Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






Души, нашедшие после смерти прибежище в воздухе, некоторое время

остаются в прежнем виде, а затем начинают претерпевать изменения,

растекаются и возгораются, возвращаясь обратно к семенообразнуму разуму

Целого, таким образом уступая место вновь прибывающим. Мир - стройный

порядок, а не смешение и путаница. Всё возникающее возникает в силу

изменения; ничто так не любит природа Целого, как изменять существующее и

творить новое подобное.

Зло коренится в нашей способности составлять убеждение о зле, пусть

эта способность смолкнет, и всё будет хорошо.

Ты всегда должен мыслить мир как единое существо, с единой сущностью и

душой.

Книга 5.

Подобно тому, как из всех тел слагается мир - совершенное тело, так и

из всех причин слагается судьба - совершенная причина. Поэтому прими с

радостью всё совершающееся, даже если оно кажется тебе тягостным, ибо оно

ведёт к здравию мира, способствует благу Целого.

Я состою из начала причинного и материального Ни то ни другое не

перейдёт в небытие, как и не возникло оно из небытия. Каждая часть моего

существа по изменении сделается какой-нибудь частью мира и так бесконечно.

Сами вещи не соприкасаются с душой, им нет доступа в душу, они не могут ни

изменить её, ни привести её в движение. Изменение и движение в ней лишь от

неё самой.

Дух Целого требует общения. Поэтому менее совершенные существа он

создал ради более совершенных, а более совершенные приноровил друг к другу.

Книга 6.

Всё совершается согласно природе Целого, а не какой-нибудь другой,

объемлющей ли её извне, или таящейся внутри, или же обособленной.

Постоянно возвращайся к философии и ищи в ней успокоения. Единственно

ценна не животная жизнь, не питание, на одобрение людей, но деятельность,

согласная с присущим тебе строем и верность ему. Я исполняю свой долг.

Ничто другое не отвлекает моего внимания; это или нечто неодушевлённое, или

неразумное, или заблудшее, или же не знающее пути. Кто видел настоящее, тот

уже видел всё, бывшее в течении вечности, и всё, что ещё будет в течении

беспредельного времени. Ибо всё однородно и единообразно. Все мы

содействуем единой общей цели, одни со знанием и пониманием, другие

бессознательно.

Книга 7.

Всё сплетено друг с другом, всюду божественная связь, и едва ли

найдётся что-нибудь чуждое всему остальному. Ибо всё объединено общим

порядком и служит к украшению одного и того же мира. Для разумного существа

одно и то же действие согласно с природой и с разумом.

Кто бы что ни делал или ни говорил, я должен оставаться хорошим

человеком. Руководящее начало само по себе ни в чём не нуждается, если

только само не возбудит в себе нужды. Поэтому оно не знает ни волнений, ни

препятствий, если не создаст их для самого себя.

Все тела несутся в мировой материи как в стремительном потоке, они

тесно связаны с Целым, действуя заодно с ним, подобно нашим членам в их

отношении друг к другу. Сколько Хрисиппов, Сколько Сократов, сколько

Эпиктетов поглотила уже вечность! Пусть эта мысль приходит к тебе в голову

по поводу каждого человека и каждой вещи. Меня занимает только одно: как бы

не сделать чего-нибудь такого, что не согласуется со строем человека, или

так, как не согласуется.

Человеку свойственно любить и заблуждающихся. Ты достигнешь этого,

если проникнешься мыслью, что они сродни тебе, что прегрешают они по

неведению и против своей воли, что никто из них не причинил тебе вреда, ибо

не сделал твоё руководящее начало худшим, нежели было оно до того.

Для природы Целого вся мировая сущность подобна воску, из которого она

лепит то одно, то другое, всё это существует лишь самое краткое время.

Разумное и руководящее начало по природе таково, что довольствуется

самим собой в своей праведной деятельности и проистекающем из неё

спокойствии. О страдании: если оно невыносимо, то смерть не преминет скоро

положить ему конец, если же оно длительно, то его можно стерпеть. Наблюдай

движение светил как принимающий участие в ёнм и постоянно размышляй о

переходе элементов друг в друга. Ибо подобные представления очищают от

грязи земной жизни. Не оглядывайся на руководящее начало других людей, а

вперяй свой взор туда, куда ведёт тебя природа - природа Целого тем, что

случается с тобой, и твоя природа тем, что надлежит тебе делать. Люби

только то, что случается с тобой и предопределено тебе. Ибо что могло бы

более соотвествовать тебе. Смотри внутрь себя. Внутри источник добра,

который никогда не истощится, если ты не перестанешь рыть.

Книга 8.

