сам себя. Даже в “бескорыстных” поступках есть мысль о собственной личной
пользе. Отдельный человек называет добрыми поступками те дела других людей,
которые полезны для него; в мнении общества добром признаётся польза
общества; все люди называют добром то, что полезно для человека вообще. Но
часто интересы людей не совпадают. Общечеловеческий интерес стоит выше
интереса отдельной нации. Геометрические аксиомы применяются к общественным
вопросам.
Добро есть польза! Это прочный источник долговременного наслаждения.
Разница между добром и пользой чисто количественная - добро есть большая
польза. Польза измеряется соответствием добра интересам большинства.
Человек должен делать над собой усилие, чтобы напрвлять свои интересы в
сторону общих интересов. Для этого следует изменять обстоятельства жизни
человека, окружающую среду, тогда изменятся ощущения и мышление. Человек
целиком зависит от обстоятельств, от среды обитания.
Н.Бердяев. “Смысл творчества”.
(Опыт оправдания человека) 1916 (14?)
ВВЕДЕНИЕ.
Дух человека в плену. Плен - “мир”.
Человечество находится в состоянии разобщённости и вражды. Изначальный
грех человека - рабство. Творческий акт - это освобождение и преодоление.
Творчество - это выход, победа, переживание силы. Наступает время жизни
человечества, когда оно должно помочь само себе. Это время свободы в духе,
жизни в божественной любви. Религиозное сознание по существу антиномично:
мир божественен и не божественен. Эта антиномичность снимается в глубине
религиозной жизни. Бог имманентем человеческому духу, а мир трансценедентен
ему. Следовательно, необходимо имманентное изживание зла. Необходимо
изживание антиномий, а не их ложное устранение. Через дуализм следует
прийти к монизму.
Динамическая интроспекция религиозного опыта. Это рождени человека в
Боге и Бога в человеке. Царственное чувствование человека - это религиозное
сознание Антропоса как божественного лика. Оправдание человека -
антроподицея. Нужно постигнуть всё как мистерию духа.
Глава I. ФИЛОСОФИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ АКТ.
Место новой философии - наука или наукообразность. Но и схоластика
была научной для своего времени. Апологетический принцип - принцип
господства школьности.
Философия ни в каком смысле не есть наука и не должна быть наукой.
Научность - критерий и свойство только самой науки. Наука и научность -
разные вещи. Научность - перенесение критериев науки на другие области
духовной жизни, ей чуждые. Научность (не наука) - рабство духа у низших
сфер бытия, неустанное и повсеместное сознание власти, необходимости,
зависимости от мировой тяжести. Наука - реакция самосохранения человека,
потерянного в тёмном лесу мировой жизни. Наука есть познание необходимости
через приспособление к мировой данности. Наука есть послушание
необходимости (по сути ветхозаветное, связанное с грехом мышление). Наука
открывает не Истину, а истины.
Философия - общая ориентировка к совокупности бытия. Это познание
свободы и познание из свободы. Подчинение философии науке есть подчинение
свободы необходимости. Философия есть творчество, а не приспособление,
послушание. Философия есть искусство познания в свободе через творчество
идей, противящихся мировой данности и необходимости, проникающих в
запредельную сущность мира. Философия - расточительность, а не философия
мышления, это постижение смысла мира. Основное предположение всякой
подлинной философии - предположение о существовании смысла и постижимости
смысла. История философии двойственна и полна глубокого драматизма
познавательной жажды. История философии - история самосознания чел.духа на
совокупность бытия. В субъективности всегда есть своя общеобязательность.
Философия как искусство соборнее, чем философия как наука.
Проблема общеобязательности - не логическая проблема, это проблема
духовного общения, проблема соборности, соборного духа. В философском
познании рвётся к свободе творческая интуиция (которая не есть произвол).
Дискурсивное мышление - серединность, дурная бесконечность. Интуиция -
симпатическое вживание, вникновение в мир. Философия не верит, что мир
таков, каким нам по необходимости навязан.
Наша эпоха - обстрение и кризис сознания во всех сферах. Кризис
объективированной философии. Философия не трубует и не допускает никакого
научного, логического основания и оправдания. Прагматизм - симптом кризиса
научной философии. Бергсон - прорыв в творческую философию, но его
останавливает биологизм. Философия будущего: творческая, преображающая и
преодолевающая природа познания.
