Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






способность человека к критической рациональности и открытой демократии и

считал антропологический догматизм, выражающийся в ориентации на вечную

природу или идею человека, опорой политического догматизма.

Внутри самой философии также формировался протест против

антропологической парадигмы и он был выражен уже Хайдеггером, который в

своей, в сущности антропологической, посвящённой анализу человеческого

существования работе “Бытие и время”, в противовес гуманистической и

антропологической точке зрения выдвинул проект фундаментальной онтологии, в

которой человек был поставлен в зависимость от бытия. В своих поздних

работах, особенно посвящённых критике научно-технического покорения мира,

Хайдеггер считал моральность и гуманизм слишком хрупкими основаниями, на

выдерживающими давления воли к власти. Этот момент был обстоятельно развит

в новейшей французской философии, которая исходила из приоритета желания

власти, диспозитивами которой оказываются как научно-технический, так и

гуманитарно-антропологический дискурсы. Природа человека представляется в

работах Делёза и Гваттари как продукт работы власти, которая не обманывает

людей, а делает их такими, как нужно, обрабатывая не только мысли, но и

волю, телесные желания и потребности.

Материализм в русской философии XIX века.

Русский материализм XIX века обусловлен с одной стороны требованием

общественно- политической мысли, а сдругой -успехами естествознания,

опытных наук.

М.А.Бакунин (1814 - 1876) - материалист после 1861 г. Интеллектуальное

освобождение личности единственно возможно на почве атеизма и материализма

(гуманный эгоизм). Идеолог анархизма и народничества. Анархистская теория

Б. окончательно сложилась к концу 60-х годов. (“Государственность и

анархия” 1873г . и др.)

Н.Г.Чернышевский (1828 -1889) материалист и атеист с 20 лет. Диалектический

метод помогает понять возникновение сознания из материи. (Превращение

количества в качество). Даже вне сознания материальные процессы объективно

обладают качествами.Против теории Дарвина в биологии, трансформизм,

“разумный эгоизм” - приверженность идеалам освобождения “простолюдина”,

борьба с феодальными и религиозными пережитками. Ч. обогатил глубокими

диалектическими идеями материалистическую эстетику. От гегелевской

концепции умозрительной красоты абсолюта Ч. обратился к реальной красоте

действительности. Автор “Что делать”, “Пролог”, “Эстетические отношения

искусства к действительности”, “Очерки гоголевского периода русской

литературы”, ”Критика философских предубеждений против общинного владения”,

“Антропологический принцип в философии”, “Характер человеческого знания” и

др.

Д.И.Писарев (1840-1868) приверженец вульгарного материализма

Фохте,Молешотт, Бюхнера.

Пропагандировал дарвинизм (“Прогресс в мире животных и растений”1864г.) В

гносеологии склонен к сенсуализму, отрицательно относился к эмпиризму.

И.М.Сеченов(1829-1905) физиолог,”Рефлексы головного мозга”1861г. Все акты в

жизни людей и животных по способу происхождения суть рефлексы. В основе

актов мышления ,содержанием которых является сравнение, наблюдение не

открывает ничего, кроме частного возбуждения чувствующих снарядов и

связанных с ним репродукции предшествовавших сходных впечатлений с их

двигательными последствиями. Личность - только грамматическая форма.

Жизнь - приспособление организмов к условиям существования. Физиолого-

материалистическое положение о родстве психических и соматических

процессов. Основоположник материалистической психологии в России. Вклад в

естественно научное обоснование проблем материалистической гносеологии -

природа чувственного отражения и его познавательные функции, о связи и

переходе от увственного отражения к мышлению и о природе мыслительных

процессов, о роли предметной, практической деятельности в формировании

образа и психических способностей и ряд др, проблем.

И.И.Мечников(1845-1916)- наука должна позволить достигнуть человеку своей

жизненной цели. Дисгармония человеческой природы связана с ее животным

происхождением. Затем в результате

открытия фагоцитоза изменил свое мнение. Возможно восстановление

искусственными мерами (Ортобиоз)

Н.А.Умов(1895-1915) Единство и целостность мира.Тела (индивидуумы)

различаются между собой способносью действовать на наши органы чувств. В

основе природы единое вещество, находящееся на различных уровнях развития.

Высшее проявление - психическое, духовное. Фундаментальное свойство мира -

его неуничтожимость. Энергия - универсальная субстанция,

трансформирующаяся в различные виды движения.

Д.И.Менделеев (1834-1907) - отвергал унитарный подход, Материалист и

стихийный диалектик. Противспиритизма и энергетизма.Фактически применил к

химической атомистике основные законы диалектики (гегелевский закон о

переходе количества в качество). В современной формулировке закон

Менделеева гласит: свойства элементов находятся в периодической зависимости

от порядкового номера, или заряда ядра атома.

