сущность), вырабатывать нормы правильного поведения и руководства в
повседневной жизни;
для этого необходимы специфические познавательные процедуры и действия
(непрерывная сосредоточенность над предметом и особый самоконтроль,
устраняющий страсти, и т.п.).
Названные выше древнеиндийские философские школы и концентрируют свое
внимание на одной или нескольких из этих проблем.
ВЕДАНТА убеждена в высшем авторитете Вед, содержание которых
рассматривает как откровение, источник истинного знания. Веды существовали
до начала мира и возникли из дыхания брахмана (сущность понятия см. ниже).
Веданта признает Бога как творца мира и развивает учение о Брахмане и
атмане, рите, дхарме, карме, сансаре, мокше:
Брахман - безликое, абсолютное духовное начало мира, высшая объективная
реальность, вне которой ничего нет. Им созданы вое миры, сам же он - вне
времени и пространства, вне причинно-следственных отношений;
атман - космическое духовное начало, "я", душа. Атман как высшая
субъективная реальность противоположна Брахману и одновременно совпадает с
ним. Атман - осознающий себя Брахман. В итоге они отождествляются. Атман
(Брахман) это и начало-мира, и его творец, и его завершение. Смерть -
слияние с атманом;
рита (санскр.) - универсальный космический закон, определяющий движение
светил, дождь, рост растений, жизнь животных и людей, деяния богов. Рита не
дает Вселенной впасть в хаос. Она обеспечивает порядок ее круговращения.
Множественность окружающего мира единичные вещей иллюзорна и порождена
авидьей (санскр.) - человеческим незнаньем,
сансара,- как вам уже известно, - учение о переселении душ, которые после
гибели тела вселяются в очередное новое тело. Душа бессмертна, ее
странствия не имеют конца;
дхарма (санскр.) - нравственный долг или закон, который имела каждая
древнеиндийская варна. В зависимости от индивидуальной кармы - общей суммы
совершенных в жизни поступков - определялась дальнейшая судьба души;
мокша (санскр.) - освобождение души из-под действия закона сансары в
случае точного исполнения дхармы представителем высшей варны - брахманом.
Душа становится независимой от мира и сливается со своим творцом атманом,
обретая истинное, бесконечное "я". Мокша возможна при жизни, для чего
необходимо преодолеть незнание - авидью, подавить страсти и желания,
освободиться от богатства, лжи, обрести отрешенное спокойствие.
Миманса. Эта школа развивалась с давних пор и первоначально была
системой правил, помогающих пониманию Вед. Первым ее сохранившимся текстам
является трактат Джаймини (жил, видимо, между II в до н.э. и II в. н.э.).
Она занималась доказательством непогрешимости и вечности Вед. Миманса
воспринимала ведические тексты не только как высший авторитет, но и видела
в них сверхчувственную универсальную субстанцию, которая существует вечно и
является абсолютной. Согласно этому учению, последовательное выполнение
того, чему учат Веды, является единственным путем освобождения из пут
сансары и кармы.
Миманса, в отличие от веданты, верила в истинность всех родов познания и
выступала против тезиса об иллюзорности воспринимаемых единичных предметов
и их свойств. Она признавала реальность материального мира и других
объектов (души, боги и т.п.). Мир, по учению мимансы, организуется из
атомов по моральному закону кармы. Душа понимается как вечная и бесконечная
субстанция, связанная с телом, но не умирающая с ним. Она обладает
сознанием как неким качеством, возникающим лишь в определенных условиях
(когда душа соединяется с телом и перед органами восприятия находится
объект). Теория причинности миманса исходит из признания особой невидимой
силы, производящей следствие. Заслуживает внимания и учение мимансы об
особой потенциальной энергии, возникающей в душе при выполнении ритуала и
влекущей в будущем наслаждение его плодами.
Санкхья. Название санкхья (санскр., букв. - число, перечисление, расчет)
объясняется, видимо, тем, что школа строится как аналитическое перечисление
элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего
многообразия мира объектов. Основателем считается Капила)(VII в. до н.э.).
Классическая санкхья признает авторитет Вед, но считает бытие Бога
недоказуемым и строит знание на основе независимого опыта и размышления.
Санкхья учит, что в мире наличествуют два самостоятельных первоначала:
пракрити (санскр.) - природа, материя и пуруша (санскр., букв. - человек,
мужчина) - дух, сознание. Пракрити активна и изменчива. Пуруша пассивен;
это сознание, застывшее в Самосозерцании. Пракрити состоит из трех
субстанций-сил (гун - санскр., букв. - качество, нить): саттвы (санскр.) -
основы удовольствия и источника радости, света, затем раджаса (санскр.) -
источника движения, причины страдания и, наконец, тамаса (санскр.) -
пассивного отрицательного начала, источника тьмы, косности, безразличия.
