Рефераты. Кандидатский по философии






деятельности, своего творчества в благородной памяти потомков.

35. Предпосылки, своеобразие и логика развития социальной философии:

исторический аспект

Социальная философия – это философие (учение) о социуме, человеке.

Функции социальной философии:

- Мировоззренческая функция: Мировозрение есть совокупность наиболее

общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и

месте человека в нем.

- Методологическая: философский метод есть система наиболее общих

принципов теоретического исследования действительности.

- Гуманистическая функция: напрвлена на воспитание личности.

- Общекультурная функция: Цицерон: "Культура духа есть философия".

Возвращаясь к выводу о научном статусе социальной философии, отметим,

что относительная самостоятельность социальной философии в системе

философского знания все-таки существует. Обнаруживается она не только в

заметной специализации одних философов и размежевании гносеологических и

социально-философских произведений у других, но, прежде всего, во

внутренней логике развития самой социальной философии, которая отнюдь не

копирует логику развития философии в целом или отдельных ее частей

(онтологии, гносеологии, концепций развития). Если, к примеру, концепции

развития сменяли друг друга по известной триаде «наивная античная

диалектика — многовековое господство метафизики — возрождение диалектики в

философии Нового времени», то логику развития социальной философии

схематично можно изобразить так (рисунок №3):

Рисунок №3

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ

Попытаемся вкратце охарактеризовать каждое из этих течений, выявляя при

этом взаимосвязь их генезиса с общей логикой развития социальной философии.

Идеализм в понимании общественной жизни безраздельно господствовал в

философии вплоть до середины XIX в. То, что общественная жизнь представляет

собой переплетение различного рода общественных отношений (политических,

экономических, правовых, нравственных, семейных, религиозных и т.д.)

социальные философы домарксовского периода прекрасно понимали. Но не

справившись с задачей систематизации и субординации этих отношений, по сути

дела все они рассматривали общество как хаос отношений, как сплошное

нагромождение случайностей. Исключение составлял лишь Гегель, но

закономерный характер исторического процесса предопределялся у него не

изменением производительных сил и производственных отношений, а развитием

мирового духа.

Старая социология страдала и метафизичностью, рассматривая общество не

как единый, цельный социальный организм, а как агрегат индивидов, их

механическую сумму. Подобные концепции (Энгельс метко назвал их «теориями

Робинзонад») за деятельностью отдельных людей, стремящихся к своим

определенным целям, не видели их общественной «сцепки» между собой и

подчинения хода истории внутренним общим законам. А коль скоро развитие

общества есть агрегатное движение миллионов независимых, «самостийных»

робинзонов, то верх в нем берут робинзоны наиболее выдающиеся — критически

мыслящие личности, мнение которых и правит миром. Так метафизика и идеализм

сливались воедино, рождая основной принцип субъективистской социологии:

«сознание людей определяет их бытие».

Необходимо иметь в виду, что сопротивление господствующей

идеалистической парадигме спонтанно зарождалось и нарастало внутри самого

социологического идеализма. Так, глубочайшее противоречие между идеализмом

и диалектическим методом мы обнаруживаем в «Философии истории» Гегеля. И

если в целом здесь победил идеализм, то под влиянием диалектики в некоторых

местах мы видим приближение Гегеля к важным материалистическим выводам.

Такова, например, его характеристика предреволюционной Франции конца 18 в.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

Первым внешним оппонентом социологического идеализма явился геогра-физм

или географическое направление в социальной философии. Географизм возник в

начале XVIII в. в трудах Ш.Монтескье, а свое классическое выражение получил

в XIX в. у Г.Бокля, Э.Реклю и др. Вообще-то вопрос о влиянии географической

среды на общественно-политические процессы и нравы общества был поставлен

уже античными авторами — Гиппократом, Геродотом, По-либием. Но

историческими предпосылками возникновения цельной концепции географического

детерминизма послужили великие географические открытия, вызвавшие бурное

экономическое, а соответственно и социально-политическое развитие Европы.

