достижимом идеале социальной, этической и

политической системы. Этот идеал, конечно, освещен благословением Неба, но

для его воплощения в жизнь не требовалось ничего невозможного. Все теории

должны просто ориентировать народ на поддержание порядка. Поэтому в

китайских письменных памятниках очень подробно рассматриваются способы

управления государством и способы самоусовершенствования человека.

Специфичность древнекитайской философской мысли обусловлена также

употреблением в письменной речи образно-символических знаков - иероглифов.

Пиктографическое (от лат. пиктус - нарисованный и греч. графо - пишу;

рисуночное) письмо вырабатывало эстетико-филологическое отношение к

тексту. Это неизбежно сказалось на содержательных особенностях

представлений о мире и человеке, на культуре мышления древнекитайских

философов вообще.

Отсутствие понятийного аппарата, абстрактных спекуляций натуралистического

и мировоззренческого порядка. Отсюда слабая связь с наукой, неразвитость

логики.

Внутренне китайская философия необычайно стабильна. Основой такой

стабильности было постоянное подчеркивание исключительности китайского

способа мышления. Следствием его явилось постепенное появление и

закрепление чувства превосходства китайского национального умозрения, его

нетерпимости ко всем другим философским взглядам.

Прекрасной иллюстрацией к сказанному могут послужить философские

воззрения названных выше древнекитайских школ.

КОНФУЦИАНСТВО. Основатель шкалы Конфуций (кит. - Кун Цю,

латинизированная версия имени Кун Фу-цзы-учитель Кун; 551-479 гг. до н.э.).

Он считается первым китайским философом, и его жизнеописание за

многовековую историю, естественно, обогатилось позднейшими легендами.

Известно, что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу, потом ряд

лет. странствовал по Восточному Китаю, а конец жизни посвятил исключительно

своим ученикам. Основным достоверным источником для исследования его

воззрений являются сохранившиеся записи изречений Конфуция и его учеников в

книге "Беседы и суждения" (Лунь юй).

Исходной для Конфуция можно считать концепцию "неба" и "небесного

веления" (приказа, т.е. судьбы). "Небо" - это и часть природы, и высшая

духовная сила, определяющая природу и человека ("Жизнь и смерть

определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба"). Человек,

наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в

согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи

обучения. Цель совершенствования - достижение уровня "благородного мужа"

(цзюнь-цзы), соблюдающего ли-этикет, доброго и справедливого по отношению к

народу, почтительного к старшим и высшим.

Центральное место в учении Конфуция занимает концепция жэнь

(человечности) - закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и

государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих

человеческое существование: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам

хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций выработал принцип

справедливости и исправности (и). Человек должен поступать так, как велит

его положение и порядок. Исправное поведение - это поведение с соблюдением

порядка и человечность, ибо "благородный муж разбирается в том, что есть

исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно". Таков путь

(дао) всех образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым

должно быть вверено управление обществом.

Эти этические принципы лежат в основе политических взглядов Конфуция. Он

выступал за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.