Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






Миф о Сизифе.

Боги обрекли Сизифа таскать камень в гору за: разглашение их тайн,

надругательство над Смертью (заковал беднягу), непослушание (отпущенный из

Аида наказать слишком послушную жену (дабы проверить ее любовь, приказал по

смерти выбросить его без захоронения на площадь. Исполнила. Возмутился

послушанием, столь противном человеческой любви) решил не возвращаться. Ни

уговоры, ни гнев, ни угрозы не помогли, пока Гермес не приволок насильно

обратно по специальному постановлению Богов). Т.о. ясно, Сизиф - герой

абсурда. В его драме две стороны: подъем и спуск. Толкая наверх камень, он

в предельном напряжении и сам становится камнем, но спускаясь за своей

ношей вновь обретает время для ясности сознания, в кот. он возвышается на

своей судьбой. Если миф трагичен, то дело в сознательности героя. Трагедия

Эдипа, слепо повиновавшегося своей судьбе, начинается с момента прозрения

(кот. столь же стал моментом ослепления). “Моя старость и величие дух, -

говорит он, - побуждают меня, невзирая на столькие испытания, признать, что

- все хорошо”. Нет такой судьбы, над кот. нельзя было бы возвысится с

помощью презрения. Судьба современного рабочего не менее абсурдна.

Слова “все хорошо” изгоняют из мира богов, обращая судьбу человека в

дело сугубо человеческое, кот. людям и надлежит улаживать самим. Здесь то

и коренится молчаливая радость Сизифа, кот. так же признает, что все

хорошо, возвращаясь к своему камню и созерцая череду бессвязных действий,

кот. стала его судьбой, созданной им самим и скрепленной печатью его

смерти. Уверенный в человеческом происхождении всего человеческого,

подобный слепцу, жаждущему прозреть и твердо знающему, что его ночь

бесконечна, Сизиф шагает вовеки веков. Надо представлять себе Сизифа

счастливым, т.к. он живет во вселенной, где нет хозяина и кот. не кажется

ему ни бесплодной, ни никчемной.

Ленин «К вопросу о диалектике».

Раздвоение единого и познание противоречивых частей его - есть суть

диалектики. Это противоборство различного в математики - + и -,

дифференциал и интеграл, в механике - действие и противодействие, в физике

- положительное и отрицательное электричество, в химии - соединение и

диссоциации атомов, в общественной науке - классовая борьба.

Сущее осуществляется в единстве и борьбе противоположностей, определяя его

“самодвижение” как источник и принцип.

Выделяет две концепции развития и эволюции: 1. Как уменьшение и увеличение,

повторение и 2. Единство противоположностей - раздвоение единого на

взаимоисключающие противополжности и взаимоотношения между ними.

1. пуста, выносит основу развития из самого развивающегося. 2. Направлена

на познание самого источника “само”движения. Только она дает ключ к

“скачкам”, к “перерыву постепенности”, к “превращению в противоположность”,

к уничтожению старого и возникновению нового.

Единство противоположностей условно, временно, преходяще, относительно.

Лишь их борьба абсолютна, как абсолютно развитие и движение. Но для

объективной диалектики различие между абсолютным и относительным не

абсолютно, но относительно. Для нее и в релятивном есть абсолютное.

Диалектика частного и общего - каждое общее есть в своем частном, каждое

частное отсылает к своему общему - понятие об объективной необходимости.

Для субъективизма и софистики релятивное только релятивно и исключает

абсолютное.

Диалектика свойственна всему познанию человека. Диалектика есть

естественная теория познания.

Познание развивается в виде кругов. Античная - от Демокрита до Платона и

диалектики Гераклита.

Возрождение - Декарт, Гассенди, Спиноза.

Новая - Гольбах - Гегель (через Беркли, Юм, Кант)

Гегель-Фейербах-Маркс.

Диалектика - живое, многостороннее познание, приближение к

действительности, кот. несоизмеримо богаче “метафизического” материализма,

кот. не может применить диалектику к процессу познания. Но как он, так и

философский идеализм (он же поповщина) - ограниченные стороны общего

процесса диалектического познания.

Познания человека - кривая линия, приближающаяся к ряду кругов, к спирали.

У философского идеализма есть гносеологические корни, но он пустоцвет,

растущий на древе “могучего, всесильного, объективного, абсолютного,

человеческого познания”, т.к. превращает одну часть кривой человеческого

познания в прямую, теряет понимание его диалектического развития и

становится идеологией.

Монадология Лейбница.

