Рефераты. Кандидатский по философии






ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Функция (от лат. functio — исполне-?яие, осуществление) — это роль,

кото-урую выполняет система или данный элемент системы (ее подсистема) по

отношению к ней как целостности.

Для сверхсложных самоуправляемых систем, к каковым относятся системы

социальные, характерна многофункциональность, Это означает, что, с одной

стороны, социальная система обладает множеством функций, но здесь есть и

другой план: многофункциональность, «совмещение» функций характерно не

только для системы в целом, но и для ее компонентов и подсистем. В

социальной системе нет подобного тому, что мы встречаем в других системах,

даже такой сложной, как головной мозг: строгой локализации функций. В этом

плане можно говорить о наличии в социуме внутрисистемной солидарности:

выполняя «свою» функцию, компонент (подсистема) берет на себя и часть

других функций.

Все функции, реализуемые социальной системой, могут быть сведены к двум

основным.

Во-первых, это функция сохранения системы, ее устойчивого состояния

(гомеостаза). Все, что делает система, все, на что нацелены основные сферы

деятельности человека, работают на эту функцию, т.е. на воспроизводство

системы. В связи с этим можно говорить о подфункции воспроизводства

компонентов системы и прежде всего биологического и социального

воспроизводства человека, подфункции воспроизводства внутрисистемных

отношений, подфункции воспроизводства основных сфер деятельности и т.д.

Во-вторых, это функция совершенствования системы, ее оптимизации. Сразу

же встает вопрос: оптимизации по отношению к чему? Очевидно, по отношению к

природной, а также и к социальной среде. Не менее очевидна и органическая

связь обеих основных функций, что предопределяется спецификой социальной

системы как адаптационно-адаптирующей.

Ведь сама по себе окружающая нас природа изменяется очень медленно,

катастрофы вроде оледенения или «всемирного потопа» в ней очень редки, и,

если бы не динамичный характер социума, устойчивое равновесие между ним и

природой устанавливалось бы «на долгие времена». Социум сам создает ан-

тропогенные факторы (локальные, региональные, глобальные) нарушения этого

равновесия, а затем принужден искать средства и механизмы оптимизации своих

отношений со средой, Предварительно оптимизируя свое внутреннее состояние.

Что же касается взаимодействия системы со своей социальной средой, то

вполне понятно, что возмутителем спокойствия здесь монопольно выступает

фактор антропогенный. Так обстоит дело и в связях с внешней, внесистемной

социальной средой, и со средой внутрисистемной. Сегодня, например, мы очень

обеспокоены тем, как идет воспроизводство основных сфер деятельности

общества (экономики, здравоохранения, экологии, воспитания, образования).

Неудовлетворительно воспроизводясь и в количественном, и в качественном

отношении, они влекут за собой ссужающееся по своей массе и некачественное

в биологическом и социальном отношении воспроизводство человека (ухудшение

его психофизического здоровья, распространение в обществе т.н.

«отклоняющегося поведения», рост алкоголизма и наркомании). При этом каждый

компонент системы испытывает на себе негативное воздействие других

компонентов, составляющих в совокупности его внутрисистемную социальную

среду. Экономика, например, разваливается не только по причине разрыва

традиционных хозяйственных и финансовых связей, но и из-за превратившегося

в беспредел расхищения государственного и общественного имущества, регресса

здравоохранительной деятельности, рассогласования управляющей подсистемы и

т.д. В своей совокупности функционирование «в разнос» каждой из подсистем,

если таковое будет продолжаться, грозит вылиться во всеобщий распад

социальности и самый натуральный геноцид.

По своей значимости и приоритетности функции, составляющие основное

содержание деятельности в той или иной сфере социума, исторически могут

меняться местами. Так, в течение тысячелетий функция сохранения социума и

его оптимизации реализовывалась прежде всего за счет экономики, все

остальные сферы деятельности, включая экологию, в этом отношении были еще

на периферии внимания. В этом была своя железная логика. Во-первых, нужно

было развиться самой эконо-мике, прежде, чем могли бы занять свое достойное

место здравоохранение, наука, природоохранная деятельность. Во-вторых, до

поры до времени экологическими последствиями экономического роста можно

было пренебречь, а демографические последствия стихийных явлений (например,

неоднократное вымирание чуть ли не пол-Европы в результате эпидемий чумы)

покрывались и перекрывались быстрым ростом численности населения. В XX в.,

в особенности в его второй половине, ситуация коренным образом изменилась.

Сегодня, чтобы выжить земной цивилизации, на первый план должна выйти сфера

экологической деятельности, потеснив все остальные, даже экономику.

Подытоживая, можно сказать: если раньше негласно человечество реализовывало

лозунг «Экономика — все, экологией можно пренебречь!», то сегодня оно

вынуждено совершить поворот почти на 180° — «Экология — прежде всего,

экономика — по возможности!».

39. Социальные институты: сущность, структура, функции

Социология и социальная философия уделяет большое внимание изучению

социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений

социального института. Одним из первых дал развернутое представление о

социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен

(1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899

году, многие ее положения не устарели до сих пор.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится

значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент

социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество

индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в

отдельных сферах общественной жизни.

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную

совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов,

которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия,

образование, экономика, управление.

Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию

социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный

институт представляет собой:

- ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

- формальную и неформальную организацию;

- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу

общественных отношений;

- обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов,

регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья,

производство, государство, образование, религия), социологи углубили

представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает

инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения

важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными

институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный

облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга.

Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и

церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила

поведения. В одних странах институт брака допускает, например,

многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их

институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу

культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру,

когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой

«четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт.

Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество

посредством социальных структур производит и распространяет информацию,

выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном

опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи,

школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино.

Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды

библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной

системы культуры.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому

количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи

института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д.

Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство,

правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля,

т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться

принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт

понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи

придерживаются различных определений социального института, то они по-

разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально

взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек

зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение

одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.