Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






Эпикур преодолевает фатализм, свойственный демокритовскому пониманию слепой

необходимости закона, путем введения случайности как совершенно объективной

и равноправной с необходимостью характеристики закона движения атомов,

лежащего в основе мира.

Средневековая христианская философия рассматривала закон не как

необходимую связь между явлениями материального мира, а как проявление

божественной воли.

В естествознании Нового Времени понятие закона получило большое

эвристическое значение и оказалось связанным с распространением

количественных методов изучения природы. Для выражения понятия законы

природы все чаще пользуются терминологией, заимствованной из математики и

естественных наук (Коперник, Галилей - "гипотезы", а не законы).

Согласно субъективному идеализму о законах природы самих по себе вообще

говорить нельзя. Юм считал, что при рассмотрении окружающих нас внешних

вещей мы "никогда не бываем в состоянии открыть необходимую связь. Мы

находим только, что одно явление действительно, фактически следует за

другим, а представление о закономерной связи между явлениями - привычка".

Кант: то, что называют законами природы, существует лишь по отношению к

познающему субъекту (рассудок предписывает природе законы).

Социальный детерминизм (принцип субординации исторических фактов).

Детерминизм - учение о всеобщей причинной материальной обусловленности

природных, общественных и психических явлений.

Социальный детерминизм "выдвинут" Монтескье, Гердером, Руссо и др. в

противовес идее божественного управления миром.

Проблема необходимости и свободы (не разрешена даже Гегелем).

С точки зрения марксизма (исторического материализма) общественное

развитие представляет собой естественно-исторический процесс, подчиненный

собственным объективным законам. Каждое следующее поколение людей действует

в условиях, унаследованных ими от прошлого. Это создает преемственность в

истории общества и детерминирует ее общее направление. Общественные идеи,

политические учреждения и движения детерминированы объективными условиями

общественного бытия.

Большинство законов общественного развития - законы-тенденции

(объективный характер + не могут учесть все частные моменты), поэтому ход

истории необязательно предопределен и может не осуществляться в фатальной

неизбежностью.

Собственность: социально-философский анализ.

Собственность - система общественных отношений, возникающих в связи с

присвоением средств производства, рабочей силы, предметов потребления;

исторически определенный социальный институт. Собственность - отношение

людей к вещам.

Некоторые философы, начиная с Аристотеля, пытались вывести напрямую форму

политической власти из того или иного типа экономической системы, а точнее

- из лежащей в ее основе типа собственности. Однако в истории на базе на

базе частной собственности возникали и существовали различные и даже

диаметрально противоположные формы политического правления и политические

режимы - конституционно-монархические, республиканско-демократические,

фашистские с формальным сохранением конституционности или без оной и т.д.

Интересна в этой связи полемика по поводу взаимосвязи частной

собственности и демократии, которая не раз возникала в прошлом. В этом

отношении большой интерес представляет статья М. Вебера "О буржуазной

демократии в России", относящаяся к началу 20 века. Он считает, что

демократия и частная собственность, в том числе капиталистическая, не

связаны напрямую, хотя капитализм и имел своей предпосылкой правовое

освобождение личности. Связь между ними опосредована целым рядом

политических феноменов - наличием необходимых для реализации

демократической формы правления политических институтов, наличием давних и

прочных демократических традиций, уровнем политической культуры властей

придержащих и народных масс.

Понятие субстанции, субстрата, атрибута и акциденции.

Субстанция (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) -

объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства;

это - материя в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и

исчезающих в этом движении различий и противоположностей.

Античность: субстанция - "вещество" - тот тождественный материал, из

которого состоят различные единичные вещи (Аристотель: "форма" и

"материя").

Схоластика: активная роль "формы", поэтому субстанция - один из титулов

бога (форма всех форм). Поэтому возникает дуализм субстанции: духовная и

телесная субстанции ("душа" и "тело").

Фома Аквинский: "телесная субстанция" - несамостоятельное начало. Дунс

Скот: материя - всеобщая субстанция всех вещей.

