Рефераты. Кандидатский по философии






ответственности.

»/ Экологическая философия — молодая дисциплина, ее философские

ориентиры лишь вырабатываются, на многие актуальные вопросы она не знает

ответам/Человечество, умудрившееся попасть в экологический кризис, не знает

четких путей выхода из него. Несмотря на более или менее успешную

реализацию программ по развитию безотходных производств и альтернативных

технологий, развитию экологического законодательства, человечество по-

прежнему не покинуло район экологического кризиса. Все более очевидным

становится, что главная экологическая проблема ("дыра") находится не в

озоновом слое Земли, а в ценностно-этических представлениях человека и

общества. Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма должны

соотноситься не только с человеком, но и с природой. В таком случае

гуманизм теряет свое прежнее содержание и становится экогу'манизмом. Любовь

человека, эгоистически направленная только на него самого, привела в

конечном счете к экокризису. Экогуманизм в отличие от традиционного

гуманизма видит в природе бытие человека.'^ Природа есть символическое

бытие человека. Именно поэтому человек вынужден относиться к природе так же

бережно, как к самому себе.

Мы уже отмечали, что экологическая философия встречается с трудностями.

Это неудивительно, ибо как философия, так и современные науки мало, явно

недостаточно изучали сам феномен символического бытия человека. Но без

знания содержания этого феномена успешное экологическое движение просто

невозможно.

Человечество вынуждено обратиться к природе как арене проявления

человеческого бытия. Один из относительно новых комплексов

экоаксиологических ориентации связан с биоэти

кой, центральным вопросом которой является отношение человека к жизни и

смерти. Жизнь, особенно человеческая, понимается как высшая ценность.

Кстати, общество не без труда ищет подходы и к нашим "меньшим братьям". В

токийском зоопарке поставлен памятник умирающим в неволе животным. Но

всегда ли человек сознает свою вину перед животными?

Проблемы биоэтики многогранны, обширны. В США издана пятитомная

энциклопедия по биоэтике. Объем энциклопедии показывает, сколь внимательно

относятся американцы к проблемам биоэтики. Особое внимание привлекают

вопросы активной эвтаназии ("убийства из милосердия"), критерии смерти,

отношения врача и пациента, отношение к умирающим, к дефективным

новорожденным, к дебилам. Имеет ли человек право на смерть, право на аборт?

Многочисленные дилеммы биомедицинской этики невозможно разрешить без

тщательного философского и научного рефлексирования, углубленного понимания

содержания гуманизма и экогуманизма. Рассмотрим в этой связи некоторые

конкретные проблемы.

Возможности оживления умершего человека привели к тому, что остановка

сердца перестала быть признаком смерти, каковым, однако, являются

необратимые изменения в центральной нервной системе. Но согласно догматам

буддизма и конфуцианства, признаками смерти являются остановка сердца и

прекращение дыхания. А это означает, что при бьющемся сердце не допускается

изъятие органов для трансплантации; трансплантация сердца вообще

исключается. Разумеется, это относится лишь к тем народам, которые

соблюдают установленные догматы. Мы видим, как принципы религии могут

приходить в противоречие с принципами гуманизма. Вместе в тем в странах,

где трансплантация сердца стала нормой, замечены случаи, когда диагноз

смерти порой ставится некорректно.

Другой случай: общество должно предоставить женщине право на свободное

и ответственное материнство. Однако отмена запрета на аборт просто-напросто

игнорирует ценность жизни плода. Перед нами типичная биомедицинская

дилемма: как отмена запрета на аборт, так и его допущение не свободны от

глубочайших противоречий. Чтобы с ними справиться, необходимо

последовательное развитие экологической философии, экоэтики и биоэтики в

том числе.

22. Политическая сфера жизни общества. Формы государственности

Политическая жизнь общества изучается целым рядом наук, в том числе

политологией, политической социологией, политической психологией, а также

философией. Философия стремится к постижению сущности всех политических

явлений в их взаимодействии. Это предмет изучения такой отрасли философии,

как философия политики.

Философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики

и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и

идеальных формах, проблемы государства, гражданского общества,

политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и

т.д.

