Рефераты. Кандидатский по философии






сущность), вырабатывать нормы правильного поведения и руководства в

повседневной жизни;

для этого необходимы специфические познавательные процедуры и действия

(непрерывная сосредоточенность над предметом и особый самоконтроль,

устраняющий страсти, и т.п.).

Названные выше древнеиндийские философские школы и концентрируют свое

внимание на одной или нескольких из этих проблем.

ВЕДАНТА убеждена в высшем авторитете Вед, содержание которых

рассматривает как откровение, источник истинного знания. Веды существовали

до начала мира и возникли из дыхания брахмана (сущность понятия см. ниже).

Веданта признает Бога как творца мира и развивает учение о Брахмане и

атмане, рите, дхарме, карме, сансаре, мокше:

Брахман - безликое, абсолютное духовное начало мира, высшая объективная

реальность, вне которой ничего нет. Им созданы вое миры, сам же он - вне

времени и пространства, вне причинно-следственных отношений;

атман - космическое духовное начало, "я", душа. Атман как высшая

субъективная реальность противоположна Брахману и одновременно совпадает с

ним. Атман - осознающий себя Брахман. В итоге они отождествляются. Атман

(Брахман) это и начало-мира, и его творец, и его завершение. Смерть -

слияние с атманом;

рита (санскр.) - универсальный космический закон, определяющий движение

светил, дождь, рост растений, жизнь животных и людей, деяния богов. Рита не

дает Вселенной впасть в хаос. Она обеспечивает порядок ее круговращения.

Множественность окружающего мира единичные вещей иллюзорна и порождена

авидьей (санскр.) - человеческим незнаньем,

сансара,- как вам уже известно, - учение о переселении душ, которые после

гибели тела вселяются в очередное новое тело. Душа бессмертна, ее

странствия не имеют конца;

дхарма (санскр.) - нравственный долг или закон, который имела каждая

древнеиндийская варна. В зависимости от индивидуальной кармы - общей суммы

совершенных в жизни поступков - определялась дальнейшая судьба души;

мокша (санскр.) - освобождение души из-под действия закона сансары в

случае точного исполнения дхармы представителем высшей варны - брахманом.

Душа становится независимой от мира и сливается со своим творцом атманом,

обретая истинное, бесконечное "я". Мокша возможна при жизни, для чего

необходимо преодолеть незнание - авидью, подавить страсти и желания,

освободиться от богатства, лжи, обрести отрешенное спокойствие.

Миманса. Эта школа развивалась с давних пор и первоначально была

системой правил, помогающих пониманию Вед. Первым ее сохранившимся текстам

является трактат Джаймини (жил, видимо, между II в до н.э. и II в. н.э.).

Она занималась доказательством непогрешимости и вечности Вед. Миманса

воспринимала ведические тексты не только как высший авторитет, но и видела

в них сверхчувственную универсальную субстанцию, которая существует вечно и

является абсолютной. Согласно этому учению, последовательное выполнение

того, чему учат Веды, является единственным путем освобождения из пут

сансары и кармы.

Миманса, в отличие от веданты, верила в истинность всех родов познания и

выступала против тезиса об иллюзорности воспринимаемых единичных предметов

и их свойств. Она признавала реальность материального мира и других

объектов (души, боги и т.п.). Мир, по учению мимансы, организуется из

атомов по моральному закону кармы. Душа понимается как вечная и бесконечная

субстанция, связанная с телом, но не умирающая с ним. Она обладает

сознанием как неким качеством, возникающим лишь в определенных условиях

(когда душа соединяется с телом и перед органами восприятия находится

объект). Теория причинности миманса исходит из признания особой невидимой

силы, производящей следствие. Заслуживает внимания и учение мимансы об

особой потенциальной энергии, возникающей в душе при выполнении ритуала и

влекущей в будущем наслаждение его плодами.

Санкхья. Название санкхья (санскр., букв. - число, перечисление, расчет)

объясняется, видимо, тем, что школа строится как аналитическое перечисление

элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего

многообразия мира объектов. Основателем считается Капила)(VII в. до н.э.).

Классическая санкхья признает авторитет Вед, но считает бытие Бога

недоказуемым и строит знание на основе независимого опыта и размышления.

Санкхья учит, что в мире наличествуют два самостоятельных первоначала:

пракрити (санскр.) - природа, материя и пуруша (санскр., букв. - человек,

мужчина) - дух, сознание. Пракрити активна и изменчива. Пуруша пассивен;

это сознание, застывшее в Самосозерцании. Пракрити состоит из трех

субстанций-сил (гун - санскр., букв. - качество, нить): саттвы (санскр.) -

основы удовольствия и источника радости, света, затем раджаса (санскр.) -

источника движения, причины страдания и, наконец, тамаса (санскр.) -

пассивного отрицательного начала, источника тьмы, косности, безразличия.

