Эпикур преодолевает фатализм, свойственный демокритовскому пониманию слепой
необходимости закона, путем введения случайности как совершенно объективной
и равноправной с необходимостью характеристики закона движения атомов,
лежащего в основе мира.
Средневековая христианская философия рассматривала закон не как
необходимую связь между явлениями материального мира, а как проявление
божественной воли.
В естествознании Нового Времени понятие закона получило большое
эвристическое значение и оказалось связанным с распространением
количественных методов изучения природы. Для выражения понятия законы
природы все чаще пользуются терминологией, заимствованной из математики и
естественных наук (Коперник, Галилей - "гипотезы", а не законы).
Согласно субъективному идеализму о законах природы самих по себе вообще
говорить нельзя. Юм считал, что при рассмотрении окружающих нас внешних
вещей мы "никогда не бываем в состоянии открыть необходимую связь. Мы
находим только, что одно явление действительно, фактически следует за
другим, а представление о закономерной связи между явлениями - привычка".
Кант: то, что называют законами природы, существует лишь по отношению к
познающему субъекту (рассудок предписывает природе законы).
Социальный детерминизм (принцип субординации исторических фактов).
Детерминизм - учение о всеобщей причинной материальной обусловленности
природных, общественных и психических явлений.
Социальный детерминизм "выдвинут" Монтескье, Гердером, Руссо и др. в
противовес идее божественного управления миром.
Проблема необходимости и свободы (не разрешена даже Гегелем).
С точки зрения марксизма (исторического материализма) общественное
развитие представляет собой естественно-исторический процесс, подчиненный
собственным объективным законам. Каждое следующее поколение людей действует
в условиях, унаследованных ими от прошлого. Это создает преемственность в
истории общества и детерминирует ее общее направление. Общественные идеи,
политические учреждения и движения детерминированы объективными условиями
общественного бытия.
Большинство законов общественного развития - законы-тенденции
(объективный характер + не могут учесть все частные моменты), поэтому ход
истории необязательно предопределен и может не осуществляться в фатальной
неизбежностью.
Собственность: социально-философский анализ.
Собственность - система общественных отношений, возникающих в связи с
присвоением средств производства, рабочей силы, предметов потребления;
исторически определенный социальный институт. Собственность - отношение
людей к вещам.
Некоторые философы, начиная с Аристотеля, пытались вывести напрямую форму
политической власти из того или иного типа экономической системы, а точнее
- из лежащей в ее основе типа собственности. Однако в истории на базе на
базе частной собственности возникали и существовали различные и даже
диаметрально противоположные формы политического правления и политические
режимы - конституционно-монархические, республиканско-демократические,
фашистские с формальным сохранением конституционности или без оной и т.д.
Интересна в этой связи полемика по поводу взаимосвязи частной
собственности и демократии, которая не раз возникала в прошлом. В этом
отношении большой интерес представляет статья М. Вебера "О буржуазной
демократии в России", относящаяся к началу 20 века. Он считает, что
демократия и частная собственность, в том числе капиталистическая, не
связаны напрямую, хотя капитализм и имел своей предпосылкой правовое
освобождение личности. Связь между ними опосредована целым рядом
политических феноменов - наличием необходимых для реализации
демократической формы правления политических институтов, наличием давних и
прочных демократических традиций, уровнем политической культуры властей
придержащих и народных масс.
Понятие субстанции, субстрата, атрибута и акциденции.
Субстанция (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) -
объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства;
это - материя в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и
исчезающих в этом движении различий и противоположностей.
Античность: субстанция - "вещество" - тот тождественный материал, из
которого состоят различные единичные вещи (Аристотель: "форма" и
"материя").
Схоластика: активная роль "формы", поэтому субстанция - один из титулов
бога (форма всех форм). Поэтому возникает дуализм субстанции: духовная и
телесная субстанции ("душа" и "тело").
Фома Аквинский: "телесная субстанция" - несамостоятельное начало. Дунс
Скот: материя - всеобщая субстанция всех вещей.
