Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






- Математика рассматривает чистые формы, в которых идеи представлены

растянутыми на множества (во времени и пространстве).

Искусство есть творение гения. Рассматривает все вне и независимо от

всяких отношений, истинное содержание явлений, не подвластное никакой

перемене, т.е. идеи, составляющие непосредственную объективацию воли.

Искусство есть род созерцания предметов, независимо от закона основания,

свободная деятельность человека. Существо гения состоит в способности

созерцания идей, требующей полного забвения собственной особы. Гениальность

есть совершеннейшая объективность. Гений нуждается в фантазии, чтобы видеть

в вещах не то, что природа в действительности преобразовала, а то, что она

старалась образовать. Гений сродни безумцу. Он - способность познавать идеи

и быть самому соответствующим идее, не индивидуумом, а чистым объектом

познания. Гений достигает свободы в отказе от самого себя.

Человек живет либо добровольно, либо помимо своей воли. Воля

объективируется в человеке как воля к жизни. Будучи объективированной она

попадает под закон каузальности. Т.о. человек, осуществляющий себя как волю

к жизни, обречен быть несобственным образом. Человек не может осуществиться

в мире и движимый волей к жизни обречен на страдания. Свобода достигается

путем отрицания воли к жизни. (Мистика, аскеза и квиетизм - отречение от

всех желаний.) Посредством отрицания воли к жизни человек выпадает из

природного порядка вещей. Проявляется сознание метафизической

тождественности воли, как вещи в себе при бесчисленном множестве ее

проявлений, которую можно определить как симпатию. Основой заблуждения

человека по поводу его бытия является его бытие как индивидуализированной

воли. Преодоление этого эгоизм в котором каждый обвиняет каждого открывает

человеку его собственное, как спонтанную творческую активность - искусство.

Произведения искусство, по большей мере музыка, способствуют этому

открытию. На этом - отрицании воли к жизни, проявляющемся в трех аспектах

(Мистика, аскеза и квиетизм - отречение от всех желаний), сходились все

мистики.

Философские основания культурологических концепций Данилевского и

Шпенглера.

Терия культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Автор книги

“Россия и Европа” (1871г.). Критиковал своих предшественников за то, что

они, на его взгляд, провозгласив национальную идею, вовсе не думали при

этом о необходимости “самобытного национального развития”, они перенимали

логику германской философии, перенося осуществление общечеловеческой задачи

с европейской почвы на славянскую. Он считал, что никогда не может случится

так, что какое-нибудь культурно-историческое племя конкретно решило бы

такую общечеловеческую задачу для себя и заодно для остального

человечества. Каждое племя, каждый народ преследует сугубо эгоистические

цели, опираясь на собственные интересы, внутренние силы и способности. У

одних народов их больше, у других - меньше. Те народы, кот. в каком-то

отношении превосходят остальных, создают особые культурно-исторические

типы, или цивилизации, представляющие собой воплощение их особой духовной

сущности. Пока известно 10 таких самобытных цивилизаций: 1) египетская, 2)

китайская, 3) халдейская или древнесемитическая, 4) индийская, 5) иранская,

6) еврейская, 7) греческая, 8) римская, 9) новосемитическая или аравийская,

10) германо-романская, или европейская. Остальные народы, менее удачливые:

либо - “бичи Божие”, разрушители “дряхлых” цивилизаций (гунны, монголы,

турки); либо - составители этнографического материала для других культурно-

исторических типов. Самобытность цивилизации означает, что начала, лежащие

в народе одного культурно-исторического типа, могут быть уничтожены,

искажены, но не могут быть заменены другими началами, принадлежащими народу

иного культурно-истор. типа. Можно усвоить выводы и методы положительных

наук, тех. приемы и усовершенствования искусств и промышленности, “все же

остальное, в особенности все, относящееся до познания человека и общества,

а тем более практического применения этого познавания, вовсе не может быть

предметом заимствования”.

Общие законы развития самобытных цивилизаций - осуществление

определенной формы культурного творчества: научного, правового,

религиозного или художественного. Законы этого развития: 1) для

возникновения цивилизации необходимо, чтобы народ обладал соответствующими

“духовными задатками” и пользовался полит. свободой; 2) начала цивилизации

одного культурно-исторического типа не передаются народам др. типа; 3)

полнота и богатство к.-и. типа зависит от разнообразия входящих в него

этнографических элементов, “когда они, не будучи поглощены одним полит.

целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или полит. систему

государств”; 4) период роста цивилизации всегда неопределенно

продолжительнее периода цветения и плодоношения, после кот. она истощает

свои жизненные силы и больше не возобновляется.

По мнению Данилевского, Запад, создавший последнюю истор. цивилизацию,

уже пережил “апогей своего цивилизационного величия”, и на очереди -

возвышение славянства. Славянство - термин одного порядка с эллинизмом,

латинством, европеизмом. Особенностями славянского к.-и. типа должны

стать: “четырехосновность”, “синтез всех сторон культурной деятельности”;

претворение в жизнь “справедливо обеспечивающего народные массы общественно-

экономического устройства” (романтическая привязанность к социализму).

Россия и Европа разводились в разные цивилизационные ниши, это

разведение полностью исключает какие-либо дружественные связи а также

исключает перспективы примерения. Борьба с Западом сделалась единственной

спасительной задачей русской политики.

Морфология культуры Освальда Шпенглера(1880-1936). Скандальная

известность после первой мировой войны. «Закат Европы»(1818)- самая

большая теория европейского сознания того периода - «Апокалипсис

Европы».

Основа - различие между пониманием действительности как природы и как

истории, кот. возводится в ранг метафизического. Эти понимания базируются

на разных гештальтах, представляющих действительность в виде той или иной

целостности: природы и истории. Феноменальность природы базируется на

принципе механической необходимости(становящееся подчиненно ставшему), а

истории на органической(подчиненность ставшего становящемуся). Именно

поэтому история не может быть понята естественнонаучным методом, исходя

из знания ее элементов, структуры, способов ее внутреннего

функционирования. Она не расчленима. Критикует линеарную схему истории «Др.

Мир - Среднвек. -Н.в.». Она может быть понята лишь на «феноменальном»

уровне, посредством дескрипции ее форм(тех или иных цивилизаций) и их

компаративного анализа - отсюда морфология культур. Как исходные данные эти

формы не сводимы к чему-то одному как и друг к другу. Каждая

цивилизация/культура самодостаточна и герметична. Культура возникает тогда,

когда из первоначального хаотического состояния человечества возникает

«великая душа» как некий образ, идея в опред. местности в виде народов,

языков, вероучений, искусств, наук. Идея - изобилие внутр. потенций. Когда

культура полностью их расходует, осуществляется во внешнем, она становится

цивилизацией. В ее пространстве мораль, философия, право несут абсолютный

смысл, но за ее пределами не имеют никакого смысла. Релятивизм Шпенглера.

Культура проходит два этапа развития - собственно развитие культуры,

внутренних возможностей. Характеризуется как латентное развитие не

направленное на политическую сферу, само в себе. Но за достижением высшего

подъема следует кризис - преображение культуры в цивилизацию. Здесь интерес

к внешним моментам развития - техника, политика. Проявляется как осознание

своей мессианской роли, экспансия цивилизации на других - цезаризм,

имперализм. Отрыв от земли, Жизнь сосредотачивается в городах. Отрыв от

отчизны - городское сознание космополитично. Это моральный и религиозный

кризис. Торжествуют эгалитарные тенденции, стремление к демократии и

социализму, политизация человека. Стремление цивилизовать другие народы,

донести «мировую культуру», подчинить их себе. Это все является симптомом

гибели Западной цивилизации.

История - закономерный круговорот, понятый физико-биологически -

закономерность конца. Фатализм. Слияние идеи круговорота и идеи судьбы.

«Человечество» - зоологическая величина. Нет прогресса, нет цели, единой

истории, закона исторического развития. Есть лишь существование отдельных

замкнутых культур. Налично жизнь существует в одной конкретной культуре,

без взаимосвязей. Спорадическая жизнь. «Морфология культуры» - всякая

культура переживает свои опред. Возрасты, как человек. Культуры порождаются

и умирают как целое. Они не претерпевают исторических изменений в своем

изолированном существовании. Нет ни конфликтов, ни противоречий, ни

прогресса, ни регресса. Это опред. форма существования чел. зоолог. массы.

Т.о. налицо редукция культурного к биологическому, вульгаризация понимания

истории и культуры. Быстрое затухание скандального интереса.

Морфология культуры - культура существует не в мировом масштабе, а в

ограниченных ореолах и временах. То или иное состояние культуры выражается

«душой», «общественным сознанием».

Апполоническая душа - античность, магическая душа - возрождение,

фаустовская душа(поиск, стремление) - Новое время.

Формы культуры: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.