Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






Для уяснения разъединенности аполлонического и дионисического начал

Ницше предлагает представить их себе на примере художественных миров

сновидения и опьянения. Сон есть прекрасная иллюзия, смешанная с ощущением

ее жизненной действительности. Причем даже ужасный сон всегда может быть

осознан как всего лишь сон, с возвращением от ужаса к наслаждению образами.

Вот эта «радостная необходимость сонных видений», - говорит Ницше, - «...

выражена греками в их Аполлоне». Аполлон предстает как бог, вещающий

истину, творящий образы, как излечивающий от недугов. Но одновременно и как

бог непозволяющий отождествлять иллюзии с действительностью, поэтому в нем

необходимо присутствует «полное чувство меры, самоограничения, свобода от

диких порывов, мудрый покой бога - творца образов». Аполлона можно назвать

«великолепным божественным образом principii individuationis, в жестах и

взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость «иллюзии»,

вместе со всей ее красотой».

Через опьянение, через сомнение и через ужас пред лицом мира, перед

осознанием своего собственного незнания, что он есть такое, смешанного с

блаженным восторгом, охватывающим человека при разрушении, размывании его

индивидуального существа, предлагает Ницше понять феномен дионисийства.

Перед внушающим ужас богом, под воздействием его чар «не только смыкается

союз человека с человеком: сама отчужденная, враждебная или порабощенная

природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном -

человеком» Человек, если рассматривать вопрос в плане художественного

произведения, под чарами Диониса не художник, но сам есть художественное

произведение, творение. Тем самым, осознавая разрушение своего личного,

обособляющего начала, он достигает освобождения.

Однако, важным для Ницше представляется и то, что именно у греков

сама природа получает свое художественное выражение: человек обнаруживает

себя либо в мире сонных грез, пренебрегающим его индивидуальными

достоинствами, либо в действительности опьянения, которая «стремится

уничтожить индивида и освободить его мистическим ощущением единства». Таким

образом и Аполлон, и Дионис нерасторжимо связаны в едином художественном

восприятии: Дионис как открывающий человеку глаза и внушающий ужас и

Аполлон, дающий человеку возможность увидеть его собственное состояние в

символическом подобии сновидения. Это перемирие Аполлона и Диониса и

создает собственно художественный феномен, возникающий у греков, ибо именно

у них «впервые природа достигает своего художественного восторга,

впервые у них разрушение

principii individuationis становится художественным феноменом».

Дионис оказывается условием Аполлона, ибо всегда даже в «высшей

радости раздается крик ужаса или тоскливой жалобы о невознаградимой утрате»

и эта радость невозможна без него. Но и дионисическое не может не погибнуть

без Аполлона, спасающего человека иллюзией красоты, пантеоном олимпийских

богов радости. И как представителя выраженной радости в греческой культуре

Ницше показывает нам великого Гомера, «наивного» художника, чья

возвышенность и «наивность» может быть понята лишь как «совершенная победа

аполлонической иллюзии: это иллюзия, которой так часто пользуется природа

для достижения своих целей. Действительная цель прячется за образом химеры,

мы простираем руки к этой последней, а природа своим обманом достигает

первой».

2.2.Феномен греческой трагедии.

Заявив своим постулатом отграниченные и, в то же время,

взаимозависимые стремления греческого духа, Ницше ставит вопрос о

происхождении трагедии и решает его на основании предшествующего анализа.

Причем, утверждает Ницше, «проблема этого происхождения ни разу не была

даже серьезна поставлена, не говоря вовсе о ее разрешении». Поскольку Ницше

принимает предание, гласящее, что трагедия возникла из трагического хора,

постольку он должен обращаться в своем разбирательстве к феномену хора.

Ницше утверждает, опираясь на Шиллера, хор как некую «идеальную»

почву, которая позволяла трагедии быть избавленной от копирования

действительности. В греческой трагедии развертывается дионисическая

мистерия, обретающая художественный смысл. Осознавший ужас бытия человек

склонен к отрицанию воли к жизни, и тут появляется искусство, способное

«обратить эти вызывающие отвращение мысли об ужасе и нелепости

существования в представления, с которыми еще можно жить: таковы

представления о возвышенном как художественном преодолении ужасного и о

комическом как художественном освобождении от отвращения, вызываемого

нелепым». Именно из первоначального феномена хора и возникает трагедия как

соединение музыки и пластического представления на сцене, которое есть

объективация дионисического состояния. Она, будучи, с одной стороны,

выражением эпической природы как сновидение, с другой стороны, есть

размывание человеческой индивидуальности, ее растворение в бытии. «Сцена

совместно с происходящим на ней действом в сущности и первоначально была

задумана как видение и ... единственной «реальностью» является именно

хор... то есть первоначально трагедия есть только «хор», а не «драма».

