Рефераты. Кандидатский по философии






соответствовало и интересам формирующейся буржуазии.

По отношению к носителю верховной государственной власти (суверену)

Гоббс различает три вида государства: «первый, когда власть у собрания и

когда каждый гражданин имеет право голосовать, слывет демократией; второй,

когда власть у собрания, где не все, но лишь некоторая часть имеет голос,

называем ее аристократией; третий, когда верховная власть остается только у

одного, именуется монархией»9. Из этих форм государства наилучшей Гоббс

считает монархию. Правитель-суверен, опирающийся на разум, должен

заботиться о духовном и материальном возвышении подданных, он должен

заботиться и о развитии экономики, и о поднятии уровня морали. В этом ему

помогают законы, их обязательность гарантируется государственной властью.

Социально-политические воззрения Гоббса являются не только

концептуализацией его политических симпатий, но и попыткой найти

естественное объяснение обществу и государству в духе механистического

естествознания его времени. По своим взглядам на государство, общество и

право он принадлежит к представителям теории договора в объяснении

возникновения государства и естественных правовых концепций.

Гегель в «Истории философии» говорит в адрес Гоббса, «что его воззрения

поверхностны и эмпиричны, но доводы и тезисы к ним оригинальны, так как

взяты они из естественных потребностей».

Гоббс (и все последующие представители теории общественного договора),

естественно, не предполагает, что и развитие, и процесс возникновения

общества проходили согласно теории договора. Договор, по Гоббсу, является

договором лишь фиктивным, а действительное (эмпирическое) развитие

происходило совсем иным образом.

: И хотя концепция общества у Гоббса, как она изложена в «Левиафане» и

в «О гражданине», может на первый взгляд показаться недемократической, на

самом деле содержит глубокий демократический акцент. В этой связи следует

подчеркнуть, в частности, его понимание суверенитета гражданина (несмотря

на то, что гражданин на основе договора от него отказывается). Следующая

выразительная демократическая черта концепции Гоббса заключается в его

понимании общественного договора как естественного равенства всех людей,

которое является исходным принципом договорных отношений.

В свое время воззрения Гоббса на государство и общество были весьма

прогрессивными и повлияли на большинство буржуазных мыслителей XVII и XVIII

столетий. От его теории договора и возникновения государства дорога ведет к

«общественному договору» Руссо. Как подчеркнули классики марксизма-

ленинизма, у Гоббса, одного из первых, воззрения на государство и общество

опираются на разум и опыт, а не на теологию.

Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы, которую

он начал в вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском университете,

становится учителем греческого языка и риторики. Уже в ходе учебы он

проявляет исключительный интерес к, современному естествознанию и, в

частности, к современной философии, главным образом к системам Бэкона и

Декарта. В 1664—1665 гг. он впервые посещает Европейский континент как

секретарь английского посла при бранденбургском дворе. Его дипломатическая

миссия длилась недолго. После возвращения в Англию он опять погружается в

изучение философии и естествознания. Через несколько лет он начинает

принимать участие в политической жизни. Локк становится секретарем лорда-

канцлера Эшли. Вместе с ним он в 1682 г. находит убежище в Голландии. В

Англию возвращается уже после так называемой славной революции 1688 г.

Политический компромисс между буржуазией и дворянством, который был основой

этой революции, нашел свое отражение, идейное и теоретическое, в его

творчестве. Энгельс говорил, что «Локк был в религии, как и в политике,

сыном классового компромисса 1688 г.

После «славной революции» выходят основные философские и политические

труды Локка. Его главный философский трактат — «Опыт о человеческом разуме»

(1690), в котором он дает системное изложение своих гносеологических и

онтологических воззрений.

Среди политических работ Локка основополагающей являются «Два трактата

об управлении государством», где он обосновывает свое понимание

общественного устройства. Значительную роль сыграли и его. «Письма о

терпимости», которые были непосредственной реакцией на политическую

ситуацию в Англии.

После «славной революции» Локк получает возможность активно участвовать

в политической жизни. Однако он предпочитает уединенную жизнь, которая

давала ему возможность отдавать максимум своих сил исследованиям. Умер он в

1704 г.

