Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






зрения или воспринимает в себе, когда говорят, что эта идея находится в

нем. В приложении к сложной идее - идея, состаящая из определенного числа

известных простых или менее сложных идей, соединенных в таком

взаимоотношении и расположении, которое ум имеет перед собой и видит в

себе, когда эта идея присутствует в нем или должна была присутствовать в

нем, если кто произносит название этой идеи.

Книга первая. Цель исследование происхождения, достоверности и объема

человеческого познания вместе с основаниями и степенями веры, мнения и

согласия.

Метод:

1) Исследование происхождения тех идей, которые человек замечает и

сознает наличествующими в своей душе, а затем те пути, через которые разум

получает их.

2) Показать, к какому познанию приходит разум через эти идеи.

3) Исследование природы и основания веры или мнения.

Наша задача знать не все, а только то, что важно для нашего поведения.

Указать путь, которым мы приходим ко всякому знанию, достаточно для

доказательства того, что оно не врождено. Общее согласие не может доказать

врожденности. Положения "Что есть, то есть" и "Невозможно, чтобы одна и та

же вещь была и не была" - не пользуются всеобщим признанием. Эти положения

не запечатлены в душе от природы, ибо они неизвестны детям, идиотам и

другим людям. Чувства сперва вводят единичные вещи и заполняют ими еще

пустое место и по мере того, как разум постепенно осваивается с некоторыми

из них, они помещаются в памяти и получают имена. То обстоятельство, что

иногда не знают этих максим, пока их не сообщают, доказывает, что они не

врождены. Нет врожденных практических принципов. Нравственные правила

нуждаются в доказательстве.

Книга вторая. Идея есть объект мышления. Все идеи приходят от ощущения

или рефлексии. Объекты ощущений - один источник идей, деятельность нашего

кма - другой. Умприобретает идеи, когда начинает воспринимать. Одни идеи

простые, а другие - сложные Простые идеи душа не может ни создавать, ни

разрушать их. Простые идеи: 1) входящие в душу при посредстве одного только

чквства, 2) нескольких чувств, 3) при посредстве рефлексии, 4) всеми видами

ощущения и рефлексии. Качества: 1) первичные - совершенно неотделимы от

тела (плотность протяженность, форма, подвижность), 2) вторичные - на деле

не играют никакой роли в самих вещах. Идеи, вызываемые первичными

качествами, сходны с ними, вторичными - нет.

Идеи рефлексии: 1) восприятие, 2) удержание (память), 3) разделение.

Сложные идеи ум образует из простых идей. Они образованы произвольно. Они

есть 1) модусы, 2) субстанции, 3) отношения. Асссоциация идей - когда

непроизвольно при наличии одной идеи возникает другая, и они не соединены в

действительности.

Книга третья. Люди способны произносить членораздельные звуки. Люди

способны делать звуки знаками врожденных идей. Люди способны делать эти

звуки общими знаками. Слова - чувственные знаки, необходимые для общения..

Слова - чувственные знаки идей того человека, который ими пользуется.

Значение слов совершенно произвольно. Слова от частого употребления легко

вызывают идеи. Часто употребляются без значения. Наибольшая часть слов,

составляющих все языки - общие термины. Общее и всеобщее - создания разума.

Сущности: 1) реальные - благодаря им вещь есть то, что она есть,

внутреннее строение, 2) номинальная (родо-видовая). Определение - указание

на значение одного слова при помощи нескольких других несинонимических

терминов. злоупотребления языком.

Книга четвертая. Наше познание касается наших идей. Познание есть

восприятие соответствия или несоответствия двух идей. 1) Тождество и

различие, 2) отношение, 3) совместное существование (необходимая связь), 4)

реальное существование. Познание актуальное и приобретенное. Степени

познания: 1) интуитивное, 2) демонстративное. Для реальности познания не

требуется существования. Истина = верное соединение или разъединение

знаков, то есть идей или слов. Несомненные положения самочевидны. Предмет

веры - вещи, не противные разуму и сообщенные откровением. Разделение наук:

1) физика, 2) практика, 3) семиотика.

Г.Гегель “Энциклопедия философских наук” (Логика).

ВВЕДЕНИЕ ((1-18.

Ф. как и религия имеет своим предметом истину, а также область

конечного - природу и человеческий дух, и их отношение друг к другу. Ф.

содержит в себе требование показать необходимость своего содержания и

доказать бытие и определение своих предметов. Чел.сознание выступает

сначала не в форме мысли, но как чувство, созерцание, представление (см.