Позднее делается опыт явить бога в его реальности и представить образ

видения ... тем самым возникает «драма» в более узком смысле». Таким

представляется Ницше феномен аттической трагедии, которая в своем развитии

довольно скоро пришла к отрицанию самой себя, ибо «слово, что любимцы богов

умирают рано, имеет силу для всех вещей; но также несомненно и то, что

после этого они вместе с богами живут вечно».

«Греческая трагедия испытала другой конец, чем более древние родственные ей

виды искусства: она покончила самоубийством вследствие неразрешимого

конфликта, - следовательно трагически». Олицетворением же ее самоубийства

предстает перед нами Еврипид как «агония трагедии». Эсхил, подаривший

грекам «Прометея», и Софокл с его «Эдипом в Колоне» присутствуют в

ницшевском осмыслении как выразители подлинного существа трагедии. Хотя уже

у Софокла, в отличие от Эсхила, у которого пластические образы были

телесным воплощением музыки хора, сказывается «неуверенность по отношению к

хору - важный признак того, что уже у него дионисическая почва трагедии

начинает давать трещины... Он настолько ограничивает его область, что хор

теперь является почти координированным с актерами», чем «его сущность

окончательно разрушена... Этот сдвиг в положении хора ... есть первый шаг к

уничтожению хора, фазы которого у Еврипида, Агафона и в новейшей комедии

следовали друг за другом с ужасающей быстротой».

Разложение трагедии имеет своей причиной потерю органически присущего

ей места в дионисическом начале греческого духа. Так как погибает сама

дионисическая истина, то вместе с ней исчезает и миф как символика ее

познаний, и трагедия, в которой она выражается в символике мифа. Именно в

трагедии старый миф, охваченный гением дионисической музыки, «раскрывает

свое глубочайшее содержание, находит свою выразительнейшую форму». Еврипид

положил конец феномену аттической трагедии и неразделимому с ней мифу,

выведя на сцену человека, живущего повседневной жизнью, выведя на сцену

зрителя, который мог теперь увидеть себя на ней и радоваться тому, что он

умеет так красиво говорить. «Еврипид стал в известном смысле учителем хора,

но только на этот раз приходилось обучать хор зрителей».

Что могло послужить причиной гибели Великого Пана, гибелью поэзии,

музыки и трагедии? Как смог Еврипид перестроить основания трагедии на

недионисической почве? Ницше связывает эту проблему не столько с Еврипидом,

в конце жизни отрекающегося от своего детища, сколько с демоническим

началом, говорящим через него, воплощенным в Сократе, в котором мы узнаем

«противника Диониса, нового Орфея, восстающего против Диониса...

обращающего в бегство самого могущественного бога». Сократ оказывается у

Ницше представителем нового начала, нового типа теоретического человека.

Этот «теоретический» человек, опутывающий мир сетью силлогизмов в

противоборстве с внушающим ужас Дионисом, и есть гибель как дионисического,

так и аполлонического начал в силу их неразрывного единства. В трагедии

теперь, у говорящего сквозь Еврипида Сократа «средствами возбуждения служат

холодные парадоксальные мысли - вместо аполлонических созерцаний - и

пламенные аффекты - вместо дионисических восторгов... мысли и аффекты, в

высшей степени реалистично подделанные, а не погруженные в эфир искусства».

Именно с Сократом связывает Ницше и появление нового типа культуры -

александрийского, преобладающего до сих пор - только с преодолением

которого может быть возвращена утраченная мощь дионисической музыки и,

вместе с ней, феномен трагедии. В завершающей «Рождение трагедии» части

Ницше, разделяя три типа культур (сократическую как александрийскую,

художественную как эллинскую и трагическую как буддийскую), говорит о

возможном возрождении гармонии и красоты через отказ от культуры

александрийского типа путем осознания ее пределов и ее губительного

влияния, путем обращения к эстетическому созерцанию действительности.

Основанием для подобного рода вывода представляется ведущая интенция Ницше

считать искусство высшей задачей жизни и единственным оправданием человека,

ибо «только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности».

Руссо.

Обществом правит Суверен, это политический организм, коллективное

существо, образуется он из частных лиц, поэтому может именоваться «условной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.