Познание - рассвет и расцвет самого бытия. Философское познание - в
самом бытии. Истина есть осмысливание и освобождение бытия, она
предполагает творческий акт познающего в бытии. Истина есть смысл и не
может отрицать смысла. Отрицать смысл в мире, значит отрицать истину,
признавать лишь тьму. Истина делает нас свободными. Отрицать свободу знаний
- отрицать истину. Истина предполагает Логос.
Философия расслаблена болезнью рефлексии и раздвоения (гамлетизм).
Творческая философия - догматическая, цельная, рискнувшая сделать выбор.
Подлинное философское познание есть приращение сомнения над тем, кого
избрал и полюбил. Пафос философии - эротический пафос, брачная тайна
познания. Философское познание как творческий акт есть брак по любви.
Требование доказательства исходит из необходимости. Доказательство
стоит на пути познания истины как препятствие. В философии самое истинное,
наиболее творчески прорывающееся через необходимость к свободе, через
бессмыслицу к смыслу, - наименее доказанное. Истина показывается и
формируется, а не доказывается и обосновывается. Дорога философии - найти
наиболее совершенную формулировку истины, увиденной в интуиции и
синтезировать формулы. Убеждает и заражает в философии совершенство формул,
их острота и ясность, исходящий от них свет, а не доказательства и выводы.
Философия предполагает высшую степень духовного общения на почве
начальных интуиций, а не серединных доказательств дискурсивной мысли.
Последним критерием истинности философской интуиции может быть лишь
вселенский соборный дух. Философское познание проистекает в
антропологической среде. Человек предшествует философии, он - предпосылка
всякого философского познания. Гегель - предельная точка философии. Дальше
- крах. Человек восстаёт против философии. Только тот Логос не истребляет
человека, который есть Абсолютный человек. Только в христологическом
(Христос - Логос) сознании Человек спасён и утверждён. Путь освобождения от
релятивизма - путь абсолютизации человека. Тогда философия будет понята
как творческая познавательная мощь человека, возвышающаяся над миром.
Творческая философия - антропологическая философия, предполагающая
творящего и его цель. Сознательный и абсолютный антропологизм. Философия
есть самосознание человеком его царственной и творческой роли в космосе.
Цель философии - не создание системы, а творческий познавательный акт в
мире. Философия автономна, мир постижим лишь мифологически, философия - это
согласие подвергнуть себя опасности в познании.
Глава II. ЧЕЛОВЕК. МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ.
Само сознание человека ка цкнтра мира, в себе таящее загадку мира и
возвышающееся над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без
которой нельзя дерзать философствовать. Человек космичен по своей проде,
центр бытия. Человек - малая вселенная, микрокосм - вот основная истина
познания человека и основная истина, предполагающая саму возможность
познания. В человеке есть весь состав вселенной. Человек в мире и над
миром, философия есть внутреннее познание мира через человека. В человеке
открывается абсолютное бытие, человек - точка пересечения двух миров.
Внешнее самосознание человека необъяснимо из внешнего мира и остаётся
тайной для этого мира. Человек глубже и первичнее своего психологического и
биологического. Человек по существу своему есть уже разрыв в природном
мире, он не вмещается в нём. Наука познаёт человека лишь как часть
природного мира. Философская антропология не зависит от антропологии
научной.
Христос - абсолютный человек. Человек - микрокосм, ответственен за
весь строй природы. Омертвление природы - следствие грехопадения человека.
Человек растворён в царстве природной необходимости, но должен отречься от
соблазна мира сего, чтобы вернуть себе царственное положение в мире,
расколдовать и оживить природу. Всечеловек неотделим от космоса и его
судьбы. Это возможно лишь через явление в мир Абсолютного человека.
ПервоАдам (( Новый Адам (( возрождение через Христа (( Творец.
Бесконечный дух человека претендует на абсолютный сверхприродный
антропоцентризм, он осознаёт себя замкнутым центром не замкнутой планетной
системы, а всего бытия, всех типов бытия, всех миров. Природность и
сверхприродность человека в мире сём, но не от мира сего.
Человек - точка пересечения всех планов бытия, основанная лишь на
откровении о Христе. Мировой факт явления Христа - основной факт
антропологии. Через Христа человек делается причастным природе Святой
Троицы, ибо вторая ипостась Святой Троицы - Абсолютный человек. Человек -
посредник между Богом и космосом. Задача религиозного сознания человечества
- раскрытие христологического сознания человека. Ницше - предтеча новой
религиозной антропологии. (и Достоевский). Проблема человеческого конца.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73