достойным занятием для гражданина полиса признавался только труд умственный
(абстрактно-духовный). Высшими ценностями, идеалом свободного человека
считались безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной
истины. При этом социальная роль философа сводилась к объяснению уже
прошедших событий.
Близким к созерцательному является УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ,
ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания
(интуицию, откровение). Он особенно характерен для религиозной и религиозно-
мистической философии Поздняя античность, средневековье, русский
религиозный ренессанс конца XIX - начала XX вв.). Цель его - выход за
пределы чувственно-воспринимаемого мира, нахождение интимной связи между
верой и знанием, религией и наукой.
Марксистская философия знаменует собой становление и утверждение
социально-преобразовательного, ДЕЯТЕЛЬНОГО ТИПА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ, цель и
смысл которого - изменение мира. Правда, и до Маркса были философы,
мечтавшие о радикальных социальных переменах. Однако только марксизм нашел
конкретный субъект социального действия - народные массы, рабочий класс.
Новейший, СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (учение Н. Ф.
Федорова о регуляции природы, идеи В. И. Вернадского о ноосфере,
теоретические заключения Римского клуба) предполагает уже не изменение, а
СОХРАНЕНИЕ мира.
Итак, изучение истории философии начнем с созерцательного типа
философствования, характерного для древних цивилизаций.
В VI в. до н.э. в трех очагах древней цивилизации - в Китае, Индии и
Греции - практически одновременно возникает философия. Ее рождению
предшествовал длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения
к мировоззрению, опиравшемуся на знание, обретенное в интеллектуальном
поиске. Становлению философии способствовали развитие производительных сил
(замена бронзы железом), появление товарно-денежных отношений, ослабление
родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост научных
знаний и усиление критического духа. Общность генезиса (от греч.
генесиспроисхождение, возникновение) однако не исключает своеобразия
философского мышления в каждом из названных очагов цивилизации.
В Индии, несмотря на контакты с другими древнейшими культурами, мысль с
самого начала развивалась более или менее самостоятельно. Предпосылки и
начальные формы философского мышления здесь постепенно кристаллизовались в
цельные философские системы, развитие которых можно проследить на
длительных временных отрезках. Индийская философская традиция никогда
полностью не прерывалась. Она существовала в обществе как устойчивый
элемент вечно живого культурного наследия.
Древнекитайскую философию также нельзя отделять от развития духовной жизни
китайского общества в целом. Она развивалась самостоятельно. Можно только
говорить о существенном влиянии буддизма (сущность учения см. ниже), но
следует иметь ввиду, что он в течение ряда веков был приспособлен к местной
традиции. Так что китайскую философию можно характеризовать как единое
целое, способное интегрировать в себе новые внешние влияния.
3. Философия Древней Индии и Китая.
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Важнейшей специфической чертой древнеиндийской философии является ее
неразрывная связь с религией. Здесь философские системы выступали то как
органический элемент религиозных учений, то как учение, резко критикующее
ту или иную религию. Не случайно одним из первых источников информации о
жизни древнеиндийского общества, о степени познания окружающего мира
является т.н. ВЕДИЧЕСКАЯ (от санскр, веда, букв. - знание, ведение от вид -
знать) ЛИТЕРАТУРА. Речь идет об обширном наборе текстов индусской культуры,
которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет
до н.э.).
Веды - ценный источник древнеиндийского умозрения. Традиционно их делят
на определенные группы текстов:
Древнейшая часть Вед - четыре Веды: "Ригведа" (гимны), "Яджурведа"
(жертвенные формулы), "Самоведа" (напевы), "Атхарвоведа" (заклинания).
Брахманы - руководства ведического ритуала, толкование их сокровенного
смысла, прежде всего - жертвоприношений.
Араньяки - тексты спекулятивного характера, предназначенные для
отшельников.
Заключительный этап ведийского периода (веданта, т.е. конец Вед) составляют
Упанишады (от санскр, упанишад, букв. - сидение около, т.е. вокруг учителя
с целью познания истины, отсюда позже - сокровенное знание, тайное учение)
- трактаты религиозно-философского характера, объясняющие тайный,
внутренний смысл Вед. Корпус Упанишад составляет 108 текстов, древнейшие из
них восходят, видимо, к VI-III вв. до н.э., а позднейшие - к XIV-XV вв.
