деятельности, своего творчества в благородной памяти потомков.
35. Предпосылки, своеобразие и логика развития социальной философии:
исторический аспект
Социальная философия – это философие (учение) о социуме, человеке.
Функции социальной философии:
- Мировоззренческая функция: Мировозрение есть совокупность наиболее
общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и
месте человека в нем.
- Методологическая: философский метод есть система наиболее общих
принципов теоретического исследования действительности.
- Гуманистическая функция: напрвлена на воспитание личности.
- Общекультурная функция: Цицерон: "Культура духа есть философия".
Возвращаясь к выводу о научном статусе социальной философии, отметим,
что относительная самостоятельность социальной философии в системе
философского знания все-таки существует. Обнаруживается она не только в
заметной специализации одних философов и размежевании гносеологических и
социально-философских произведений у других, но, прежде всего, во
внутренней логике развития самой социальной философии, которая отнюдь не
копирует логику развития философии в целом или отдельных ее частей
(онтологии, гносеологии, концепций развития). Если, к примеру, концепции
развития сменяли друг друга по известной триаде «наивная античная
диалектика — многовековое господство метафизики — возрождение диалектики в
философии Нового времени», то логику развития социальной философии
схематично можно изобразить так (рисунок №3):
Рисунок №3
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ
Попытаемся вкратце охарактеризовать каждое из этих течений, выявляя при
этом взаимосвязь их генезиса с общей логикой развития социальной философии.
Идеализм в понимании общественной жизни безраздельно господствовал в
философии вплоть до середины XIX в. То, что общественная жизнь представляет
собой переплетение различного рода общественных отношений (политических,
экономических, правовых, нравственных, семейных, религиозных и т.д.)
социальные философы домарксовского периода прекрасно понимали. Но не
справившись с задачей систематизации и субординации этих отношений, по сути
дела все они рассматривали общество как хаос отношений, как сплошное
нагромождение случайностей. Исключение составлял лишь Гегель, но
закономерный характер исторического процесса предопределялся у него не
изменением производительных сил и производственных отношений, а развитием
мирового духа.
Старая социология страдала и метафизичностью, рассматривая общество не
как единый, цельный социальный организм, а как агрегат индивидов, их
механическую сумму. Подобные концепции (Энгельс метко назвал их «теориями
Робинзонад») за деятельностью отдельных людей, стремящихся к своим
определенным целям, не видели их общественной «сцепки» между собой и
подчинения хода истории внутренним общим законам. А коль скоро развитие
общества есть агрегатное движение миллионов независимых, «самостийных»
робинзонов, то верх в нем берут робинзоны наиболее выдающиеся — критически
мыслящие личности, мнение которых и правит миром. Так метафизика и идеализм
сливались воедино, рождая основной принцип субъективистской социологии:
«сознание людей определяет их бытие».
Необходимо иметь в виду, что сопротивление господствующей
идеалистической парадигме спонтанно зарождалось и нарастало внутри самого
социологического идеализма. Так, глубочайшее противоречие между идеализмом
и диалектическим методом мы обнаруживаем в «Философии истории» Гегеля. И
если в целом здесь победил идеализм, то под влиянием диалектики в некоторых
местах мы видим приближение Гегеля к важным материалистическим выводам.
Такова, например, его характеристика предреволюционной Франции конца 18 в.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
Первым внешним оппонентом социологического идеализма явился геогра-физм
или географическое направление в социальной философии. Географизм возник в
начале XVIII в. в трудах Ш.Монтескье, а свое классическое выражение получил
в XIX в. у Г.Бокля, Э.Реклю и др. Вообще-то вопрос о влиянии географической
среды на общественно-политические процессы и нравы общества был поставлен
уже античными авторами — Гиппократом, Геродотом, По-либием. Но
историческими предпосылками возникновения цельной концепции географического
детерминизма послужили великие географические открытия, вызвавшие бурное
экономическое, а соответственно и социально-политическое развитие Европы.