Природа каждого существа удовлетворена, если находится на правильном

пути. Природа же разумного существа на правильном пути, если не соглашается

ни с ложью, ни с неясностью в представлениях, если направляет стремления

исключительно на общее благо и без ропота приемлет всё ниспосылаемое ей

общей природой.

Постоянно и по возможности при каждом представлении применяй учения

физики, этики и диалектики. Изменение своего мнения и согласие с тем, кто

указывает правильный путь, отнюдь не умаляют свободы. Ведь это твоя же

деятельность, отправляемая согласно твоему же разуму. Важны три отношения:

к облегающему тебя телу, к божественной причине как источнику всего

случающегося со всеми, и, наконец, к живущим с тобой людям. Препятствие для

ощущения - зло животной природы. Препятствие для стремлений - также зло

животной природы. Препятствие для духа есть зло духовной природы.

Книга 9.

Утрата чего-либо есть не что иное как изменение. Но изменение есть

излюбленный приём природы Целого, согласно которой всё созидается

наилучшим. Неужели ты скажешь, что всё созидается дурным, и что у стольких

богов не нашлось силы, способной всё привести в надлежащий вид?

Не лучше ли пользоваться тем, что в твоей власти, нежели стремиться к

тому, что не зависит от тебя. Вместо молитв: “Хорошо бы добиться обладания

этой женщиной”, “Хорошо бы избавиться от этого человека”, “Хорошо бы

сохранить ребёнка в живых”, ты молись: “Хорошо бы не желать обладать ею”,

“Хорошо бы не нуждаться в этом избавлении”, “Хорошо бы не бояться потерять

его”.

Книга 10.

Если кто-нибудь заблуждается, то вразуми его, сохраняя

благожелательность, и укажи на его ошибку. Если же не можешь сделать этого,

то вини себя, или же не вини никого.

Приучай себя при всяком, по возможности, действии другого человека

задаваться вопросом о цели, которую он думает достичь им. Начни с самого

себя и исследуй прежде всего самого себя.

Всё, руководящее тобою, таится внутри тебя самого. Никогда не

отождествляй с ним облекающую его оболочку и те органы, которые на ней

образовались. Будь эти части лишены движущей и сдерживающей их причины, от

них было бы мало пользы.

Книга 11.

Свойства разумной души: она созерцает самое себя, расчленяет себя,

делает себя такой, какой желает, сама пользуется приносимым ею плодом,

достигает свойственной ей цели, когда бы ни был положен предел жизни.

Разумная душа облетает весь мир и окружающую его пустоту, исследует его

форму, проникает в беспредельную вечность, постигает периодическое

возрождение Целого. Разумной душе свойственны также и любовь к ближним,

истина, скромность, она ничего не ставит выше себя.

Меня кто-нибудь станет презирать? Это его дело. Моё же дело - не

оказаться достойным презрения вследствие какого-то поступка или слова. Душа

обладает способностью устроить жизнь наиболее совершенным образом, если

только человек будет безразлично относиться к вещам безразличным.

Безразлично же будет относиться тот, кто каждую из этих вещей рассматривает

в расчленении, а не в целостном виде, и помнит, что ни одна из них не

навязывает нам убеждения о себе, суждения о них составляем мы сами. Ты

должен знать, где берёт начало каждая вещь, из чего она состоит, во что

изменяется, какой она будет по изменении и почему она не претерпит при этом

никакого зла.

Книга 12.

Следует отдать себе отчёт:

во-первых в том, каково твоё отношение к людям и в том, что люди

рождены друг для друга;

во-вторых в том, каковы люди за столом, на ложе и.т.д., с каким

самомнением они делают своё дело;

в-третьих в том, что если люди поступают правильно, то не следует

сердиться на них, если неправильно, то против воли и по неведению;

в-четвёртых в том, что и ты сам во многом заблуждаешься и подобен им;

в-пятых в том, что ты даже не уверен, заблуждаются ли они, ведь чужая

душа - потёмки;

в-шестых в том, что предаваться чрезмерной досаде и негодованию -

значит забыть о мимолётности человеческой жизни;

в-седьмых в том, что не поступки людей в тягость нам, а наши

убеждения;

в-восьмых в том, что последствия гнева и огорчения более тягостны,

нежели то, что вызывает гнев и огорчение;

в-девятых в том, что благожелательность есть нечто неодолимое.

Джон Локк. "Опыт о человеческом разумении".

1690 г.

Посвящение. (графу Пемброку).

Письмо к читателю. Определенной идеей можно справедливо назвать такую,

которая, находясь в данное время объективно в уме и тем самым определенная

тас, соединена и неизменно связывается с некоторым названием или

членораздельным звуком, котрый должен быть устойчивым знаком этого самого

объекта ума, или определенной идеи. Термин "определенный" в приложении его

к простой идее - простое представление, которое ум имеет в совем поле

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.