При соприкосновении пуруши с пракрити нарушается исконное равновесие гун. В

результате их смещения и комбинаций возникают предметы, наполняющие

Вселенную. Развертывание пракрити идет в физическом и психическом

направлениях. На первой ступени образуется махат (санскр.) - основа всего

материального и буддхи (санскр.) - мировой дух и разум. На второй ступени

возникает аханкара (санскр.) - индивидуализирующее начало (мое, "Я"). Из

аханкары с преобладанием гуны тамаса возникает пять танматр (санскр.) -

тонких элемента, невоспринимаемых чувствами потенций звука, осязания,

цвета, вкуса, запаха, из которых далее образуются пять бхутвещественных

элементов - земля, вода, воздух, огонь и эфир. Из аханкары с преобладанием

саттвы возникают пять органов восприятия и пять органов действия, а также

ум (манас - санскр.). Всего, таким образом, в санкхья насчитывается 25

начал. Из них все, кроме пуруши, образуют мир "не -Я". Страдание утрачивает

свои причины, если человек поймет, что его подлинное "Я" находится вне

природы, тела и даже, ума. Поэтому, учит санкхья, мокша возможна при жизни.

ЙОГА (санскр., букв. - соединение, участие, порядок, а также глубокое

размышление, созерцание). Практика йоги упоминается еще в Ведах. Основатель

классической йоги - Патан-джали (II в. до н.э.). Йога разделяет онтологию

санкхья, но требует поклонения брахману (богу), понимаемому как абсолютный

дух, вечный, всепроникающий, вездесущий, всемогущий, всезнающий, не

подверженный страданиям и несчастьям и правящий миром. Ее главное

содержание - разработка практического пути к освобождению через тренировку

тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа или "Я" от

деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с

"Я". Система очищения духа от раджаса и выявления саттвы предполагает

восемь ступеней: яма (обуздание), нияма (выработка нравственных

установок), асана (устойчивое равновесное положение тела), пранаяма

(правильное дыхание), пратьяхара (изоляция чувств), дхарана (внимание),

дхъяна (размышление) и самадхи (сосредоточенность).

В итоге просветления ум так глубоко поглощается созерцанием, что

забывает о самом себе и полностью сливается с объектом размышления. За этим

следует прекращение всех модификаций ума и психических процессов, когда

ничего не познается и не мыслится, т.н. нулевой экстаз.

ЛОКАЯТА (от санскр, лока - мир, идущее из этого мира).

Материалистическое направление в древнеиндийской философии. Возникло

приблизительно в сер. 1-го тыс. до н.э. Основателем считается

полулегендарный мудрец Брихаспати.

В основе локаяты лежит скептическое отношение к догматике брахманизма, к

догматической религии вообще. Согласно локаяте, существующим можно считать

только воспринимаемое органами чувств. Отсюда отрицание локаятой бога и

души (в частности, брахмана и атмана), рая и ада, вообще любого другого

мира. Согласно локаятикам, человек состоит из четырех материальных

элементов - земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь, они образуют тело,

органы чувств, и на их основе возникает духовное начало. Поскольку в

человеке нет ничего, что пережило бы его смерть, локаятики говорят о

необходимости пользоваться реальной жизнью, принимать все, что она

приносит, с сознанием того, что приятные стороны жизни могут уравновесить

зло и страдание. "Пока живешь, - говорится в одном тексте, - живи радостно,

ибо смерти не может избежать никто. Когда тело будет сожжено, превратится в

пепел, обратное превращение никогда не совершится".

Особенностью локаяты является утверждение принципа свабхавы (санскр.) -

наличия индивидуальной природы каждой вощи, определяющей ее строение и

судьбу; все воздействия, приходящие к вещи извне и чуждые ее природе,

бессильны изменить непреложный ход ее существования. Целью бытия, согласно

локаяте, является забота о благополучии настоящего существования.

Впоследствии это привело к развитому гедонизму (от греч. гедоне -

наслаждение) чарваки.

ЧАРВАКА (санскр.) - это более поздняя разновидность локаяты. Эта школа

отвергает как существование бога-абсолюта и души (брахмана и атмана), так и

закон кармы. Чарвака истинным считает лишь постигаемое с помощью

непосредственного восприятия. Она утверждает существование только этого

мира и считает единственной реальностью материю. Признается наличие четырех

элементов: земли, воды, огня, воздуха, из спонтанного (от лат. спонтанеус -

произвольный, добровольный) сочетания которых образуется все, что есть.

Жизнь и сознание - функции этих элементов. Одновременно чарвака

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.