Особое значение имеет выяснение соотношения категорий «власть»,

«политика» с такими фундаментальными философскими категориями как

«свобода», «справедливость», «равенство», в том числе национальное,

классовое и общечеловеческое.

Эти вопросы решались так или иначе еще в античной философии, прежде

всего в произведениях Платона и Аристотеля.

Расцвет социально-философских теорий в эпоху Возрождения и Новое время

связан с обоснованием сущности политической, прежде всего государственной

власти в трудах Н. Макиавелли, а также с теорией естественного права Т.

Гоббса, Дж. Локка и Б. Спинозы, с исследованием проблемы разделения

властей, гражданского общества и правового государства Дж. Локком и Ш.

Монтескье. Возникают основные направления политической идеологии

—либерализм (Ш. Монтескье), консерватизм (Э. Берк) и тоталитаризм (Ж.-Ж.

Руссо)

Немецкая классическая философия преуспела в исследовании этических

основ права и государства (И. Кант), философии права (Г. Гегель).

Существенный интерес представляет марксистское учение о взаимодействии

политики и экономики, роли насилия в истории, соотношении морали и

политики, происхождении и функциях государства, условиях его отмирания.

Представляют интерес также политические идеи анархизма (М. Бакунин, П.

Кропоткин) и геополитические концепции XX в. (К. Хаусхофер, X. Маккиндер и

др.).

Факторы, обусловливающие политическую жизнь общества

Одна из важнейших и наиболее древних проблем политики — проблема

власти. Соотношение таких явлений, как власть и политика, носит

диалектический характер. С одной стороны, власть выступает как средство

осуществления политики!, с другой — является ее первоосновой. Установление

отношений господства и подчинения, т. е. отношений зависимости между

людьми, и есть власть. В конечном счете власть представляет собой

принуждение человека к деятельности вопреки его воле.

Власть, в том числе политическая, обладает рядом особенностей. Во-

первых, она предполагает наличие субъекта и объекта власти. Во-вторых,

власть обладает всеобщностью в том смысле, что присутствует во всех видах

деятельности отдельных лиц, групп и социальных институтов.

Социальными предпосылками или источниками власти можно считать

групповые, сословные и классовые различия между людьми, обусловленные

разделением труда, отношениями собственности и т.д.

Функционально власть проявляется через определенный порядок и

согласованность действий сторон, обусловленные их общей материальной

заинтересованностью, духовной близостью или же подражанием, привычкой и

т.д. Любая власть возможна только в случае добровольного или вынужденного

согласия, готовности к повиновению. Доказательством тому может служить

исламская революция в Иране: любой политический режим обречен на гибель,

если весь народ выйдет на улицы и откажется выполнять распоряжения властей.

Политическая власть является важнейшим элементом политической жизни

общества, однако не исчерпывает ее. Политическая жизнь общества

складывается из политической деятельности различных социальных сил. При

этом каждая из них старается реализовать свои политические интересы.

Политика — это регулирование и управление различными сферами общественной

жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых

при помощи государства. Ее сущность составляет политическая власть.

Американский социолог С. Липсет справедливо отмечает, что политическая

власть стабильна только тогда, когда она легитимна, т. е. законна.

Последнее возможно: а) когда власть основана на традициях, например,

монархия; б) является рационально-правовой, т. е. установлена легально,

например, в результате победы на выборах; в) носит харизматический

характер, т. е. имеет в своей основе веру в выдающиеся личные качества

политического вождя'2.

Важно не упустить из виду качественные особенности политики. Ее

отличают универсальность, всеохватывающий характер, способность

воздействовать на любые стороны жизни общества. Вместе с тем политика

реализуется через политические отношения, политические институты и

политическую идеологию. Люди вступают в отношения по поводу власти, которые

закрепляются, институализируются в форме тех или иных политических

организаций и одновременно отражаются в их сознании, в том числе и в виде

политической идеологии.

Политическая жизнь общества самым тесным образом связана с экономикой.

Их связь нередко трактуется как взаимодействие политики и экономики. Вопрос

о взаимосвязи и взаимодействии политики и экономики достаточно полно

освещен в трудах К. Маркса и В.И. Ленина. С точки зрения марксизма, уровень

развития материального производства, характер разделения труда, отношения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.