Джон Локк — представитель эмпирической линии в английской философии,

которая начинается с Бэкона и к которой можно причислить и Т. Гоббса.

Главное внимание он уделяет проблематике познания. Уже в первой части его

«Опыта о человеческом разуме» встречается идея, суть которой состоит в том,

что предпосылкой исследования всех разнообразнейших проблем является

изучение способностей нашего собственного' познания, т. е. выяснение того,

что оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом оно

получает знания о внешнем мире.

И хотя философские идеи и принципы Локка, очевидно, проецировались на

его работы, посвященные общественной проблематике, между этими двумя

тематическими областями нет такой тесной взаимосвязи, как, например, в

творчестве Гоббса, где она образует как содержательную, так и в конце

концов формальную единую систему. Социально-политические воззрения Ловка

находятся под влиянием его способа мышления. т. е. метода ведения

заключений, который рассматривается им в «Опыте о человеческом разуме».

Для философских и гносеологических воззрений Локка характерным является

подчеркивание чувственно постигаемой эмпирии. Гегель вопрос: почему мы должны рассматривать

криволинейное пространство C в качестве реального пространства, а не

евклидово пространство E, несмотря на то, что они равноправно описывают

наше реальное пространство в рамках физических теорий и представлений?

Очевидно, мы никогда не сможем избавиться от евклидова пространства. Оно

подобно тени преследует нас. Ньютон был глубоко прав, когда говорил о

математическом пространстве. Математическое пространство обладает

протяженностью, изотропией и способно пронизывать все без исключения

материальные объекты. Других свойств математическое пространство не имеет.

Современные материалисты пишут, что физическое пространство не может

быть пустым или чистым вакуумом. Однако они иногда совершают ошибку.

Например, часть ученых утверждает, что пространство есть эфир, который

имеет дополнительные свойства по отношению к свойствам математического

пространства (отождествление пространства и эфира). Здесь можно согласиться

с ними только в одном пункте. Пространство действительно не является

пустым. Оно заполнено различными видами материальной субстанции (эфир).

К сожалению, они иногда идут дальше. Свойства этой субстанции или эфира

приписываются не материальному эфиру, а самому пространству. Благодаря

такому шагу пространство превращается либо в материю или материальный

объект, либо в свойство материального эфира и т.д., или даже наоборот:

материя в наших представлениях (но не на практике!) превращается в функцию

геометрии пространства.

Мы полностью разделяем мысль классиков материализма о том, что

пространство не есть простое свойство материи; оно есть особая философская

категория, которая отлична от обыденного свойства любого материального

объекта или материальной субстанции. Пространство есть условие

существования материи или .

Приведенные рассуждения можно использовать для анализа Общей теории

относительности. Эйнштейн, связавший пространство и время с гравитационным

полем, совершил гносеологическую ошибку. У него материя превратилась в

свойство, определяемое кривизной пространства. Он не понимал, что кривизна

пространства есть понятие относительное, которое может быть определено

только по отношению к другому пространству, служащему эталоном (евклидово

пространство). Он неявно использовал евклидово пространство без описания

его физической сущности. Эйнштейновская гносеологическая ошибка в Общей

теории относительности есть продолжение другой гносеологической ошибки,

рассмотренной нами ранее Общая теория относительности имеет еще один

серьезный недостаток. Ее математический формализм не корректен.

Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами

изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены

состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При

характеристике времени употребляют понятие вечность.

Время, как и пространство, есть также коренная форма бытия материи.

Можно было бы повторить рассуждения, справедливые для пространства. В

теории Ньютона время однородно, т.е. течет во всех точках Вселенной в одном

темпе или ритме. Чтобы обнаружить различие темпа времени в различных точках

пространства или же изменение темпа в различные моменты времени в одной

точке, мы должны иметь эталонный времени, который мы могли бы

сохранить во времени и переносить из одной точки пространства в другую или

же могли этот эталон, хотя бы гипотетически, перемещать вдоль оси времени

вперед и назад. Было бы еще удобнее иметь времени в каждой

точке пространства, с помощью которой мы могли бы проводить сравнения темпа

времени.

К несчастью, мы имеем только реальные физические часы различных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.