На этапе своего формирования географизм сыграл прогрессивную роль, ибо он
явился альтернативой и теологическому объяснению социальных явлений и
философскому идеализму — как объективному, объясняющему историю
предопределением, сверхъестественным вмешательством, так и субъективному с
его концепцией истории как случайного стечения обстоятельств. В
противоположность им географизм за основу общественного развития принял
фактор материальный. Но поскольку географический фактор в действительности
является Далеко не определяющим, то и концепция эта оказалась лишь слабым
выражением материализма в социологии. И именно поэтому она очень часто
сдавала и сдает свои позиции идеализму, а в политическом отношении
оказывается нередко на вооружении реакционных сил.
Наглядным примером этого служит социально-философская Школа, известная
под названием геополитики. Возникнув в тридцатых годах нашего века в
Германии, она выполняла определенный социальный заказ — оправдать
агрессивную политику нацистского государства стесненными географическими
условиями. Если Германия в течение XX в. дважды развязывала мировые войны,
рассуждали они, то виноват в этом вовсе не общественный строй и
политический режим, а недостаточная обеспеченность страны сырьевыми и
энергетическими ресурсами. Геополитическое понятие «жизненного
пространства» и сегодня широко используется реваншистскими элементами в
Германии и определенными кругами в других странах для обоснования своих
экспансионистских программ.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Если великие географические открытия и первичные, лежащие на
поверхности осмысления огромного фактологического материала, последствия
сказались в философии зарождением и мощным всплеском географического
детерминизма, то следствия глубинные, приведшие к эпохе революционной смены
феодализма капитализмом в Западной Европе, создали предпосылки и для более
глубокого философского проникновения в сущность социальных явлений. Речь
идет о предпосылках возникновения исторического материализма.
Многовековое господство идеализма в социологии имело свои социальные
корни, т.е. были объективные обстоятельства, не позволившие социальной
философии придти к материализму на более ранних этапах исторического
развития.
Во-первых, до периода капитализма история двигалась вперед крайне
медленно и поэтому трудно было обнаружить поступательный характер развития
общества, а тем более вскрыть закономерности прогресса и причины смены
одних форм социального устройства другими. Человек рождался, умирал, а
общественный строй оставался таким же, как при его дедах и прадедах. В
таких условиях правомерной была мысль, что «так было и так будет» либо что
жизнь это — «круговорот».
Во-вторых, до периода капитализма чрезвычайно замедленные темпы
развития скрадывали и определяющую роль материального производства.
Капитализм придал развитию общественного производства невиданный доселе
темп. Только в этих условиях определяющее воздействие материального
производства на политику, идеологию, на все стороны каждодневной
жизнедеятельности людей стало очевидным. Тем самым ходом общественного
развития был подготовлен важнейший вывод исторического материализма.
В-третьих, до периода капитализма в связи с отсутствием массовых
революционных потрясений действительно могло казаться, что мнения
выдающихся личностей правят миром. Но падение Бурбонов, кратковременное
торжество и низвержение ряда партий по ходу Французской революции,
господство и падение Наполеона наталкивали на мысль о том, что в
общественной жизни господствуют силы более могущественные, чем воля
королей, мыслителей, полководцев. Тем самым исторически был подготовлен
вывод об объективных законах развития общества, реализуемых благодаря
активной деятельности людей, прежде всего — народных масс.
В-четвертых, до периода капитализма внутренняя связь между социальными
процессами и их причинами была запутана, завуалирована и ее трудно было
обнаружить. С развитием капитализма эта связь все более и более выявлялась,
в особенности в связи с открытыми и массовыми социальными столкновениями.
Ф.Энгельс писал: «Отношения так упростились, что только люди, умышленно
закрывавшие глаза, могли не видеть, что в борьбе этих трех больших классов
и в столкновении их инте* ресов заключается движущая сила всей новейшей
истории»'. Тем самым исторически был подготовлен вывод о роли классов и
классовой борьбы.
К.Маркс и Ф.Энгельс впервые распространили материализм на объяснение
самой сложной формы движения мате^ рии — социальной. Они сумели разобраться
в кажущемся хаосе общественных отношений, четко подразделив общественные
отношения на материальные и идеальные (духовные) и обнаружив первичность
материальных отношений и вто-ричность духовных. В свою очередь материальные
отношения предстали в их анализе, с одной стороны, как экономические, с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83