Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






сам себя. Даже в “бескорыстных” поступках есть мысль о собственной личной

пользе. Отдельный человек называет добрыми поступками те дела других людей,

которые полезны для него; в мнении общества добром признаётся польза

общества; все люди называют добром то, что полезно для человека вообще. Но

часто интересы людей не совпадают. Общечеловеческий интерес стоит выше

интереса отдельной нации. Геометрические аксиомы применяются к общественным

вопросам.

Добро есть польза! Это прочный источник долговременного наслаждения.

Разница между добром и пользой чисто количественная - добро есть большая

польза. Польза измеряется соответствием добра интересам большинства.

Человек должен делать над собой усилие, чтобы напрвлять свои интересы в

сторону общих интересов. Для этого следует изменять обстоятельства жизни

человека, окружающую среду, тогда изменятся ощущения и мышление. Человек

целиком зависит от обстоятельств, от среды обитания.

Н.Бердяев. “Смысл творчества”.

(Опыт оправдания человека) 1916 (14?)

ВВЕДЕНИЕ.

Дух человека в плену. Плен - “мир”.

Человечество находится в состоянии разобщённости и вражды. Изначальный

грех человека - рабство. Творческий акт - это освобождение и преодоление.

Творчество - это выход, победа, переживание силы. Наступает время жизни

человечества, когда оно должно помочь само себе. Это время свободы в духе,

жизни в божественной любви. Религиозное сознание по существу антиномично:

мир божественен и не божественен. Эта антиномичность снимается в глубине

религиозной жизни. Бог имманентем человеческому духу, а мир трансценедентен

ему. Следовательно, необходимо имманентное изживание зла. Необходимо

изживание антиномий, а не их ложное устранение. Через дуализм следует

прийти к монизму.

Динамическая интроспекция религиозного опыта. Это рождени человека в

Боге и Бога в человеке. Царственное чувствование человека - это религиозное

сознание Антропоса как божественного лика. Оправдание человека -

антроподицея. Нужно постигнуть всё как мистерию духа.

Глава I. ФИЛОСОФИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ АКТ.

Место новой философии - наука или наукообразность. Но и схоластика

была научной для своего времени. Апологетический принцип - принцип

господства школьности.

Философия ни в каком смысле не есть наука и не должна быть наукой.

Научность - критерий и свойство только самой науки. Наука и научность -

разные вещи. Научность - перенесение критериев науки на другие области

духовной жизни, ей чуждые. Научность (не наука) - рабство духа у низших

сфер бытия, неустанное и повсеместное сознание власти, необходимости,

зависимости от мировой тяжести. Наука - реакция самосохранения человека,

потерянного в тёмном лесу мировой жизни. Наука есть познание необходимости

через приспособление к мировой данности. Наука есть послушание

необходимости (по сути ветхозаветное, связанное с грехом мышление). Наука

открывает не Истину, а истины.

Философия - общая ориентировка к совокупности бытия. Это познание

свободы и познание из свободы. Подчинение философии науке есть подчинение

свободы необходимости. Философия есть творчество, а не приспособление,

послушание. Философия есть искусство познания в свободе через творчество

идей, противящихся мировой данности и необходимости, проникающих в

запредельную сущность мира. Философия - расточительность, а не философия

мышления, это постижение смысла мира. Основное предположение всякой

подлинной философии - предположение о существовании смысла и постижимости

смысла. История философии двойственна и полна глубокого драматизма

познавательной жажды. История философии - история самосознания чел.духа на

совокупность бытия. В субъективности всегда есть своя общеобязательность.

Философия как искусство соборнее, чем философия как наука.

Проблема общеобязательности - не логическая проблема, это проблема

духовного общения, проблема соборности, соборного духа. В философском

познании рвётся к свободе творческая интуиция (которая не есть произвол).

Дискурсивное мышление - серединность, дурная бесконечность. Интуиция -

симпатическое вживание, вникновение в мир. Философия не верит, что мир

таков, каким нам по необходимости навязан.

Наша эпоха - обстрение и кризис сознания во всех сферах. Кризис

объективированной философии. Философия не трубует и не допускает никакого

научного, логического основания и оправдания. Прагматизм - симптом кризиса

научной философии. Бергсон - прорыв в творческую философию, но его

останавливает биологизм. Философия будущего: творческая, преображающая и

преодолевающая природа познания.