При соприкосновении пуруши с пракрити нарушается исконное равновесие гун. В
результате их смещения и комбинаций возникают предметы, наполняющие
Вселенную. Развертывание пракрити идет в физическом и психическом
направлениях. На первой ступени образуется махат (санскр.) - основа всего
материального и буддхи (санскр.) - мировой дух и разум. На второй ступени
возникает аханкара (санскр.) - индивидуализирующее начало (мое, "Я"). Из
аханкары с преобладанием гуны тамаса возникает пять танматр (санскр.) -
тонких элемента, невоспринимаемых чувствами потенций звука, осязания,
цвета, вкуса, запаха, из которых далее образуются пять бхутвещественных
элементов - земля, вода, воздух, огонь и эфир. Из аханкары с преобладанием
саттвы возникают пять органов восприятия и пять органов действия, а также
ум (манас - санскр.). Всего, таким образом, в санкхья насчитывается 25
начал. Из них все, кроме пуруши, образуют мир "не -Я". Страдание утрачивает
свои причины, если человек поймет, что его подлинное "Я" находится вне
природы, тела и даже, ума. Поэтому, учит санкхья, мокша возможна при жизни.
ЙОГА (санскр., букв. - соединение, участие, порядок, а также глубокое
размышление, созерцание). Практика йоги упоминается еще в Ведах. Основатель
классической йоги - Патан-джали (II в. до н.э.). Йога разделяет онтологию
санкхья, но требует поклонения брахману (богу), понимаемому как абсолютный
дух, вечный, всепроникающий, вездесущий, всемогущий, всезнающий, не
подверженный страданиям и несчастьям и правящий миром. Ее главное
содержание - разработка практического пути к освобождению через тренировку
тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа или "Я" от
деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с
"Я". Система очищения духа от раджаса и выявления саттвы предполагает
восемь ступеней: яма (обуздание), нияма (выработка нравственных
установок), асана (устойчивое равновесное положение тела), пранаяма
(правильное дыхание), пратьяхара (изоляция чувств), дхарана (внимание),
дхъяна (размышление) и самадхи (сосредоточенность).
В итоге просветления ум так глубоко поглощается созерцанием, что
забывает о самом себе и полностью сливается с объектом размышления. За этим
следует прекращение всех модификаций ума и психических процессов, когда
ничего не познается и не мыслится, т.н. нулевой экстаз.
ЛОКАЯТА (от санскр, лока - мир, идущее из этого мира).
Материалистическое направление в древнеиндийской философии. Возникло
приблизительно в сер. 1-го тыс. до н.э. Основателем считается
полулегендарный мудрец Брихаспати.
В основе локаяты лежит скептическое отношение к догматике брахманизма, к
догматической религии вообще. Согласно локаяте, существующим можно считать
только воспринимаемое органами чувств. Отсюда отрицание локаятой бога и
души (в частности, брахмана и атмана), рая и ада, вообще любого другого
мира. Согласно локаятикам, человек состоит из четырех материальных
элементов - земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь, они образуют тело,
органы чувств, и на их основе возникает духовное начало. Поскольку в
человеке нет ничего, что пережило бы его смерть, локаятики говорят о
необходимости пользоваться реальной жизнью, принимать все, что она
приносит, с сознанием того, что приятные стороны жизни могут уравновесить
зло и страдание. "Пока живешь, - говорится в одном тексте, - живи радостно,
ибо смерти не может избежать никто. Когда тело будет сожжено, превратится в
пепел, обратное превращение никогда не совершится".
Особенностью локаяты является утверждение принципа свабхавы (санскр.) -
наличия индивидуальной природы каждой вощи, определяющей ее строение и
судьбу; все воздействия, приходящие к вещи извне и чуждые ее природе,
бессильны изменить непреложный ход ее существования. Целью бытия, согласно
локаяте, является забота о благополучии настоящего существования.
Впоследствии это привело к развитому гедонизму (от греч. гедоне -
наслаждение) чарваки.
ЧАРВАКА (санскр.) - это более поздняя разновидность локаяты. Эта школа
отвергает как существование бога-абсолюта и души (брахмана и атмана), так и
закон кармы. Чарвака истинным считает лишь постигаемое с помощью
непосредственного восприятия. Она утверждает существование только этого
мира и считает единственной реальностью материю. Признается наличие четырех
элементов: земли, воды, огня, воздуха, из спонтанного (от лат. спонтанеус -
произвольный, добровольный) сочетания которых образуется все, что есть.
Жизнь и сознание - функции этих элементов. Одновременно чарвака
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83