Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






история. Существуют три вида историографии: а) первоначальная история, б)

рефлективная история с) философская история.

а) Первоначальная история. историки (Геродот, Фукидид, Гвиччардини и

др.) описывали современные им события и были проникнуты тем же духом, что

определил их специфику, перенося в сферу духовных представлений то, что

существовало вовне. Дух автора и тех действий, кот. он описывает были

тождественны. Он не прибегает к рефлексии, т.к. сам духовно сжился с тем,

что описывает и не выходит за его пределы. Искажения, вносимые автором, не

имеют особого значения, т.к. сами определенны общим для него и описываемого

духом и культурой.

б) Рефлективная история. Это история, изложение кот. возвышается над

современной эпохой не в отношении времени, а в отношении духа. Имеет

подвиды.

Всеобщая история (какой-либо страны или мира в целом). Историк

подходит к обрабатываемому им материалу с чуждым для него духом. Здесь

важны вырабатываемые самим историком цели, принципы и способ написания

истории. При этом часто происходит навязывание истории чуждого ей духа.

Будучи связана с продолжительными периодами она вынуждена отказаться от

индивидуального изображения действительности, прибегая к абстракциям,

позволяющим резюмировать богатое содержание.

Прагматическая история. Направленная на раскрытие в истории

действующего в ней духа, с целью вынесение каких-либо “уроков истории”, в

силу чего история наполняется современным содержанием. Но это выведение

уроков невозможно, т.к. каждая эпоха определяется собственными

специфическими обстоятельствами и является настолько индивидуальным

состоянием, что необходимые решения, вытекающие из него действительны

только для него. Эта история зависела от точки зрения автора и поэтому они

плодились как котята, и когда все они приедались возникали проекты

написания истории со всех возможных точек зрения. Но это лишь материал.

Критическая история. Здесь излагается не сама история, а история

истории, дается оценка исторических повествований, определяется степень их

истинности и достоверности (критика источников). Все заключается в

проницательности автора, который выторговывает нечто не у предметов, а у

произведений, и в силу ограниченности его способности к этому возникают

множество неисторических вымыслов.

История частного, кот. представляет переход к всемирной истории

(история религии, права, искусства напр.) Они имеют значение в той мере в

какой направлены на выявление их причастности целому жизни народа, к его

духу, выявление которого приводит к

с) Философской истории. Философия истории означает ее мыслящее

рассмотрение. Однако, философия истории не предполагает ее конструирования

априори, создания некой чистой истории. Она занимается действительной

истории, вводя в нее единственное допущение (кот. для философии допущением

не является), что разум господствует в мире и соотв. всемирно-исторический

процесс совершался разумно. Разум - субстанция, так и бесконечная мощь,

кот. является сам для себя бесконечным содержанием всей природной и

духовной жизни, равно как и бесконечной формой - проявлением этого

содержания. Предметом его деятельности является он сам, а ее формой -

история. Поэтому всемирная история возможна лишь как история всемирного

духа, что и подтвердит ее рассмотрение. Это признание наличия разума в

бытии зафиксировано Анаксагором в идее ума, и религиозной идеи провидения,

кот. однако утверждает непознаваемость плана творения. Но поскольку история

является историей духа, кот. себя осуществляет в истории, постольку ее

возможно понять и это понимание определит укоренение духа в самом себе как

присвоении им своего бытия, отчужденного в его собственной истории. Но для

этого познания не достаточно веры в разум, рассматриваемой абстрактно,

необходимо выявить разум в его определении. Это вопрос определения разума

самого по себе относительно к миру совпадает с вопросом о конечной цели

мира. Это требует определить каково содержание этой конечной цели и как оно

осуществлялось.

Всемирная история свершается в духовной сфере, поскольку именно дух

есть субстанциальный носитель истории. Соотв. необходимо выявить природу

духа, средства реализации им своей цели и рассмотреть государство как

полную форму реализации духа в наличном бытии.

А) природу духа (в противоположность материи) составляет свобода. В то

время как субстанция материи находится вне ее, Дух есть у себя бытие.

Всемирная история соотв. - обнаружение духа в том виде, как он вырабатывает

в себе знание о том, что он есть в себе, т.е. свобода. Восточные народы

знали, что один свободен (деспот), греки и римляне - некоторые свободны, а

не человек как таковой (поэтому у них были рабы), лишь германские народы

дошли в христианстве до сознания, что человек как таковой свободен, что

свобода духа составляет основное свойство его природы. В истории т.о.

