Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






b) Впечатление и произвол: непосредственное тождество со своей склонностью.

с) Счастье - только представленная, абстрактная бесконечность, которая

только еще должна быть.

Свободный дух.

Действительно свободная воля есь единство теоретического и практического

духа. Всеобщим определением воля обладает в качестве своего предмета и

цели, лишь поскольку она себя мыслит, знает свое понятие, представляет

собой волю как свободную интеллигенцию.

Понятие (только) абсолютного духа. Наличиеное бытие идеи есть

действительность - объективный дух.

Объективный дух.

Объективный дух есть абсолютная идея, но сущая лишь в себе.; поскольку он

тем самым стоит на почве конечности, поскольку его действительная

разумность сохраняет в себе сторону внешнего проявления. Свободная воля

первоначально имеет различия непосредственно в себе, так что свобода

является ее внутренним определением и целью и относится к внешней, уже

преднайденной в качестве данной, объективности; а эта последняя ращепляется

на антропологическую сторону частных потребностей, то есть на внешние вещи

природы, существующие для сознания, и на отношение одних единичных воль к

другим единичным волям, являющимся самосознанием свободы в качестве

различных и частных воль, - эта сторона образует внешний материал для

наличного бытия воли. Целевая деятельность этой воли - реализовать свое

понятие, свободу во внешне-объективной стороне действительности так, чтобы

свобода существовала как определенный этой волей мир и воля в нем была бы у

себя и сомкнута с собою. Свобода, приобретшая форму действительности,

получает форму необходимости, субстанциальная связь которой есть система

определений свободы, а ее проявляющаяся связь в качестве мощи есть факт

признания, то есть ее значимость для сознания. Это единство разумной воли с

единичной волей, являющейся непосредственной и своеобразной стихией

проявления деятельности первой, составляет простую действительность

свободы. Подлинная определенность только в форме всеобщности. Содержание =

закон, существует как нравственное. Эта реальность вообще как наличное

бытие свободной воли есть право.

Подразделение.

Свободная воля является:

А. Сперва непосредственной и потому в качестве единичной - лицом; наличное

бытие, которое это последнее дает своей свободе, есть собственность. Право

как таковое есть формальное, абстрактное право;

В. Рефлектированной в себя, так, что она имеет свое наличное бытие в

пределах самой себя, и вследствие этого в то же время определена как

частная воля, - право субъективной воли, - моральность;

С. Субстанциальной волей как соответствующая своему понятию

действительность в субъекте и тотальность необходимости, - нравственность в

семье, гражданском обществе и государстве.

А.Право.

а. Собственность.

Дух в неопосредственности своей для себя самой сущей свободы есть дух

единичный, но такой, котороый эту свою единичность знает как абсолютно

свободную волю. Он есть лицо. Его осуществление - в вещи. Свобода во

внешней сфнре - владение. (Мне принадлежащее) В вещь влагается личная воля:

определение владения есть собственность, в качестве владения она -

средство, в качестве наличного бытия личности - цель. В собственности лицо

сомкнуто с самим собой. Конкретнее отношение меня с самим собой - в бытии

других лиц. Вещь - средний термин их взаимного признания. Случайная сторона

собственности - произвол. => договор.

b. Договор.

Две воли и их соглашение в договоре в качестве внутреннего отличны от

реализации договора, от его выполнения. Относительно-идеальное

волеизъявление в стипуляции содержит действительный отказ от собственности

со стороны одной воли, переход к другой и принятие ее этой другой воллей.

Договор имеет в силу в себе и для себя, а не становится таковым лишь

вследствие выполнения его той или другой стороной, что подразумевало бы

бесконечный регресс или бесконечное деление вещи, труда и времени. Слово

есть здесь дело и вещь; дело, обладающее всей полнотой значимости. Но

сохраняется акцидентальная воля => нарушение права.

с. Право против нарушения права.

Право как наличное бытие свободы во внешнем распадается на множество

отношений к этому внешнему и к другим лицам. На деле право и все его

определения основываются лишь на свободной личности, на самоопределении,

являющемся противоположностью природного определения.

В. Моральность.

Свободный индивидуум, в непосредственном праве только личность, определен

теперь как субъект - в себя рефлектированная воля, так что определенность

воли вообще как его наличное бытие, как нечто ему принадлежащее следует

отличать от наличного бытия свободы во внешней вещи. Воля оказывается

одновременно особенной. Субъективная воля в такой же мере морально

свободна, в какой эти определения внутренне полагаются как ей принадлежащие

и составляющие предмет ее желания. Деятельное обнаружение воли в этой

свободе есть поступок.

a. Умысел.