Монада - не имеющая частей простая субстанция, входящая в состав

сложных - неуничтожимый и не возникающий естественным путем (т.к. простой)

атом или элемент природы, вещи. Монады в силу этого неизменны, могут

возникнуть лишь путем творения. Монады не имеют ни окон, ни дверей - не

поддаются внешнему воздействию.

Однако монады должны обладать свойствами, чтобы быть существами, иначе

бы все они пребывали бы в тождестве неразличимого. Монады отличны, кое

отличие проистекает из внутреннего принципа, определяющего возможность

изменений. Но помимо этого должно быть многоразличие изменяющегося,

производящее разнообразие простых субстанций. Оно обнимает многое в едином

или простом. Поэтому монады, хотя и не имеют частей, должны обладать

множественностью состояний и отношений.

1. Преходящее состояние, обнимающее многое в простом - восприятие

(перцепция), отличная от сознания или апперцепции, т.к. не требует для

своего существования осознания. Деятельность внутреннего принципа,

связывающего перцепции, - стремление. Оно необъяснимо механическими

причинами, т.к. имеет место в простой субстанции, а не сложной.

Все простые субстанции - энтелехии, т.к. содержат в себе некое

совершенство и самодовление, кот. делает их источником внутреннего движения

- бестелесными автоматами.

Души есть монады - кот. помимо восприятия и стремления, кот.

отчетливы, обладают памятью, остальные - просто монады или энтелехии.

Всякое настоящее состояние - следствие предыдущего, и соответственно

само по себе содержит будущее. Память дает душам род связи по

последовательности, кот. похожа на разум, но отлично - основа припоминания

и узнавания.

Познание вечных истин возвышает человека до познания его самого в

Боге, определяя его как разумную душу или дух. Через познание истин человек

становится способных к рефлексивным актам, где ему дается его собств.

существование. Рефлексивные акты предоставляют главные предметы наших

рассуждений.

Принципы рассуждений: принцип противоречия - (ложно противоречивое,

истинно противоречащее ложному), принцип достаточного основания - ни одно

явление не может быть ни истинным, ни действительным без достаточного

основания, указывающего почему так, а не иначе.

Два рода истин: истины разума - необходимы, исключают возможность

противоположенного, достигаются посредством анализа идей до их элементарных

оснований (определений, аксиом, постулатов). Истины факта - случайны,

противоположенное им возможно.

Есть простые идеи - неопределимые (т.е. неразложимые, тождественные,

тавтологичные) - первоначальные принципы, недоказуемые, но противоречащее

им в самом себе заключает противоречие. Но достаточное основание должно

быть и у истин факта. Их достаточным основанием может быть только абсолютно

необходимое, стоящее вне цепи многоразличия случайных вещей, как их

основание и источник - Бог. А поскольку он - достаточное основание для

любого существования, постольку он один, т.к. его достаточно. Как основание

любой реальности он абсолютно совершенен и не имеет границ, так как

совершенство - величина положит. Реальности, а Бог - реальность par

excellence. Совершенство всего от Бога, несовершенство от конечной природы

вещей.

Бог источник не только существований, но и сущностей, т.е. всего

реального в возможности. Если есть реальность сущностей то она должна иметь

основания в чем-нибудь абсолютно сущем и действительном, т.е. в

существовании существа, чья сущность заключает в себе существование и

которому достаточно быть возможным, чтобы быть действительным. Поскольку в

возможности Бога нет никакого отрицания, т.е. противоречия - он есть

априори. Поэтому же есть вечные истины.

Доказательство апостериори - конечным существам для своего

существования необходимо Безусловное - Бог. Бог - первичное единство,

изначально простая субстанция. В Боге - могущества, как источник всего,

знание как сокровищница идей, воля - производящее изменение согласно началу

наилучшего.

Монада - действующее в соотв. с наличными совершенствами (отчетливое

восприятие) и страдающее в соотв. с несовершенствами (смутное восприятие).

Одно творение бывает более совершенным чем другой и тогда служит априори

объяснением того, что там происходит. Поэтому говорят, что оно на него

действует. Но это есть идеальное влияние одной монады на другую, которое

может происходить только посредством Бога. Бог согласует вещи между собой,

реализуя из множества возможных миров один оптимальный (все к лучшему в

лучшем из миров). Вследствие этой связи посредством Бога со всей

совокупностью тварного каждая монада - живое зеркало универсума (принцип

предустановленной гармонии, определяющий возможность познания - все дышит

взаимным согласием). И так как монад множество, то - множество различных и

ограниченных точек зрения, но зримым с них является один и тот же

универсум. Ограниченность познания проистекает из ограниченности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.