история. Существуют три вида историографии: а) первоначальная история, б)
рефлективная история с) философская история.
а) Первоначальная история. историки (Геродот, Фукидид, Гвиччардини и
др.) описывали современные им события и были проникнуты тем же духом, что
определил их специфику, перенося в сферу духовных представлений то, что
существовало вовне. Дух автора и тех действий, кот. он описывает были
тождественны. Он не прибегает к рефлексии, т.к. сам духовно сжился с тем,
что описывает и не выходит за его пределы. Искажения, вносимые автором, не
имеют особого значения, т.к. сами определенны общим для него и описываемого
духом и культурой.
б) Рефлективная история. Это история, изложение кот. возвышается над
современной эпохой не в отношении времени, а в отношении духа. Имеет
подвиды.
Всеобщая история (какой-либо страны или мира в целом). Историк
подходит к обрабатываемому им материалу с чуждым для него духом. Здесь
важны вырабатываемые самим историком цели, принципы и способ написания
истории. При этом часто происходит навязывание истории чуждого ей духа.
Будучи связана с продолжительными периодами она вынуждена отказаться от
индивидуального изображения действительности, прибегая к абстракциям,
позволяющим резюмировать богатое содержание.
Прагматическая история. Направленная на раскрытие в истории
действующего в ней духа, с целью вынесение каких-либо “уроков истории”, в
силу чего история наполняется современным содержанием. Но это выведение
уроков невозможно, т.к. каждая эпоха определяется собственными
специфическими обстоятельствами и является настолько индивидуальным
состоянием, что необходимые решения, вытекающие из него действительны
только для него. Эта история зависела от точки зрения автора и поэтому они
плодились как котята, и когда все они приедались возникали проекты
написания истории со всех возможных точек зрения. Но это лишь материал.
Критическая история. Здесь излагается не сама история, а история
истории, дается оценка исторических повествований, определяется степень их
истинности и достоверности (критика источников). Все заключается в
проницательности автора, который выторговывает нечто не у предметов, а у
произведений, и в силу ограниченности его способности к этому возникают
множество неисторических вымыслов.
История частного, кот. представляет переход к всемирной истории
(история религии, права, искусства напр.) Они имеют значение в той мере в
какой направлены на выявление их причастности целому жизни народа, к его
духу, выявление которого приводит к
с) Философской истории. Философия истории означает ее мыслящее
рассмотрение. Однако, философия истории не предполагает ее конструирования
априори, создания некой чистой истории. Она занимается действительной
истории, вводя в нее единственное допущение (кот. для философии допущением
не является), что разум господствует в мире и соотв. всемирно-исторический
процесс совершался разумно. Разум - субстанция, так и бесконечная мощь,
кот. является сам для себя бесконечным содержанием всей природной и
духовной жизни, равно как и бесконечной формой - проявлением этого
содержания. Предметом его деятельности является он сам, а ее формой -
история. Поэтому всемирная история возможна лишь как история всемирного
духа, что и подтвердит ее рассмотрение. Это признание наличия разума в
бытии зафиксировано Анаксагором в идее ума, и религиозной идеи провидения,
кот. однако утверждает непознаваемость плана творения. Но поскольку история
является историей духа, кот. себя осуществляет в истории, постольку ее
возможно понять и это понимание определит укоренение духа в самом себе как
присвоении им своего бытия, отчужденного в его собственной истории. Но для
этого познания не достаточно веры в разум, рассматриваемой абстрактно,
необходимо выявить разум в его определении. Это вопрос определения разума
самого по себе относительно к миру совпадает с вопросом о конечной цели
мира. Это требует определить каково содержание этой конечной цели и как оно
осуществлялось.
Всемирная история свершается в духовной сфере, поскольку именно дух
есть субстанциальный носитель истории. Соотв. необходимо выявить природу
духа, средства реализации им своей цели и рассмотреть государство как
полную форму реализации духа в наличном бытии.
А) природу духа (в противоположность материи) составляет свобода. В то
время как субстанция материи находится вне ее, Дух есть у себя бытие.
Всемирная история соотв. - обнаружение духа в том виде, как он вырабатывает
в себе знание о том, что он есть в себе, т.е. свобода. Восточные народы
знали, что один свободен (деспот), греки и римляне - некоторые свободны, а
не человек как таковой (поэтому у них были рабы), лишь германские народы
дошли в христианстве до сознания, что человек как таковой свободен, что
свобода духа составляет основное свойство его природы. В истории т.о.
