т.д.
У больших социальных групп действительно имеются отличительные
психологические качества и они играют активную роль в общественной жизни.
Исследовать эти качества — давняя философская, в том числе и марксистская,
традиция. Но, обнаруживая идейные, духовные мотивы деятельности людей, надо
идти дальше, вскрывать за этими духовными моментами их материальную
первооснову. Представители психологического направления, например, пытаются
объяснить главенствующую роль буржуазии в капиталистическом производстве и
жизни общества в целом ее выдающимися волевыми и организаторскими
качествами. В таком «объяснении» все поставлено с ног на голову, ибо,
очевидно, капиталист не потому капиталист, что он организатор, а, наоборот,
он становится организатором в силу владения средствами производства.
ТЕХНИЧЕСКОЕ НАПРВЛЕНИЕ
Самым «молодым» среди основных течений социальной философии является
техницизм, возникший в двадцатые годы нашего века в работах американца
Т.Веблена.
Техницизм, подобно биологизму и психологизму, также в значительной
степени возник как методологическая оппозиция историческому материализму,
причем оппозиция весьма своеобразная.
Чтобы понять одну из его особенностей, необходимо иметь в виду, что с
момента появления исторического материализма оппоненты пытаются представить
его в качестве экономического материализма, т.е. такой социально-
философской концепции, которая, якобы, отрицает активную роль любого из
внеэкономических факторов (политического, морального, художественного и
т.д.). Эти обвинения слышны и сегодня, но наряду с этим мы видим, как сами
оппоненты в лице техни-цистов скатываются к чему-то похожему на экономизм,
причем в его наиболее упрощенном варианте. Из двух сторон способа
производства материальных благ техницисты обращают внимание только на одну
— производительные силы, игнорируя производственные отношения. Но даже
производительные силы берутся не в целостности: односторонне выпячивается
роль техники (средств производства) и совершенно игнорируется человек как
главная производительная сила общества.
Парадигма техницистского мышления уже с сороковых годов проникает в
самые различные направления западной, в частности американской, социологии.
На техницистском мировоззрении основывалась общеисторическая концепция
«стадий экономического роста» У.Ростоу, которая наряду с теорией «единого
индустриального общества» РАрона стала непосредственным и главным
источником целого поколения концепций «индустриализации».
«Постиндустриализм» 60—70-х годов несколько сглаживает техницистскую
бескомпромиссность «индустриали-стов» путем повышения внимания к явлениям
политической жизни, культурно-историческим и духовным факторам. Однако
«многофакторный» подход постиндустриалистов (Д.Белл, Дж.Гелбрайт,
З.Бжезинский и др.) к социальной действительности оставляет в стороне такие
решающие признаки общественного развития, как собственность, классовая
структура, социально-экономический строй. Вот почему можно с полным
основанием сказать, что социальные явления (в том числе эпохи перехода от
одной формации к другой) интерпретируются не только глашатаями «нового
индустриального», но и пропагандистами «постиндустриального»,
«технотронного» и «супериндустриального» общества главным образом с позиций
технологического детерминизма. Он же дал начало и основным современным
прогностическим теориям1, независимо от того, рассматривают они технику как
«злого демона», способного погубить цивилизацию или возлагают на нее
радужные надежды.
Спору нет, анализ техники был важен всегда и особенно важен сегодня в
условиях перехода к информационно-компьютерной цивилизации. Но известная
абсолютизация роли и значения техники приводит к сужению понятия
«материальная основа жизни и развития общества» до понятия «технические
условия производства», к попыткам вывести коренные социальные изменения во
всем объеме и во всех случаях прямо и непосредственно из научно-технической
сферы. Укажем также на рельефно выраженное при этом смещение экономического
базиса, на котором зиждется формация, с технико-технологическим базисом
цивилизации.