действует принцип свободы и всемирная история - прогресс в сознании

свободы. Понятия свободы - один (Азия), несколько (Греция, Рим), все

(герм.) указывают на необходимое деление истории в ее рассмотрении. Итак,

определением духовного мира и конечною целью мира было признано сознание

духом его свободы. Но необходимо определится в этом понятии свободы духа и

рассмотреть средства, благодаря которым он реализует ее.

Б) Постановка вопроса о средствах, благодаря которым свобода

осуществляет себя в мире, приводит к собственно историческому явлению. Если

свобода есть внутреннее понятие, то средства есть нечто внешнее, что

непосредственно обнаруживается в истории. Ближайшее рассмотрение выявляет

незначительную роль в истории общей цели и преобладание частных интересов,

страстей, характеров. Когда мы смотрим на историю как на такую бойню, где

казалось бы без всякой цели приносятся в жертву все ее достойное

содержание, встает вопрос: ради какой конечной цели все это происходит. Но

этот вопрос разрешим лишь исходя из рассмотрения всех частных моментов как

средств, рефлективный путь восхождения от частного к всеобщему был

отвергнут с самого начала. Первый момент рассмотрения - принцип свободы,

пока что является чем-то всеобщим, кот. как бы оно не было истинно в себе,

еще не совсем действительно. Для того, чтобы он стал действительным, должен

присоединится второй момент - обнаружение в действии, принципом кот.

является воля, деятельность человека вообще. Благодаря этой деятельности,

кот. есть потребность, стремление, склонность и страсть человека, только и

могут реализоваться это понятие и сущие в нем определения, т.к. они имеют

силу не непосредственно благодаря им самим. Поэтому в истории ничего не

происходит без того, чтобы действующие индивиды не получали удовлетворения.

Это частные лица с частными интересами, потребностями, мнениями, в силу

чего можно сказать, что ничто великое не свершалось без страсти. Т.о. в наш

предмет входят два момента - идея и человеческие страсти, где первый

основа, а второй уток великого ковра истории. Страсть есть субъективная,

формальная сторона энергии, воли и деятельности, определяющая следование

человека одним целям в ущерб другим. Эта неизмеримая масса частных желаний,

интересов и деятельностей является орудием и средством мирового духа, для

того чтобы достигнуть его цели, сделать ее сознательной и осуществить ее.

Истории принадлежит т.о. то, что подчинено разуму как в себе и для себя

всеобщего и субстанциального. Этот разум имманентен в историческом

конкретном бытии и осуществляется в нем и благодаря ему. Чистая цель

истории поэтому не является содержанием частного интереса, хотя и

осуществляется посредством него. Таким образом встает вопрос о соединении

свободы (как частной деятельности) и необходимости (как внутренний, в себе

и для себя сущий духовный) процесс, т.е. вопрос о совпадении единичного и

всеобщего. Это соединение происходит в государстве как объективации

свободы, которое процветает тогда, когда частный интерес достигает

тождества с общим. Деятельность есть средний термин заключения, где один из

крайних - идея, пребывающая неузнанной в глубине духа, а другой - внешность

вообще, предметная материя. Посредством деятельности совершается переход

общего и внутреннего к объективности. Но всемирная история не является

ареной счастья, т.к. они моменты гармонии подобным пустым листам в силу

отсутствия противоположности как исток развития.

Идея, направляющая развитие истории, определяет то, что действия людей

имеют следствием часто иные результаты, чем те к которым они

непосредственно стремились, достигали и желали. Удовлетворяя свои

стремления, они дают реализоваться тому, что скрыто содержится в них, но не

осознается и не входит в их намерения. Личности, реализующие подобные

скрытые возможности, являются всемирно-историческими личностями, поскольку

далее подвинувшийся в своем развитии дух является внутренней, но

бессознательной душой всех индивидов, которая становится у них сознательной

благодаря великим людям. Именно отношение этих личностей к тем

возможностям, которым они дали реализоваться, определяет их статус, что

исключает возможность их психологического рассмотрения, сводящего все их

действия к каким-либо пошловатым мотивам, выявление которых позволило бы

какому-либо морализатору почувствовать, что он лучше их. Частный интерес

страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, т.к. всеобщее является

результатом частных и определенных интересов и их отрицания,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.