На этапе своего формирования географизм сыграл прогрессивную роль, ибо он

явился альтернативой и теологическому объяснению социальных явлений и

философскому идеализму — как объективному, объясняющему историю

предопределением, сверхъестественным вмешательством, так и субъективному с

его концепцией истории как случайного стечения обстоятельств. В

противоположность им географизм за основу общественного развития принял

фактор материальный. Но поскольку географический фактор в действительности

является Далеко не определяющим, то и концепция эта оказалась лишь слабым

выражением материализма в социологии. И именно поэтому она очень часто

сдавала и сдает свои позиции идеализму, а в политическом отношении

оказывается нередко на вооружении реакционных сил.

Наглядным примером этого служит социально-философская Школа, известная

под названием геополитики. Возникнув в тридцатых годах нашего века в

Германии, она выполняла определенный социальный заказ — оправдать

агрессивную политику нацистского государства стесненными географическими

условиями. Если Германия в течение XX в. дважды развязывала мировые войны,

рассуждали они, то виноват в этом вовсе не общественный строй и

политический режим, а недостаточная обеспеченность страны сырьевыми и

энергетическими ресурсами. Геополитическое понятие «жизненного

пространства» и сегодня широко используется реваншистскими элементами в

Германии и определенными кругами в других странах для обоснования своих

экспансионистских программ.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Если великие географические открытия и первичные, лежащие на

поверхности осмысления огромного фактологического материала, последствия

сказались в философии зарождением и мощным всплеском географического

детерминизма, то следствия глубинные, приведшие к эпохе революционной смены

феодализма капитализмом в Западной Европе, создали предпосылки и для более

глубокого философского проникновения в сущность социальных явлений. Речь

идет о предпосылках возникновения исторического материализма.

Многовековое господство идеализма в социологии имело свои социальные

корни, т.е. были объективные обстоятельства, не позволившие социальной

философии придти к материализму на более ранних этапах исторического

развития.

Во-первых, до периода капитализма история двигалась вперед крайне

медленно и поэтому трудно было обнаружить поступательный характер развития

общества, а тем более вскрыть закономерности прогресса и причины смены

одних форм социального устройства другими. Человек рождался, умирал, а

общественный строй оставался таким же, как при его дедах и прадедах. В

таких условиях правомерной была мысль, что «так было и так будет» либо что

жизнь это — «круговорот».

Во-вторых, до периода капитализма чрезвычайно замедленные темпы

развития скрадывали и определяющую роль материального производства.

Капитализм придал развитию общественного производства невиданный доселе

темп. Только в этих условиях определяющее воздействие материального

производства на политику, идеологию, на все стороны каждодневной

жизнедеятельности людей стало очевидным. Тем самым ходом общественного

развития был подготовлен важнейший вывод исторического материализма.

В-третьих, до периода капитализма в связи с отсутствием массовых

революционных потрясений действительно могло казаться, что мнения

выдающихся личностей правят миром. Но падение Бурбонов, кратковременное

торжество и низвержение ряда партий по ходу Французской революции,

господство и падение Наполеона наталкивали на мысль о том, что в

общественной жизни господствуют силы более могущественные, чем воля

королей, мыслителей, полководцев. Тем самым исторически был подготовлен

вывод об объективных законах развития общества, реализуемых благодаря

активной деятельности людей, прежде всего — народных масс.

В-четвертых, до периода капитализма внутренняя связь между социальными

процессами и их причинами была запутана, завуалирована и ее трудно было

обнаружить. С развитием капитализма эта связь все более и более выявлялась,

в особенности в связи с открытыми и массовыми социальными столкновениями.

Ф.Энгельс писал: «Отношения так упростились, что только люди, умышленно

закрывавшие глаза, могли не видеть, что в борьбе этих трех больших классов

и в столкновении их инте* ресов заключается движущая сила всей новейшей

истории»'. Тем самым исторически был подготовлен вывод о роли классов и

классовой борьбы.

К.Маркс и Ф.Энгельс впервые распространили материализм на объяснение

самой сложной формы движения мате^ рии — социальной. Они сумели разобраться

в кажущемся хаосе общественных отношений, четко подразделив общественные

отношения на материальные и идеальные (духовные) и обнаружив первичность

материальных отношений и вто-ричность духовных. В свою очередь материальные

отношения предстали в их анализе, с одной стороны, как экономические, с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.