Поскольку поступок касается непосредственно наличного бытия, постольку

принадлежащее мне в том смысле формально, что внешнее наличное бытие

самостоятельно также и в отношении субъекта. Эта внешность может извратить

поступок субъекта и обнаружить нечто другое, чем то, что в этом поступке

заключалось. Хотя все изменения как таковые, поскольку они положены

деятельностью субъекта, являются его делом, однако из-за одного этого он

еще не признает их своим поступком, но признает своей виной только то

наличное бытие, которое заключалось в его знании и воле, только то, что

было его умыслом, было ему принадлежащим.

b. Намерение и благо.

Поступок 1) по своему эмпирически-конкретному содержанию обладает

многообразием особенных сторон и связей; субъект со стороны формы должен

знать и хотеть поступка по его существенному, эти частности в себе

заключающему определению - право намерения. Намерение касается не наличного

бытия (умысел), а субстанциальной стороны и цели. 2) Субъект имеет также

право на то, чтобы особенность содержания в поступке, со стороны ее

материи, не была для него внешней, но содержало бы подлинную особенность

субъекта, - право блага.

с. Добро и зло.

Истина этих особенностей и конкретная сторона их формализма составляют

содержание всеобщей, в себе и для себя сущей воли, закон и субстанцию

всякой определенности, - добро в себе и для себя есть поэтому абсолютная

цель мира и долг для субъекта, который должен иметь понимание добра,

сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности. Но добро

заключает в себе особенность. Субъект имеет в себе только абстрактную

достоверность себя самого => он отличен от разума всеобщей волии способен

всеобщее для себя превратить в нечто особенное, в некоторую видимость.

Добро оказывается положенным как нечто случайное и субъект может решиться

на нечто противоположное добру - быть злым.

С. Нравственность.

Нравственность есть завершение объективного духа, истина субъективного и

самого объективного духа. Субъективная свобода как в себе и для себя сущая

всеобщая разумная воля, имеющая в сознании единичной субъективности свое

знание о себе и свой образ мыслей, а также и свою способность к

деятельности и в то же время непосредственную всеобщую действительность

одновременно как нравственность получает значение самосознанной свободы,

ставшей природой. Субстанция, знающая себя свободной, в которой абсолютное

долженствование есть в такой же мере и бытие, обладает действительностью

как дух народа. Образ мысли индивидуумов - знание о субстанции: доверие.

Связи единичного существа с теми отношениями, на которые обособляется

субстанция, составляют его нравственные обязанности. Нравственная личность,

проникнутая субстанциальной жизнью, есть добродетель.

Нравственная субстанция существует:

A. Как непосредственный, или природный, дух - семья.

B. В качестве относительной тотальности отношений друг к другу индивидуумов

как самостоятельных лиц в некоторой формальной всебщности - гражданское

общество.

C. Как самосознающая субстанция - дух, развитый до органической

действительности - государственное устройство.

АА. Семья.

Нравственный дух в своей непосредственности содержит в себе тот природный

момент, что индивидуум в своей естественной всеобщности, в роде, имеет свое

субстанциальное наличное бытие - отношение полов, но поднятое на степень

духовного определения; единение любви и чувства взаимного доверия; дух как

семья есть ощущающий дух.

ВВ. Гражданское общество.

Субстанция в качестве духа абстрактно обособившегося на множество лиц

(семья - только одно лицо), на семьи и на отдельных людей, существующих в

самостоятельной свободе, сначала утрачивает свое нравственное определение,

поскольку эти лица как таковые не обладают абсолютным единством, но имеют

свою собственную особенность и свое для-себя-бытие в своем сознании и для

своей цели. Субстанция превращается лишь в некоторую всеобщую связь,

опосредствующую самостоятельные крайности и их особые интересы. Развитая в

себе тотальность этой связи есть государство в качестве гражданского

общества, или в качестве внешнего государства.

а. Система потребностей.

Возможность удовлетворения потребностей заложена в общественной связи как

всеобщем достоянии, откуда все получают удовлетворение. Раздробление

содержания посредством абстракции - разделение труда. Привычка к этой

абстракции - культура.

- Субстанциальное, природное сословие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.