Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

Учение Сократа и его место в античной философии. 4

Учение Платона об идеях. 5

Аристотель о материи и форме. 5

Эпикурейская философия. 6

Античный неоплатонизм: этапы, представители, основные проблемы. 7

Славянофильство и западничество в русской религиозной мысли. 8

Средневековая схоластика. (Общая характеристика, основные представители).

9

Социальная философия Т. Гоббса. 10

Философия Французского Просвещения XVIII века. (Общая характеристика,

основные представители, системы, школы). 11

Социальная философия Ж.-Ж. Руссо. 13

Пантеизм Спинозы. 13

Атомистическая философия античности: Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций

Кар. 14

Онтология как философское учение о бытии. 15

Гносеология: ее предмет, структура, основные направления. 15

Философская антропология: школы, направления, основные представители. 16

Материализм в русской философии XIX века. 17

Философия элейской школы. 17

Идея цивилизации. 18

Экологическая проблема (социально-философский анализ). 19

Идея отчуждения в социальной философии. 20

Практика и познание. 20

Проблема субъекта в теории познания. 20

Платон: "Федон". 21

Платон: "Тимей". 23

Проблемы онтологии в "Метафизике" Аристотеля. 25

Римский стоицизм. (Марк Аврелий “Наедине с собой”). 26

Джон Локк. "Опыт о человеческом разумении". 29

Г.Гегель “Энциклопедия философских наук” (Логика). 30

Г. В. Ф. Гегель. “Энциклопедия философских наук.” (“Философия духа”). 37

А.Шопенгауэр “Мир как воля и представление” Т.1. (Структура и основное

содержание) 44

Л. Фейербах. "Основы философии будущего". 48

О. Конт. “Дух позитивной философии”. (“Слово о положительном мышлении”) 50

К. Маркс. “К критике политической экономии. Предисловие.” 53

П.Чаадаев. “Философические письма”. (1829-30гг.) 54

А.Герцен. “Письма об изучении природы”. (9 писем) 56

Н.Чернышевский. “Антропологический принцип в философии”. 58

Н.Бердяев. “Смысл творчества”. 59

Г. В. Плеханов. “Materialismus militans”. (Ответ господину Богданову).” 64

М.Вебер. “Основные социологические понятия”. 66

Лосский Н. О. “Обоснование интуитивизма”. 70

Э. Гуссерль: "Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии".

74

Беркли 77

Камю “Миф о Сизифе”. 79

Ленин «К вопросу о диалектике». 84

Монадология Лейбница. 84

Декарт. 86

Сартр 87

Гегель. Философия истории. 89

Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” 95

Хайдеггер “Письмо о гуманизме” 96

Ясперс. Духовная ситуация времени. 97

Робин Джордж Коллингвуд (1889 - 1943) 105

Спиноза. 109

Давид Юм «Трактат о человеческой природе» (3 книги) 111

Кант Критика 1 113

Кант. Критика 2 115

Ф. В. Й. Шеллинг. “Система трансцендентального идеализма”. 115

Учение о материи в философии: основные подходы и воззрения. 117

Вопрос № 38. Постмодерн в философии: истоки, представители, принципы. 118

Исторические типы и формы мировоззрения. 119

Рефлексия и самосознание. 119

Развитие и прогресс. 120

Детерминизм, вероятность, целесообразность. 120

Проблема истины в философии. 121

Учение о методе Ф.Бэкона. 121

Социум и культура. Философия общества и философия культуры. 122

Объяснение и понимание. 122

Тейяр де Шарден «Феномен человека». 1938-1940, Пекин. 123

Знак. Смысл. Значение. Гносеологические проблемы семиотики. 126

Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». 127

Руссо. 129

Общественные отношения. Материальное и духовное в общественных отношениях.

129

Классы и социальная стратификация. 130

Социальная философия: предмет и структура. 131

Социальное познание. 131

Социальный детерминизм (принцип субординации исторических фактов). 132

Собственность: социально-философский анализ. 133

Понятие субстанции, субстрата, атрибута и акциденции. 133

Проблема человека в философии. 134

Учение всеединства в России: представители и направления. 135

Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. 136

Волюнтаристическая философия А. Шопенгауэра. 137

Философские основания культурологических концепций Данилевского и

Шпенглера. 139

Позитивизм в философии 19 века: основные представители, школы, этапы,

эволюция. 140

Ф.М.Достоевский. 141

Учение Сократа и его место в античной философии.