Тринитарность: 1)вещество,2)сила,3)дух

Материя не сводится к сознанию.

Философия элейской школы.

Основателем школы элеатов принято считать Ксенофана (ок.570г до н.э.),

хотя это не совсем точно. Характер его проблематики - теологический и

космологический - а элеатов больше интересовали онтологические вопросы.

Центральная тема Ксенофана - критика понимания богов Гомером и Гесиодом.

Нелепость заключается в антропоморфизме, в приписывании богам внешних форм,

психологических характеристик, страстей. Бог есть космос, единое, которое

всё целое видит, всё целое мыслит, всё целое описывает, приводит всё в

движение.

Парменид родился в Элее (VI-V вв до н.э.), до нас дошли фрагменты его

поэмы “О природе”, где он вкладывает своё учение в уста некой богини,

которая сообщает ему о необходимости изучить Единое. К единому ведут три

пути: путь абсолютной истины, путь изменчивых мнений, путь правильных

мнений.

Наиважнейший принцип Парменида: бытие есть и не может не быть, небытия

нет и не может никак и нигде быть. Аргументация очень проста: всё, о чём

говорится и думается, есть. Невозможно думать (значит и говорить), иначе

как думая о чём-то, что есть. Думать ничто равнозначно не думать, а

говорить о ничто, значит ни о чём не говорить. Именно поэтому ничто

немыслимо и невыразимо. Стало быть “думать” и “быть” соединяются,

совпадают: одно и то же думать и быть.

Бытие есть то, что не порождено и не уничтожимо. Ибо, если бы оно

происходило, то из небытия, что абсурдно, ибо установлено, что небытия нет.

В случае происхождения бытия из бытия это не менее абсурдно, ибо мы должны

были бы признать, что оно уже есть. По тем же причинам нет небытия,

поскольку двигаться к бытию значило бы, что бытие уже есть, и стало быть,

останется.

Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое - то, чего уже нет, не имеет и

будущего, ибо его ещё нет, оно есть вечное настоящее без начала и конца.

Бытие неизменно и неподвижно, ибо подвижность и изменчивость предполагают

небытие, по отношению к которому бытие двигается и трансформируется.

Парменидово бытие вовсём равно; немыслимо “более бытия” или “менее бытия”,

ибо это сразу означает вторжение небытия.

Оппоненты Парменида пытались сокрушить его теорию, указывая на

реальность, очевидность движения и множественности. На эти попытки дал

ответ Зенон, родившийся в Элее (V в. до н.э.). Способ рассуждения Зенона

может быть назван приведением к абсурду, показ смехотворности выводов его

противников. Его наиболее известные апории таковы:

1.Дихотомия. Тело, отправившись из исходного пункта, не может достичь

конца пути, ибо сначала оно должно преодолеть половину этого пути, до этого

- половину половины и.т.д. до бесконечности, где не будет нуля.

2.Ахиллес и черепаха. Та же аргументация, но в модусе динамики, а не

статики.

3.Стрела. Стрела, выпущенная из лука, не движется, а покоится. Ведь в

каждый момент её полёта она занимает равное ей пространство, но и

покоящееся тело занимает равное ему пространство, значит, если стрела

покоится в каждый из моментов, то и в сумме всех моментов своего полёта она

также покоится.

4.Стадиум. Скорость, понимаемая как принадлежность движения, не есть

нечто существующее, она относительна, а значит относительно и само

движение.

Также известны аргументы Зенона против множественности, которые

показывают, что для существования множественности должно быть много

единств, однако Единое одно. Например, если миров множество, то надо

полагать, что их столько, сколько есть, ни больше, ни меньше, то есть

конечное число; но между одними мирами можно поместить другие, а между

другими - ещё другие миры и так до бесконечности. Получается, что множество

миров и конечно, и бесконечно.

Систематизировал доктрину элеатов Мелисс из Самоса (V в. до н.э.). Он

считал, что бытие бесконечно, ибо если бы оно было конечно, то

ограничивалось бы небытием, что невозможно. Как бесконечное бытие едино,

ибо если бы их было два, то они ограничивали бы друг друга. Бытие

бестелесно, бесформенно.

Есть множество вещей, которым наши чувства приписывают существование,

но эти вещи не остаются равными себе и неизменными, бытие же всегда

неизменно и равно себе, значит наши чувства утверждают небытие. На этом

основании Мелисс признаёт лишь устанавливаемое разумом.

Идея цивилизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.