действует принцип свободы и всемирная история - прогресс в сознании
свободы. Понятия свободы - один (Азия), несколько (Греция, Рим), все
(герм.) указывают на необходимое деление истории в ее рассмотрении. Итак,
определением духовного мира и конечною целью мира было признано сознание
духом его свободы. Но необходимо определится в этом понятии свободы духа и
рассмотреть средства, благодаря которым он реализует ее.
Б) Постановка вопроса о средствах, благодаря которым свобода
осуществляет себя в мире, приводит к собственно историческому явлению. Если
свобода есть внутреннее понятие, то средства есть нечто внешнее, что
непосредственно обнаруживается в истории. Ближайшее рассмотрение выявляет
незначительную роль в истории общей цели и преобладание частных интересов,
страстей, характеров. Когда мы смотрим на историю как на такую бойню, где
казалось бы без всякой цели приносятся в жертву все ее достойное
содержание, встает вопрос: ради какой конечной цели все это происходит. Но
этот вопрос разрешим лишь исходя из рассмотрения всех частных моментов как
средств, рефлективный путь восхождения от частного к всеобщему был
отвергнут с самого начала. Первый момент рассмотрения - принцип свободы,
пока что является чем-то всеобщим, кот. как бы оно не было истинно в себе,
еще не совсем действительно. Для того, чтобы он стал действительным, должен
присоединится второй момент - обнаружение в действии, принципом кот.
является воля, деятельность человека вообще. Благодаря этой деятельности,
кот. есть потребность, стремление, склонность и страсть человека, только и
могут реализоваться это понятие и сущие в нем определения, т.к. они имеют
силу не непосредственно благодаря им самим. Поэтому в истории ничего не
происходит без того, чтобы действующие индивиды не получали удовлетворения.
Это частные лица с частными интересами, потребностями, мнениями, в силу
чего можно сказать, что ничто великое не свершалось без страсти. Т.о. в наш
предмет входят два момента - идея и человеческие страсти, где первый
основа, а второй уток великого ковра истории. Страсть есть субъективная,
формальная сторона энергии, воли и деятельности, определяющая следование
человека одним целям в ущерб другим. Эта неизмеримая масса частных желаний,
интересов и деятельностей является орудием и средством мирового духа, для
того чтобы достигнуть его цели, сделать ее сознательной и осуществить ее.
Истории принадлежит т.о. то, что подчинено разуму как в себе и для себя
всеобщего и субстанциального. Этот разум имманентен в историческом
конкретном бытии и осуществляется в нем и благодаря ему. Чистая цель
истории поэтому не является содержанием частного интереса, хотя и
осуществляется посредством него. Таким образом встает вопрос о соединении
свободы (как частной деятельности) и необходимости (как внутренний, в себе
и для себя сущий духовный) процесс, т.е. вопрос о совпадении единичного и
всеобщего. Это соединение происходит в государстве как объективации
свободы, которое процветает тогда, когда частный интерес достигает
тождества с общим. Деятельность есть средний термин заключения, где один из
крайних - идея, пребывающая неузнанной в глубине духа, а другой - внешность
вообще, предметная материя. Посредством деятельности совершается переход
общего и внутреннего к объективности. Но всемирная история не является
ареной счастья, т.к. они моменты гармонии подобным пустым листам в силу
отсутствия противоположности как исток развития.
Идея, направляющая развитие истории, определяет то, что действия людей
имеют следствием часто иные результаты, чем те к которым они
непосредственно стремились, достигали и желали. Удовлетворяя свои
стремления, они дают реализоваться тому, что скрыто содержится в них, но не
осознается и не входит в их намерения. Личности, реализующие подобные
скрытые возможности, являются всемирно-историческими личностями, поскольку
далее подвинувшийся в своем развитии дух является внутренней, но
бессознательной душой всех индивидов, которая становится у них сознательной
благодаря великим людям. Именно отношение этих личностей к тем
возможностям, которым они дали реализоваться, определяет их статус, что
исключает возможность их психологического рассмотрения, сводящего все их
действия к каким-либо пошловатым мотивам, выявление которых позволило бы
какому-либо морализатору почувствовать, что он лучше их. Частный интерес
страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, т.к. всеобщее является
результатом частных и определенных интересов и их отрицания,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73