Декарт: "Разумея субстанции, мы можем разуметь лишь вещь, которая
существует так, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме
самой себя" (легче осознать субстанцию протяженную и субстанцию мыслящую,
чем собственно субстанцию). Спиноза: "мышление" и "протяженность" -
"атрибуты субстанции".
Локк: субстанция - "подпорка" тех качеств, которые мы находим
существующими (для субстанции не может быть дано точное определение).
Беркли: "…нет иной субстанции, кроме Духа или того, что воспринимает".
Кант: субстанция - априорная форма мышления, осуществляющего синтез
явлений, данных в "опыте". "…то постоянное, лишь в отношении с которым
можно определить все временные отношения явлений…", "…условие возможности
всякого синтетического единства восприятий, т.е. опыта".
Гегель: субстанция - "…целостность акциденций, в которых она открывается
как их абсолютная отрицательность, т.е. как абсолютная мощь и вместе с тем
как богатство всякого содержания".
Субстрат. Аристотель: "материя".
Атрибут (от лат. attribuo - придаю, наделяю) - необходимое, существенное,
неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать,
ни множиться.
Аристотель: отличает необходимые свойства вещей, без которых вещи
невозможны и которые неотделимы от них (атрибутов), от случайных свойств
акциденций, не принадлежащих вещам "ни по необходимости, ни в преобладающем
большинстве случаев".
По Декарту, признававшему две субстанции - материальную и духовную,
существует два вида атрибутов: у материальной - протяжение, у духовной -
мышление. Спиноза под атрибутом понимал то, что "ум представляет в
субстанции, как составляющее его сущность". Он считал, что протяженность и
мышление суть атрибуты единой материальной субстанции.
Акциденция - философский термин, обозначающий случайное, несущественное,
изменяющееся, преходящее. Противопоставляется субстанциональному
(существенному). В этом смысле термин впервые встречается "Метафизике"
Аристотеля, а в дальнейшем у Порфирия, который разделил акциденции на
отделимые (сон для человека) и неотделимые (черный цвет для негра).
Фома Аквинский: атрибут - "вещь, природа которой должна быть в другом".
Схоластики обычно выделяли некоторые свойства вещей как "реальные
атрибуты", объективно существующие вне тех субстанций, которым они обычно
присущи.
Некоторые философы в 17 веке (Гоббс, Декарт) отрицали существование
реальных акциденций, поскольку они отрицали объективное бытие каких бы то
ни было чувственных признаков. В связи с этим Спиноза заменил термин
"атрибут" термином "модус", обозначающим единичное проявление субстанции.
В марксизме такого термина нет.
Проблема человека в философии.
Философы античности длительное время рассматривали человека как образ
Космоса, как "малый мир", микрокосм. Человеческое и природное, знание о
которых были весьма фрагментарны, то и дело отождествлялись.
Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа причастна
бестелесному, к миру идей. Человек выступает носителем внеличного духа.
Аристотель настаивает на единстве души и тела (душа принадлежит телу).
Таким образом, античность пришла к дуализму души и тела.
В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть
дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца
(три составляющие внутреннего мира человека - разум, сердце и воля). Но
главное размежевание внутри христианства происходит не столько между телом
и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком".
Ренессанс: человек - автономное существо, живая целостность. Единство
души и тела - преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть
чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими
достоинствами.
Новое время (Декарт): мышление - единственное, достоверное свидетельство
человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в
мышлении. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Тело и душа
не имеют ничего общего (тело простирается, душа мыслит). Ясное содержание
души - сознание.
Кант: специфика человека определятся его трансцендентальностью (человек
принадлежит как миру природы, в котором властвует естественная
необходимость, так и миру свободы) и нравственной свободой поведения.
Немецкий романтизм: сфера эмоционально-чувственного полностью
уравнивается с мышлением и ставится выше его (Новалис: "мышление - только
сон чувства").
Гегель: идея историчности человека. Человек есть носитель общезначимого
духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.
Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность.
Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73