Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






Канун антропологического откровения. Антропологический религиозный поворот

в мире есть поворот в космосе от природной необходимости к человеческой

свободе.

Глава III. ТВОРЧЕСТВО И ИСКУПЛЕНИЕ.

Новозаветная евангельская правда - абсолютная новоспасающая правда. Но

в Евангелии нет ни одно слова о творчестве и пустыми софизмами его оттуда

не вывести. Священный авторитет умолчания Евангелия о творчестве: если бы

пути были оправданы и указаны в сященном писании, то творчество было бы

послушанием, то есть не было бы творчеством. Бог ждёт от человека

антропологического откровения, творчества, жертв от человека во имя

богоподобной свободы его пути творчества и оправдания творчества. Человек

перерождается в новую тварь через космическую мистерию искупления.

Творчество - дело богоподобной свободы человека, раскрытие в нём творца.

В творчестве миру раскрывается божественное в человеке, сила

свободного почина самого человека, а не сверху. Творчество создаёт иной

мир, продолжает дело творения. В мире ещё не было религиозной эпохи

творчества. Подобно тому как языческие кровавые жертвоприношения лишь

предваряли подлинное мировое искупление через Голгофскую жертву Христа, но

самого искупления не достигали, так и творческие усилия человека,

создавшего ценности культуры, до сих пор лишь предваряли подлинную

религиозную эпоху творчества, которое осуществляет иное бытие.

Религиозный смысл жизни и бытия не исчерпывается искуплением греха, но

имеет и положительные задачи. Вечная, творческая полнота бытия, которая по-

видимости не достижима в моменте зачинающегося искупления, когда Бог всё

ещё трансцендентен человеку, достижима в другом моменте религиозной жизни,

по ту сторону искупления, когда Бог уже имманентен человеку.

Творчество не допускается и оправдывается религией, а само есть

религия. Творчеством должна оправдываться жизнь.

Глава IV. ТВОРЧЕСТВО И ГНОСЕОЛОГИЯ.

Творческий акт непосредственно пребывает в бытии, через него бытие

самораскрывается. Критическая философия лишь рассматривает закон (норму),

по которой должна жить греховная природа. Это закон, а не искупление.

Классическое творчество нормировано - это болезнь возведения в норму.

Творчество болезненно и трагично в существе своём. Цель творческого порыва

- достижение иной жизни.

Искусство - теургия.

Философия - теософия.

Общественность - теократия.

Кризис культуры (против критической гносеологии). Творчество

бытийственно и поэтому оно вне гносеологического суда. Мы стоим перед

проблемой христианского бытия, а не христианской культуры, перед проблемой

претворения культуры в бытие, наук и искусств в новую жизнь, в новое небо и

новую землю.

Глава V. ТВОРЧЕСТВО И БЫТИЕ.

Бытие мира - тварное, сотворённое и творимое бытие, носящее печать

творческого акта. Творчество - творчество из ничего. Во всяком творческом

акте есть абсолютная прибыль, прирост (прибыль без убыли). Моменты

творчества: творец, сотворивший тварное бытие; творчество в самом тварном

бытии. Творческий акт абсолютной прибыли бытия, прироста мощи без всякой

убыли и умаления, продолжается в самом тварном бытии, в человеке, подобном

творцу. Творческая прибыль происходит из свободы творящего. В Боге есть

страстное томление, тоска по человеку. Тайна рождения Бога в человеке есть

тайна рождения человека в Боге. Творческий акт имманентно присущ лишь лицу,

личности как свободной и самостоятельной мощи. Божье творение продолжается

в воплощении Христа - Логоса. Мир творится не только в Боге-Отце, но и в

Боге-Сыне. Мировой процесс - восьмой день творения, продолжающееся творение

совершает откровение всех тайн Божьих, творения и творчества.

Творческая эпоха должна создать новое творческое учение о человеке, о

мире и его развитии. В мире должно быть открыто творческое развитие, а не

эволюция. Для этого нужно предполагать свободу как основу всякой

необходимости и личность как основу всякого бытия. Новое познание = новое

бытие.

Тварное бытие динамично. Но лишь Бог способен создать лицо.

Онтологически существует лишь один мир - одно божественное бытие. Но падшее

бытие расколото и раздвоено.

Глава VI. ТВОРЧЕСТВО И СВОБОДА. ИНДИВИДУАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ.

Творчество неотрывно от свободы, ничем не детерминировано, есть

абсолютная прибыль. Тайна свободы - бездна. Свобода - безусловная основа

бытия, она глубже вечного бытия, положительна и содержательна.

Необходимость - результат дурно напрвленнной свободы, свободы отпадения.

