Канун антропологического откровения. Антропологический религиозный поворот
в мире есть поворот в космосе от природной необходимости к человеческой
свободе.
Глава III. ТВОРЧЕСТВО И ИСКУПЛЕНИЕ.
Новозаветная евангельская правда - абсолютная новоспасающая правда. Но
в Евангелии нет ни одно слова о творчестве и пустыми софизмами его оттуда
не вывести. Священный авторитет умолчания Евангелия о творчестве: если бы
пути были оправданы и указаны в сященном писании, то творчество было бы
послушанием, то есть не было бы творчеством. Бог ждёт от человека
антропологического откровения, творчества, жертв от человека во имя
богоподобной свободы его пути творчества и оправдания творчества. Человек
перерождается в новую тварь через космическую мистерию искупления.
Творчество - дело богоподобной свободы человека, раскрытие в нём творца.
В творчестве миру раскрывается божественное в человеке, сила
свободного почина самого человека, а не сверху. Творчество создаёт иной
мир, продолжает дело творения. В мире ещё не было религиозной эпохи
творчества. Подобно тому как языческие кровавые жертвоприношения лишь
предваряли подлинное мировое искупление через Голгофскую жертву Христа, но
самого искупления не достигали, так и творческие усилия человека,
создавшего ценности культуры, до сих пор лишь предваряли подлинную
религиозную эпоху творчества, которое осуществляет иное бытие.
Религиозный смысл жизни и бытия не исчерпывается искуплением греха, но
имеет и положительные задачи. Вечная, творческая полнота бытия, которая по-
видимости не достижима в моменте зачинающегося искупления, когда Бог всё
ещё трансцендентен человеку, достижима в другом моменте религиозной жизни,
по ту сторону искупления, когда Бог уже имманентен человеку.
Творчество не допускается и оправдывается религией, а само есть
религия. Творчеством должна оправдываться жизнь.
Глава IV. ТВОРЧЕСТВО И ГНОСЕОЛОГИЯ.
Творческий акт непосредственно пребывает в бытии, через него бытие
самораскрывается. Критическая философия лишь рассматривает закон (норму),
по которой должна жить греховная природа. Это закон, а не искупление.
Классическое творчество нормировано - это болезнь возведения в норму.
Творчество болезненно и трагично в существе своём. Цель творческого порыва
- достижение иной жизни.
Искусство - теургия.
Философия - теософия.
Общественность - теократия.
Кризис культуры (против критической гносеологии). Творчество
бытийственно и поэтому оно вне гносеологического суда. Мы стоим перед
проблемой христианского бытия, а не христианской культуры, перед проблемой
претворения культуры в бытие, наук и искусств в новую жизнь, в новое небо и
новую землю.
Глава V. ТВОРЧЕСТВО И БЫТИЕ.
Бытие мира - тварное, сотворённое и творимое бытие, носящее печать
творческого акта. Творчество - творчество из ничего. Во всяком творческом
акте есть абсолютная прибыль, прирост (прибыль без убыли). Моменты
творчества: творец, сотворивший тварное бытие; творчество в самом тварном
бытии. Творческий акт абсолютной прибыли бытия, прироста мощи без всякой
убыли и умаления, продолжается в самом тварном бытии, в человеке, подобном
творцу. Творческая прибыль происходит из свободы творящего. В Боге есть
страстное томление, тоска по человеку. Тайна рождения Бога в человеке есть
тайна рождения человека в Боге. Творческий акт имманентно присущ лишь лицу,
личности как свободной и самостоятельной мощи. Божье творение продолжается
в воплощении Христа - Логоса. Мир творится не только в Боге-Отце, но и в
Боге-Сыне. Мировой процесс - восьмой день творения, продолжающееся творение
совершает откровение всех тайн Божьих, творения и творчества.
Творческая эпоха должна создать новое творческое учение о человеке, о
мире и его развитии. В мире должно быть открыто творческое развитие, а не
эволюция. Для этого нужно предполагать свободу как основу всякой
необходимости и личность как основу всякого бытия. Новое познание = новое
бытие.
Тварное бытие динамично. Но лишь Бог способен создать лицо.
Онтологически существует лишь один мир - одно божественное бытие. Но падшее
бытие расколото и раздвоено.
Глава VI. ТВОРЧЕСТВО И СВОБОДА. ИНДИВИДУАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ.
Творчество неотрывно от свободы, ничем не детерминировано, есть
абсолютная прибыль. Тайна свободы - бездна. Свобода - безусловная основа
бытия, она глубже вечного бытия, положительна и содержательна.
Необходимость - результат дурно напрвленнной свободы, свободы отпадения.