Декарт: "Разумея субстанции, мы можем разуметь лишь вещь, которая

существует так, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме

самой себя" (легче осознать субстанцию протяженную и субстанцию мыслящую,

чем собственно субстанцию). Спиноза: "мышление" и "протяженность" -

"атрибуты субстанции".

Локк: субстанция - "подпорка" тех качеств, которые мы находим

существующими (для субстанции не может быть дано точное определение).

Беркли: "…нет иной субстанции, кроме Духа или того, что воспринимает".

Кант: субстанция - априорная форма мышления, осуществляющего синтез

явлений, данных в "опыте". "…то постоянное, лишь в отношении с которым

можно определить все временные отношения явлений…", "…условие возможности

всякого синтетического единства восприятий, т.е. опыта".

Гегель: субстанция - "…целостность акциденций, в которых она открывается

как их абсолютная отрицательность, т.е. как абсолютная мощь и вместе с тем

как богатство всякого содержания".

Субстрат. Аристотель: "материя".

Атрибут (от лат. attribuo - придаю, наделяю) - необходимое, существенное,

неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать,

ни множиться.

Аристотель: отличает необходимые свойства вещей, без которых вещи

невозможны и которые неотделимы от них (атрибутов), от случайных свойств

акциденций, не принадлежащих вещам "ни по необходимости, ни в преобладающем

большинстве случаев".

По Декарту, признававшему две субстанции - материальную и духовную,

существует два вида атрибутов: у материальной - протяжение, у духовной -

мышление. Спиноза под атрибутом понимал то, что "ум представляет в

субстанции, как составляющее его сущность". Он считал, что протяженность и

мышление суть атрибуты единой материальной субстанции.

Акциденция - философский термин, обозначающий случайное, несущественное,

изменяющееся, преходящее. Противопоставляется субстанциональному

(существенному). В этом смысле термин впервые встречается "Метафизике"

Аристотеля, а в дальнейшем у Порфирия, который разделил акциденции на

отделимые (сон для человека) и неотделимые (черный цвет для негра).

Фома Аквинский: атрибут - "вещь, природа которой должна быть в другом".

Схоластики обычно выделяли некоторые свойства вещей как "реальные

атрибуты", объективно существующие вне тех субстанций, которым они обычно

присущи.

Некоторые философы в 17 веке (Гоббс, Декарт) отрицали существование

реальных акциденций, поскольку они отрицали объективное бытие каких бы то

ни было чувственных признаков. В связи с этим Спиноза заменил термин

"атрибут" термином "модус", обозначающим единичное проявление субстанции.

В марксизме такого термина нет.

Проблема человека в философии.

Философы античности длительное время рассматривали человека как образ

Космоса, как "малый мир", микрокосм. Человеческое и природное, знание о

которых были весьма фрагментарны, то и дело отождествлялись.

Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа причастна

бестелесному, к миру идей. Человек выступает носителем внеличного духа.

Аристотель настаивает на единстве души и тела (душа принадлежит телу).

Таким образом, античность пришла к дуализму души и тела.

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть

дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца

(три составляющие внутреннего мира человека - разум, сердце и воля). Но

главное размежевание внутри христианства происходит не столько между телом

и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком".

Ренессанс: человек - автономное существо, живая целостность. Единство

души и тела - преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть

чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими

достоинствами.

Новое время (Декарт): мышление - единственное, достоверное свидетельство

человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в

мышлении. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Тело и душа

не имеют ничего общего (тело простирается, душа мыслит). Ясное содержание

души - сознание.

Кант: специфика человека определятся его трансцендентальностью (человек

принадлежит как миру природы, в котором властвует естественная

необходимость, так и миру свободы) и нравственной свободой поведения.

Немецкий романтизм: сфера эмоционально-чувственного полностью

уравнивается с мышлением и ставится выше его (Новалис: "мышление - только

сон чувства").

Гегель: идея историчности человека. Человек есть носитель общезначимого

духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность.

Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.