Необходимость есть научная свобода, свобода вражды и распада, свобода

зхаоса и анархии. Подлинная свобода есть выражение космического (в

противоположность хаотическому) состояния вселенной, её иерархической

гармонии, внутренней соединённости всех её частей. Любовь сжигает всякую

необходимость и даёт свободу, любовь есть содержание свободы, свободы

Нового Адама, восьмого дня творения. (Христос - Освободитель).

Индивидуализм - судорога свободы старого Адама. Индивидуализм - враг

индивидуальности. Волю надо утверждать содержательно. Религиозный путь: от

личности к обществу. Последняя конечная свобода, дерзновение свободы и

бремя свободы есть добродетель религиозного совершеннолетия.

Глава VII. ТВОРЧЕСТВО И АСКЕТИЗМ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И СВЯТОСТЬ.

Аскетизм - метод, но его содержание может быть разным. Сам по себе

путь аскетика - не творческий. Творящий не от мира сего. Подлинное

творчество не может быть демоническим. Но пути покаяния неизбежны. “Мир”

должен быть побеждён творчески.

Гениальность - иной религиозный путь, равноценный и равнодостойный

пути святости. В путях творчества нет гарантии личного устроения. Следует

различать гения и гениальность, гениальность и талант. Путь святости должен

быть дополнен путём гениальности. Гениальная жизнь - монашеская жизнь в

миру.

Глава VIII. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛ. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. РОД И ЛИЧНОСТЬ.

Пол - источник бытия; половая полярность - основа творения.

Сексуальность разлита по всему телу человека. Пол - пересечение двух миров

в организме человека, точка пересечения человека с космосом, микрокосма и

макрокосма. Половые категории - не только антропологические.

Власть рода над человеком осуществляется через женщину. Если падение и

порабощение старого Адама, ветхого человека, укрепило в мире царство

природно-родового рождения через сексуальный опыт, то Новый Адам, новый

Человек, мог родиться лишь от девы, мог быть зачат лишь от Духа.

Сексуальный акт закрепляет плохую бесконечность: бесконечную силу

рождения и смерти. Пол - источник жизни и источник смерти. Только второе

рождение в духе - окончательное рождение человека. Христианство как религия

искупления отвергает и преодолевает родовую стихию и родовую необходимость.

Религиозное самосознание личности - кризис родовой жизни, начало выхода из

рода.

Глава IX. ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ. БРАК И СЕМЬЯ.

Обыденное христианство:

- подзаконные семьи

- аскетизм

- разврат

Но тайна пола раскрывается лишь в любви. Любовь - вне человеческого

рода и выходит из состояний человеческого рода, не подлежит никакому

упорядочиванию. Семья - институт благоустройства. Семья родилась из

необходимости, а не из свободы. Разврат - разединение, любовь к любви

вместо любви к лицу.

Андрогинизм. В любви должна раскрыться не тайна женственности и не

тайна мужественности, а тайна человека. Эротическая энергия - вечный

источник творчества, путь выявления красоты в мире.

Глава X. ТВОРЧЕСТВО И КРАСОТА. ИСКУССТВО И ТЕУРГИЯ.

Художественное творчество лучше всего раскрывает сущность творческого

акта. Трагедия творчества и кризис творчества и есть основная проблема,

переданная XIX веком веку XX. Языческое искусство - классическое и

имманентное. Христианское искусство - романтическое и трансцендентное.

Возрождение - столкновение языческих и христианских начал в человеческой

природе. Раннее возрождение (треченто) - мистика. Возрождение XV века

(кватроченто) - противоборство языческого и христианского. Тайна

Возрождения в том, что оно не удалось. XVI век (чиквиченто) - высокое

римское Возрождение. Творческий акт задерживается в мире искуплением и

потому становится трагическим. XIX век - реализм и романтизм. Символизм.

Подлинный путь к красоте - религиозно-творческий. Вступление в новую

мировую жизнь. Теургическое творчество - основная проблема нашей эпохи.

Теургия творит не культуру, а новое бытие. Она сверхкультурна. Теургия -

искусство, творящее новый мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее.

Проблема искусства как теургии - по преимуществу русская проблема. В

художнике-теурге осуществляется взлёт человека над природой через красоту.

Ибо красота есть высшая сила, и она мир спасёт.

Глава XI. ТВОРЧЕСТВО И МОРАЛЬ. НОВАЯ ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА.

Творческое преображение. Творчество космично, а не хаотично, поэтому

оно вне изобличения закона, всегда обращённого к ветхому хаосу. Различие

между послушанием и творчеством, которое просветлёно искуплением.

Глава XII. ТВОРЧЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ.

XIX и XX века: две крайности - социологизм и индивидуализм.

Социологизм - всегда позитивизм. Индивидуализму противоположен

универсализм, космизм. Все элементы общественности ветхи. Революция -

только внешнее, механическое разрушение закона. Революционный переход от

религиозного послушания к религиозному творчеству совершается через мировой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.