Необходимость есть научная свобода, свобода вражды и распада, свобода
зхаоса и анархии. Подлинная свобода есть выражение космического (в
противоположность хаотическому) состояния вселенной, её иерархической
гармонии, внутренней соединённости всех её частей. Любовь сжигает всякую
необходимость и даёт свободу, любовь есть содержание свободы, свободы
Нового Адама, восьмого дня творения. (Христос - Освободитель).
Индивидуализм - судорога свободы старого Адама. Индивидуализм - враг
индивидуальности. Волю надо утверждать содержательно. Религиозный путь: от
личности к обществу. Последняя конечная свобода, дерзновение свободы и
бремя свободы есть добродетель религиозного совершеннолетия.
Глава VII. ТВОРЧЕСТВО И АСКЕТИЗМ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И СВЯТОСТЬ.
Аскетизм - метод, но его содержание может быть разным. Сам по себе
путь аскетика - не творческий. Творящий не от мира сего. Подлинное
творчество не может быть демоническим. Но пути покаяния неизбежны. “Мир”
должен быть побеждён творчески.
Гениальность - иной религиозный путь, равноценный и равнодостойный
пути святости. В путях творчества нет гарантии личного устроения. Следует
различать гения и гениальность, гениальность и талант. Путь святости должен
быть дополнен путём гениальности. Гениальная жизнь - монашеская жизнь в
миру.
Глава VIII. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛ. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. РОД И ЛИЧНОСТЬ.
Пол - источник бытия; половая полярность - основа творения.
Сексуальность разлита по всему телу человека. Пол - пересечение двух миров
в организме человека, точка пересечения человека с космосом, микрокосма и
макрокосма. Половые категории - не только антропологические.
Власть рода над человеком осуществляется через женщину. Если падение и
порабощение старого Адама, ветхого человека, укрепило в мире царство
природно-родового рождения через сексуальный опыт, то Новый Адам, новый
Человек, мог родиться лишь от девы, мог быть зачат лишь от Духа.
Сексуальный акт закрепляет плохую бесконечность: бесконечную силу
рождения и смерти. Пол - источник жизни и источник смерти. Только второе
рождение в духе - окончательное рождение человека. Христианство как религия
искупления отвергает и преодолевает родовую стихию и родовую необходимость.
Религиозное самосознание личности - кризис родовой жизни, начало выхода из
рода.
Глава IX. ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ. БРАК И СЕМЬЯ.
Обыденное христианство:
- подзаконные семьи
- аскетизм
- разврат
Но тайна пола раскрывается лишь в любви. Любовь - вне человеческого
рода и выходит из состояний человеческого рода, не подлежит никакому
упорядочиванию. Семья - институт благоустройства. Семья родилась из
необходимости, а не из свободы. Разврат - разединение, любовь к любви
вместо любви к лицу.
Андрогинизм. В любви должна раскрыться не тайна женственности и не
тайна мужественности, а тайна человека. Эротическая энергия - вечный
источник творчества, путь выявления красоты в мире.
Глава X. ТВОРЧЕСТВО И КРАСОТА. ИСКУССТВО И ТЕУРГИЯ.
Художественное творчество лучше всего раскрывает сущность творческого
акта. Трагедия творчества и кризис творчества и есть основная проблема,
переданная XIX веком веку XX. Языческое искусство - классическое и
имманентное. Христианское искусство - романтическое и трансцендентное.
Возрождение - столкновение языческих и христианских начал в человеческой
природе. Раннее возрождение (треченто) - мистика. Возрождение XV века
(кватроченто) - противоборство языческого и христианского. Тайна
Возрождения в том, что оно не удалось. XVI век (чиквиченто) - высокое
римское Возрождение. Творческий акт задерживается в мире искуплением и
потому становится трагическим. XIX век - реализм и романтизм. Символизм.
Подлинный путь к красоте - религиозно-творческий. Вступление в новую
мировую жизнь. Теургическое творчество - основная проблема нашей эпохи.
Теургия творит не культуру, а новое бытие. Она сверхкультурна. Теургия -
искусство, творящее новый мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее.
Проблема искусства как теургии - по преимуществу русская проблема. В
художнике-теурге осуществляется взлёт человека над природой через красоту.
Ибо красота есть высшая сила, и она мир спасёт.
Глава XI. ТВОРЧЕСТВО И МОРАЛЬ. НОВАЯ ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА.
Творческое преображение. Творчество космично, а не хаотично, поэтому
оно вне изобличения закона, всегда обращённого к ветхому хаосу. Различие
между послушанием и творчеством, которое просветлёно искуплением.
Глава XII. ТВОРЧЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ.
XIX и XX века: две крайности - социологизм и индивидуализм.
Социологизм - всегда позитивизм. Индивидуализму противоположен
универсализм, космизм. Все элементы общественности ветхи. Революция -
только внешнее, механическое разрушение закона. Революционный переход от
религиозного послушания к религиозному творчеству совершается через мировой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73