н.э. Центр тяжести, в отличие от Вед, здесь переносится с внешней,
ритуальной на внутреннюю сторону явлений.
Отношение к авторитету Вед определило и классификацию систем
древнеиндийского умозрения. Школы древнеиндийской философии принято делить
на ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (брахманские), которые сформировались непосредственно на
текстах Вед (миманса, веданта) и образованные на независимом опыте и
размышлении (санкхья, йога, ньяя, вайшешика). Другой вид школ -
НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (шраманские), отвергавшие авторитет Вед: локаята, чарвака,
джайнизм, буддизм. Эти школы не сменяли друг друга, а существовали
параллельно, причем каждая из них тщательно рассматривала аргументы всех
других и стремилась к энциклопедичности изложения своих мыслей.
При всем многообразии философских воззрений и концепций мироустройства в
древнеиндийской мысли выделяется ряд общих моментов в подходах к решению
проблем.
Прежде всего для древнеиндийской Философии характерен крайний
природоцентризм и теоцентризм (от греч тео - Бог).
Согласно ее воззрениям, существует огромная Вселенная, бесконечная в.
пространстве и времени. Она то миллионы лет находится в первозданном хаосе
(в древнегр, мифологии - стихия, якобы существовавшая до возникновения
мира, земли с ее жизнью - Ночь Брахмы) то приобретала упорядоченность,
гармонию и жизнь (День Брахмы). Эти смены бесчисленны и бесконечны. Земля -
лишь малая песчинка во вселенском круговороте, а дух Человека - лишь
искорка мировой идеальной субстанции, частичка абсолюта, заключенная в
человеческом теле и жаждущая освобождения от него. Освободившись от него,
она либо без остатка растворяется в этом абсолюте, либо полностью
преобразуется, меняя свое содержание и структуру, становится совершенно
иной (сансара - санскр., буквально - прохождение через что-либо,
перерождение, беспрерывное перерождение личности или души). Элементы учения
сансары можно найти уже в брахманах, но в Упанишадах эта мысль
абсолютизируется и возводится в один из главных тезисов.
ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ (карма - от санскр. - действие, дело, жребий; в широком
смысле - общая сумма совершенных всяким живым существом поступков, в узком
- влияние этих поступков на характер настоящего и последующего
существования) диктует постоянное включение в этот круговорот перерождений
и детерминирует (от лат. детермино - определяю) будущее рождение, которое
является результатом всех деяний предшествующих жизней. Только тот,
свидетельствуют тексты, кто совершал благие действия, жил в согласии с
действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман (от санскр. -
священник и монах), кшатрия (от санскр. - воины и представители прежней
племенной знати) или вайшья (от санскр. - земледельцы, ремесленники и
торговцы). Тот, чьи действия не были правильны, в будущей жизни может
родиться как член низшей варны (от санскр. - сословие), либо же атман (от
санскр. - дыхание, душа, я сам) попадет в телесное хранилище животного. Не
только варны, но и все, с чем человек встречается в жизни, определено
кармой.
Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности
не существуют, впрочем как не существует и человек, ограниченный
пространством и временем. Атман, когда покидает дело, сожженное на
погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно возвращаться в
этот круговорот, находить следующие воплощения, или, как говорят тексты,
идти путем отцов (санскр. - питръяна). Познание (одна из центральных тем
Упанишад) состоит в полном осознании тождества атмана и брахмы (от санскр.
- безличное сущее). И лишь тот, кто это единство осознает, освобождается от
бесконечной цепи перерождений (сансары) и возносится над радостью и
скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается к брахме,
где и остается вечно, выйдя из-под влияния кармы. Это и есть, как учат
Упанишады, путь богов (санскр. - даваяна).
Попытка заменить представление о божественной предопределенности
нравственного порядка идеей естественного космического нравственного
миропорядка определяет другие общесодержательные моменты древнеиндийской
философской мысли:
абсолютный закон кармы по отношению ко всему живому выступает как вечный
миропорядок Вселенной, где каждому воздается по совершенному им;
мир выступает как арена для деяний, которые определяют будущее человека;
неведение кармических законов, устройства окружающей человека реальности
приводит к отрицательным последствиям, мешает освобождению, обусловливает
несчастья и страдания как в данной, так и в последующих жизнях человека;
поэтому знания не могут быть исключительно теоретическими, а должны
выступать в своей нравственно-практической ипостаси (от греч. ипостасис -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83