Познание - рассвет и расцвет самого бытия. Философское познание - в

самом бытии. Истина есть осмысливание и освобождение бытия, она

предполагает творческий акт познающего в бытии. Истина есть смысл и не

может отрицать смысла. Отрицать смысл в мире, значит отрицать истину,

признавать лишь тьму. Истина делает нас свободными. Отрицать свободу знаний

- отрицать истину. Истина предполагает Логос.

Философия расслаблена болезнью рефлексии и раздвоения (гамлетизм).

Творческая философия - догматическая, цельная, рискнувшая сделать выбор.

Подлинное философское познание есть приращение сомнения над тем, кого

избрал и полюбил. Пафос философии - эротический пафос, брачная тайна

познания. Философское познание как творческий акт есть брак по любви.

Требование доказательства исходит из необходимости. Доказательство

стоит на пути познания истины как препятствие. В философии самое истинное,

наиболее творчески прорывающееся через необходимость к свободе, через

бессмыслицу к смыслу, - наименее доказанное. Истина показывается и

формируется, а не доказывается и обосновывается. Дорога философии - найти

наиболее совершенную формулировку истины, увиденной в интуиции и

синтезировать формулы. Убеждает и заражает в философии совершенство формул,

их острота и ясность, исходящий от них свет, а не доказательства и выводы.

Философия предполагает высшую степень духовного общения на почве

начальных интуиций, а не серединных доказательств дискурсивной мысли.

Последним критерием истинности философской интуиции может быть лишь

вселенский соборный дух. Философское познание проистекает в

антропологической среде. Человек предшествует философии, он - предпосылка

всякого философского познания. Гегель - предельная точка философии. Дальше

- крах. Человек восстаёт против философии. Только тот Логос не истребляет

человека, который есть Абсолютный человек. Только в христологическом

(Христос - Логос) сознании Человек спасён и утверждён. Путь освобождения от

релятивизма - путь абсолютизации человека. Тогда философия будет понята

как творческая познавательная мощь человека, возвышающаяся над миром.

Творческая философия - антропологическая философия, предполагающая

творящего и его цель. Сознательный и абсолютный антропологизм. Философия

есть самосознание человеком его царственной и творческой роли в космосе.

Цель философии - не создание системы, а творческий познавательный акт в

мире. Философия автономна, мир постижим лишь мифологически, философия - это

согласие подвергнуть себя опасности в познании.

Глава II. ЧЕЛОВЕК. МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ.

Само сознание человека ка цкнтра мира, в себе таящее загадку мира и

возвышающееся над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без

которой нельзя дерзать философствовать. Человек космичен по своей проде,

центр бытия. Человек - малая вселенная, микрокосм - вот основная истина

познания человека и основная истина, предполагающая саму возможность

познания. В человеке есть весь состав вселенной. Человек в мире и над

миром, философия есть внутреннее познание мира через человека. В человеке

открывается абсолютное бытие, человек - точка пересечения двух миров.

Внешнее самосознание человека необъяснимо из внешнего мира и остаётся

тайной для этого мира. Человек глубже и первичнее своего психологического и

биологического. Человек по существу своему есть уже разрыв в природном

мире, он не вмещается в нём. Наука познаёт человека лишь как часть

природного мира. Философская антропология не зависит от антропологии

научной.

Христос - абсолютный человек. Человек - микрокосм, ответственен за

весь строй природы. Омертвление природы - следствие грехопадения человека.

Человек растворён в царстве природной необходимости, но должен отречься от

соблазна мира сего, чтобы вернуть себе царственное положение в мире,

расколдовать и оживить природу. Всечеловек неотделим от космоса и его

судьбы. Это возможно лишь через явление в мир Абсолютного человека.

ПервоАдам (( Новый Адам (( возрождение через Христа (( Творец.

Бесконечный дух человека претендует на абсолютный сверхприродный

антропоцентризм, он осознаёт себя замкнутым центром не замкнутой планетной

системы, а всего бытия, всех типов бытия, всех миров. Природность и

сверхприродность человека в мире сём, но не от мира сего.

Человек - точка пересечения всех планов бытия, основанная лишь на

откровении о Христе. Мировой факт явления Христа - основной факт

антропологии. Через Христа человек делается причастным природе Святой

Троицы, ибо вторая ипостась Святой Троицы - Абсолютный человек. Человек -

посредник между Богом и космосом. Задача религиозного сознания человечества

- раскрытие христологического сознания человека. Ницше - предтеча новой

религиозной антропологии. (и Достоевский). Проблема человеческого конца.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.