Сократ родился в Афинах в 470/469 и умер в 399 г до н.э. в жизни

Сократа можно выделить две фазы. Первая отмечена влиянием на него физиков,

в особенности Архелая. В этот же период он полемизирует с софистами. Сократ

ничего не писал, полагая, что лишь живое слово может донести его мысль

посредством устного диалога. Его учениками была записана некая серия

поучений, которые приписывают Сократу, однако, они часто не согласуются

друг с другом. Платон же в большей части своих диалогв вкладывает

собственные идеи в уста учителя. Отсюда предельно сложная задача установить

собственное учение Сократа. Можно констатировать, что с момента появления в

Афинах Сократа как проповедника литература вообще и философская литература

в частности отмечены целым рядом новаций, необратимых в контексте греческой

жизни. Сократ, если не эксплицитно, то имплицитно был автором этих новаций.

Сократ концентрируется на проблематике человека, а именно, человека

познающего. Человек - это его душа, с того момента, когда она становится в

действиетльности таковой, то есть специфически отличает его от какого бы то

ни было другого существа. Под душой Сократ понимает наш разум, мыслящую

активность и нравственно ориентированное поведение. Если сущность человека

- это его душа, то и в особой заботе нуждается не столько тело, сколько

душа. Высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. “...не о

теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи

прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от

богатства рождается добродетель, но из добродетели - богатство и всё

прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для

государства” (Апология). Душа руководит в познании тем, кто следует призыву

познать самого себя.

Добродетель (arete) не может быть ничем иным как тем, что делает душу

благой и совершенной, то есть тем, что она есть по своей природе. А это -

знание и познание, порок же - лишённость знаний, невежество. Богатство,

власть, здоровье, красота не могут быть благами по собственной природе, но

если они ведомы невежеством - то способствуют злу, если же управляемы

рассуждением и познанием - то становятся наибольшими благами; сами по себе

они цены не имеют.

Итак, добродетель (мудрость, справедливость, постоянство) есть всегда

знание, порок - это всегда невежество. Никтот не грешит сознательно, а кто

совершает зло, делает это по незнанию. До Сократа общепринятым было

представление о различных добродетелях в их множественности. Не обсуждалась

их свзь между собой. Добродетели воспринимались как основанные на

привычках, обычаях и как принятые в обществе. Сократ же попытался подчинить

всё власти разума. Познание есть необходимое условие благого дела, ибо,

если не знаешь блага, то не знаешь и как действовать во имя добра.

Наиболее замечательным проявлением превосходства разума Сократ

называет самообладание, то есть в состоянии обуревания страстями человек

должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях.

Самообладание - это власть разумного начала над животным. Душа - госпожа

тела, а также инстинктов, с ним связанных. Мудрец - тот, кто победил свои

страсти, он может считать себя счастливым, самодостаточным, не нуждаясь ни

в чём внешнем.

Счастье проистекает не из тела, но из души. Душа же счастлива, только

когда она упорядочена, добродетельна. Неправедный и злонамеренный

несчастлив всегда. Добродетельный человек не может страдать от зла, ни в

жизни, ни в смерти. В жизни другие могут разрушить его тело, но не

внутреннюю гармонию его души. После жизни же он либо будет вознаграждён за

свою добродетель, либо его ждёт ничто.

В диалоге Сократ применял метод постепенного опровержения аргументов

соперника, путём маски “незнания”, особой иронии. Сократ надевает на себя

маску страстно преданного друга собеседника, восхищается его способностями

и заслугами, испрашивая у него совета или прося его обучить чему-нибудь.

Задавая собеседнику вопросы, Сократ постепенно приводит его к осознанию

противоречий в его рассуждениях, в результате чего собеседник вынужден

признать себя невеждой.

Сократ сравнивает свою роль в диалоге с искусством повивальной бабки:

душа ученика “беременна” истиной, нужно лишь при помощи особого рода

искусства вопрошания высвободить эту истину на свет.

Сократические школы:

Киники - Антисфен, Диоген Синопский (абсолютизация простоты и

естественности; философия - жизненная практическая мудрость, не нуждающаяся

в отвлечённом умозрении; жизненный опыт - главный источник познания;

истинное благо - внутренняя свобода человека от всех обязательств,

воздержание от наслаждений и нечувствительность к страданиям)

Киренаики - Аристипп, Егезий (отрицание теоретического знания; в

основе принцип удовольствия, которое можно получить посредством разумного

поведения; следует властвовать над наслаждениями, не подчиняясь им)

Мегарики - Евклид, Диодор Кронос, Евбулид(существует лишь благо;

важная роль парадоксов, близки элейской школе)

Элидики - Федон(всемогущество логоса и познания в моральной сфере).

Учение Платона об идеях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.