СИНТЕЗ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ЗАНАНИЯ
Завершая краткий обзор основных течений современной социальной
философии, можно уверенно сказать, что ни одно из них не в праве
претендовать на абсолютную истину в последней инстанции. Уже сами названия
этих течений, широко употребляемые в философской литературе, — биологизм,
географизм, психологизм, техницизм — свидетельствуют об их определенной
односторонности, выпячивании, а то и абсолютизации ими какой-то одной
стороны или условия жизни общества. Но поскольку эти стороны, элементы,
условия действительно существуют и являются необходимым активным элементом
социальной системы, то и рассматриваемые течения при всей их
односторонности содержат в себе — каждое — значительную долю истины.
Объяснение этих истин и составляет задачу современного социально-
философского синтеза.
Сказанное полностью относится и к такому течению как исторический
материализм.
И все же историческому материализму не удалось избежать значительной
односторонности. В силу разных причин это отчасти было заложено уже в
первоначальном варианте: поскольку материалистическое понимание истории
возникало и формировалось в противостоянии с социологическим идеализмом,
главное внимание его творцами было обращено на обоснование экономической
стороны в качестве материальной основы жизни общества и в то же время не
всегда хватало времени, сил и доводов для выявления активной роли
внеэкономических факторов — духовно-психологических, технико-
технологических, географических, био-демографических и т.д. Если
основоположники истмата признавали эти конструктивные недостатки и в какой-
то степени пытались их компенсировать, то в дальнейшем, по мере утверждения
в марксизме догматизма и начетничества дело дошло до прямой конфронтации с
неэкономическими парадигмами общественного развития. З.Фрейд и техницисты,
психологисты и географисты вплоть до последних лет подвергались «зряшной»,
все отметающей критике, отвергавшей и то ценное, рациональное, что было
присуще этим концепциям.
Материалистическое понимание истории вновь должно стать открытой
системой, вбирающей в себя все лучшее из достижений современной социально-
философской мысли. Этому способствуют все обстоятельства.
Во-первых, и биологизм, и техницизм, и географизм тоже по сути дела
являются попытками материалистического объяснения истории. Прав был Бертран
Рассел, считавший, что из философского материализма в равной степени
вытекают и концепция фундаментальности экономических причин по отношению к
политическим и духовным изменениям, и концепция Бок-ля о решающем значении
климатических условий, и точка зрения Фрейда о сексуальной
детерминированности общественных явлений'.
Во-вторых, сегодня и представители субъективно-идеалистических течений
в социальной философии (в том числе психологисты все больше осознают
значимость экономического фактора в жизни социума. Показательна в этом
отношении высокая оценка исторического материализма Жан-Поль Сартром,
считавшим, что синтез исторического материализма с его экзистенциалистской
концепцией человека позволит создать такую теорию социума, которая выдержит
натиск любых оппонентов.
Синтез социально-философского знания, для совершения которого в конце
XX в. созрели все предпосылки, позволит адекватно отразить сущность нашей
непростой исторической эпохи, понять пути выживания человечества.
36. Формирование философских понятий «материя» и «бытие»
МАТЕРИЯ
Субстанция обозначает единство многообразия конкретных вещей, событий,
явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует.
Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к
философии монизма, которой противостоит дуалистическая трактовка мира. В
домарксистском материализме материя часто понималась как нечто существующее
наряду с вещами, как некоторая телесность, параматерия, из которой
возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Домарксистский материализм
рассматривает ее как бесконечно развивающееся многообразие единого
материального мира.
Материя - объективная реальность, существующая по своим законам,
независимо от сознания.
Материя - (лат. materia - вещество) вещественное значение термина
удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике означавшая кризис
одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии,
понимании материи, составляющего суть концепции метафизического
материализма.
Ленин: Материя есть философская категория для обозначения объективной
реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от
них.
1)материя существует независимо от сознания (первичность материи по
отношению к сознанию)
2)она отображается ощущениями (признание принципиальной познаваемости
мира).
Достоинство этого определения - единство онтологического и
гносеологического подходов и является исходным пунктом естествознания и
философии.
Домарксистское понимание материи является предпосылкой для
последовательной разработки материалистического понимания истории,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83