соотв. разделы “Феноменологии духа”). Для Ф. требуется размышление,

превращающее чувства, представления и.т.п. в мысли. Содержание Ф. -

действительность. Сознание этого содержания - опыт. Опыт - исходный пункт

Ф., возбуждённое опытом мышление поднимается выше чувственности и рассудка

в чистую стихию всеобщности, ставя себя в отрицательное отношение к

исходному пункту - опыту, но затем мышление возвращается к опыту,

развиваясь теперь не только в себе, но уже и из самого себя. Показать

подобное закономерное развитие Ф. можно как на примере истории Ф., так и на

развитии самой Ф., распадающейся на след. части:

1.Логика - наука об идее в себе и для себя

2.Ф.природы как наука об идее в её инобытии.

3.Ф. духа как идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия.

НАУКА ЛОГИКИ

Предварительное понятие. ((19-83.

Логика есть наука о чистой идее, то есть об идее в абстрактной стихии

мышления. Мышление есть одна из духовных деятельностей наряду с другими -

чувством, созерцанием, фантазией, желанием... Продукт мышления есть

всеобщее, абстрактное. Мышление как субъект есть мыслящее существо, “я”.

Поскольку мышление - всегда мышление о чём-либо, постольку всеобщее как его

продукт обладает значением существенного, внутреннего, истинного. Благодаря

мышлению кое-что изменяется в первоначальных данных чувств и представлений,

след. истинная природа предмета осознаётся лишь посредством некоторого

изменения. Истинная природа предметов в мышлении осознаётся лишь в той

мере, в какой мышление есть моя деятельность, поэтому истинная природа есть

порождение моего духа как мыслящего субъекта, порождение моей свободы.

Поэтому логика совпадает с метафизикой - наукой о вещах, постигаемых в

мыслях, за которыми признаётся, что они выражают существенное в вещах. Осн.

проблема: как мышление может выражать объективную истину (если определения

мышления конечны и только субъективны)? Рассмотрим до сих пор существующие

в истории Ф. три точки зрения.

Первое отношение мысли к объективности. Метафизика. ((26-36.

Это наивный образ мышления, содержащий веру, что посредством

размышления познаётся истина, то есть то, что объекты суть поистине. Это

вся докантовская Ф., как минувшее, и обыденное представление, как

существующее по сей день. Полагается, что можно достигнуть познания

абсолютного путём приписывания ему предикатов. (Бог обладает наличным

бытием. Душа проста. и.т.п.) Подобный способ не способен исчерпать полноту

абсолютных предметов. Эта метафизика сделалась догматизмом, так как

утверждала, что из двух противоположных утверждений одно обязательно

является ложным. (Борьба разума состоит в том, чтобы преодолеть то, что

фиксировано рассудком). Части этой метафизики: онтология, рациональная

психология, космология, рациональная теология.

Второе отношение мысли к объективности.

Эмпиризм. ((37-39.

Эмпиризм вместо того, чтобы искать истинное в своих мыслях, хочет

черпать его из опыта(Юм и.т.п.). Причина его появления - потребность

предыдущей метафизики в конкретном содержании и прочной опоре. Эмпиризм

возводит содержание восприятия и чувства в форму всеобщих законов. Никакая

связь, кроме той, которую можно доказать в явлении, не может считаться

оправданной. Эмпир. наблюдение даёт нам многочисленные восприятия, но

всеобщность есть совсем иное, нежели множество, эмпир. наблюдение не

показывает необходимости связи представлений.

Критическая Ф. ((40-60.

Считает опыт единственной почвой познания, но признаёт за ним право не

на истину, а лишь на познание явлений. Исх. её пункт - разграничение

чувственного материала и всеобщего отношения.(Кант). Всеобщность и

необходимость мы преднаходим до опыта. Формы априорного получаются путём

систематизации, которая зиждется лишь на психологически-исторических

основах. Основанием понятий рассудка является изначальное тождество “я” в

мышлении (трансцендентальное единство самосознания). “Я” относит к себе

многообразие ощущений и объединяет его в себе как в одном сознании.

Определённые виды этого отношения суть чистые понятия рассудка, категории.

Именно посредством категорий простое восприятие возводится в объективность,

в опыт, но категории не способны быть определениями абсолютного, так как

оно не дано в восприятии, поэтому рассудок посредством категорий не в

состоянии постигать вещи в себе. Но появляется потребность познать эту вещь

в себе, для чего разум не располагает ничем, кроме категорий, поэтому он

выходит за свои пределы (становится трансцендентным). Конечный вывод

гласит, что разум даёт только формальное единство для систематизирования

опыта, он не может дать доктрину бесконечного, но лишь критику познания.

Практический разум понимается Кантом как мыслящая воля, дающая императивные

законы, т.е. что должно делать. Практическая свобода для Канта может быть

доказана опытом, обнаружена в явлении самосознания. Возражения ещё у Юма:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.