взглядов на мир. Так что же на самом деле означает слово "мировоззрение"?
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ, ОЦЕНОК. НОРМ И УСТАНОВОК,
ОПРЕДЕЛЯЛО ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ И ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ ОРИЕНТИРОВ
И РЕГУЛЯТОРОВ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ.
Мировоззрение - сложное взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных
компонентов: мироощущения и миропонимания.
МИРООЩУЩЕНИЕ - это отношение человека к окружающей действительности,
которое обнаруживается в его настроениях, чувствах и действиях. Оно
отражает эмоционально-психическую сторону мировоззрения и в нем сказываются
обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные
особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст,
состояние здоровья и т.д.
МИРОПОНИМАНИЕ - это то или иное понимание мира, действительности,
система взглядов, идей. Оно отражает познавательно-интеллектуальную сторону
мировоззрения и представляет собой лишь его понятийный, интеллектуальный
аспект. Это хладнокровная работа ума, система нейтральных знаний,
бесстрастных оценок, рассудительных действий.
Слово «философия» произошло от древнегреческого слова, обозначающего
«любовь к мудрости», однако пользуясь им в повседневной жизни, мы часто
вкладываем в него другой смысл.
Иногда под философией мы понимаем отношение к определенной
деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-то, когда
имеем в виду долгосрочное, как бы отстраненное рассмотрение некоторой
сиюминутной проблемы. Когда кто-нибудь расстраивается по поводу не
осуществившихся планов, мы ему советуем относиться к этому более
«философски». Здесь мы хотим сказать, что не следует переоценивать значение
текущего момента, а постараться рассматривать ситуацию в перспективе. Еще
одно значение мы вкладываем в это слово, когда подразумеваем под философией
попытку оценить или растолковать то, что же является или имеет смысл в
жизни.
Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как
устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы
развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай?
Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек
понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека?
Что есть истина и как ее отличить от лжи? Морально-нравственные проблемы:
совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы
поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление
жизнедеятельности человека. В чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у
мира цель? Ведет ли куда-нибудь развитие истории? Действительно ли
природой управляют какие-то законы? Разделен ли мир на дух и материю? Каков
способ их сосуществования? Что такое человек: частичка пыли? Набор
химических элементов? Духовный гигант? Или все вместе? Имеет ли значение,
как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая мудрость? Философия
призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно
сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в
становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в
мифологии, религии и других науках.
По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и
единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-то отдельный
срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность в ее
единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает
внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность
мира как целого - таково содержание философии.
С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад В Древней
Греции среди серьезных мыслителей, вовлекавшихся в этот процесс,
существовало убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной
обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы
принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество мнений о
материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие из
нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти
данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях
науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные
на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической
проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и
воззрения на достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их
принимать.
По своему методу философия есть рациональный способ объяснения
действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а
стремится к логической аргументированности и обоснованности. Философия
стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или
художественном образе, которые в философии играют вспомогательную роль.
Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов.
Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более
необходимы, а лучше нет ни одной».
В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции.
Философия сближается либо с наукой, либо с искусством (В.А. Канке).
Во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку,
дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность,
систематичность, проверяемость высказываний, были первоначально выработаны
в философии. В философии, как и в науке, исследуют, размышляют, одни
высказывания обосновываются другими. Но там, где наука разъединяет
(значение имеет только то, что относится в сфере данной науки), философия
объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы бытия
человека.
Значение философии не в практической полезности, а в нравственной,
потому что философия ищет идеал, путеводную звезду в жизни людей. Прежде
всего идеал нравственный, связанный с отысканием смысла жизни человека и
общественного развития. При этом философия ориентируется на идеалы науки,
искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии соответствующее
ее специфике своеобразие. Будучи целым, философия обладает разветвленной
структурой.
В качестве учения о бытии философия выступает как онтология (учение о
сущем). Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества,
техники – приведет к философии природы, человека (антропологии), общества
(философии истории). Философию познания называют гносеологией или
эпистемологией. Как учение о способах познания философия есть методология.
Как учение о путях творчества философия есть эвристика. Разветвленными
областями философии являются философия науки, философия религии, философия
языка, философия искусства (эстетика), философия культуры, философия
практики (этика), история философии. В философии науки относительно
самостоятельным значением обладают философские вопросы отдельных наук
(логики, математики, физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д.). И
эти отдельные специализированные сферы философского знания косвенно
способны приносить значительные практические результаты. Например,
философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих
перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому
прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-
политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом
утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный,
хотя и косвенный вклад философии. Философия едина и многообразна, человек
не обходится без нее ни в одной из областей своей жизни.
О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение ее
предмета, рассмотреть его так, чтобы с самого начала было понятно, что же
пытается делать философ?
Трудность состоит в том, что философию легче объяснить, занимаясь ею,
чем описывая ее со стороны. Частично она заключается в определенным подходе
к рассмотрению вопросов, частично – в попытках решить некоторые проблемы,
традиционно интересующие тех, кто называет себя (или кого так называют
другие) «философами». Единственная вещь, относительно которой философы
никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся ли когда-
нибудь вообще – это то, в чем состоит философия.
Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой различные
задачи. Одни пытались объяснить и обосновать определенные религиозные
воззрения, другие, занимаясь наукой – стремились показать значение и
раскрыть смысл различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк,
Маркс) использовали философию, пытаясь изменить политическую организацию
общества. Многих интересовало обоснование и обнародование каких-то идей,
которые, по их мнению, могли бы помочь человечеству. Некоторые же не
ставили перед собой столь грандиозных целей, а просто хотели разобраться в
особенностях мира, в котором живут, и понять верования, которых
придерживаются люди.
Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование
научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки
происходит на фоне культурного и социального развития. Поэтому философия
призвана способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли
нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные притязания науки
на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит
факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83