Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






осуществляемого тем, что частные интересы вступают в противоборство между

собой. Сама же идея пребывает невредимой на заднем плане, что можно было бы

назвать хитростью разума, как то, что заставляет действовать для себя

страсти, причем то, что осуществляется при их посредстве терпит ущерб.

Часть таких явлений ничтожна, но другая положительна. Индивидуумы зачастую

приносятся в жертву. Идея уплачивает долг наличного бытия и бренности не из

себя, а из страстей индивидуумов.

Но в индивидуумах есть часть не относящаяся лишь к случайностям

страсти и счастья - это моральность, нравственность, религиозность.

Благодаря им люди выступают не только как средства, т.к. реализуя свои

частные цели, они приобщаются к целям разума, а как самоцели, не только

формально, но и по содержанию цели. Поэтому моральность, нравственность и

религиозность не принадлежат категории средства. Человек является целью в

себе самом лишь благодаря тому божественному началу, кот. имеется в нем и

кот. сперва было названо разумом, а после в силу того сто оно проявляется в

деятельности и само себя определяет - свободой. Эти свобода, разум, добро в

его конкретнейшим представлении есть бог, кот. правит миром, и содержанием

его правления является всемирная история. Эта идея, кот. не является только

идеалом, разрушает иллюзию, будто мир - безумный, нелепый процесс.

Философия хочет понять эту историю и этом план, поскольку только то, что

реализовалось из него - действительно; то, что не соответствует ему - лишь

гнилое существование, т.к. право мирового духа выше всех частных прав.

С) необходимо выяснить какова та форма, кот. цель, достигаемая такими

средствами, принимает в действительности.

Для достижения какой-либо субъективно конечной цели помимо средств

требуется еще материал. Т.о. каков тот материал, в кот. осуществляется

разумная конечная цель? Этот материал - сам субъект, потребности человека,

субъективность вообще. Разумное осуществляется в человеческом знании и

хотении как в материале. Субъективная воля т.о. рассматривается в той мере

в какой у нее есть цель, являющаяся истинностью действительности, т.е. в

той мере, в какой она оказывается великую всемирно-историческую страстью.

Субъективная воля с одной стороны ограничена в своих страстях и достигает

своих целей лишь в рамках этой зависимости, но, с другой, ей присуща

субстанциальная жизнь, где она движется в существенном, кот. и оказывается

целью ее наличного бытия. Это существенное есть соединение субъективной и

разумной воли: оно есть нравственное целое - государство, кот. есть та

действительность, где индивидуум только и обладает своей свободой и

пользуется ей, причем она оказывается знанием всеобщего, верою в него и

желанием его. Тем не менее, право, нравственность и государство являются не

средствами осуществления субъективной воли как свободы, ограничивающие ее

сферу для каждого конкретного индивида, но непосредственной положительной

действительностью и обеспечением свободы. Та свобода, что ограничивается

есть всего лишь произвол, относящийся к частностям потребностей.

Субъективная воля - осуществляющее начало, идея - внутреннее начало,

государство - наличная, действительно нравственная жизнь. Истинное -

единство всеобщей и субъективной воли, а всеобщее существует в государстве,

в законах, в общих и разумных определениях. Государство - божественная идея

как она существует на земле. Так как государство означает общность

наличного бытия, т.к. субъективная воля человек подчиняется законам, то

противоположность свободы и необходимости исчезает. Государство не является

механизмом подавления, а способом осуществления свободы. Разумное

необходимо как субстанциальное, и мы свободны когда признаем его за закон и

следуем ему как субстанции нашего собственного существа. Тогда объективная

и субъективная воли примеряются и образуют единое невозмутимое целое

(случай Сократа).

Но государство не тождественно совокупности наличных государственных

учреждений, хотя последние и необходимы, но образует единую субстанцию,

единый дух с его религией, искусством, философией и культурой вообще (не

говоря о внешних факторах). Государство есть индивидуальное целое, из

которого нельзя изъять и отдельно рассматривать такую часть как гос.

устройство само по себе. Государство - разумная, объективно себя сознающая

и для себя сущая свобода: духовная идея, проявляющаяся в форме человеческой

воли и ее свободы. Поэтому из государственных устройств народов с чуждым

духом нельзя извлечь никаких уроков для своего, т.к. их функционирование

определяется тем целым, что дало им существование. Поэтому исторический

процесс изменения вообще совершается при посредстве государства, и моменты

идеи являются в нем как различные принципы. Правда в философии (искусстве и

науке) преемственность сохраняется, т.к. там дух себя сознает, и новая

философия содержит в себя в снятом виде философии древних, кот. явилась ей

необходимой основой.

Т.о. истории есть три момента - идея свободы как абсолютная конечная

цель; средство ведущее к достижению этой цели, субъективная сторона знания

и хотения со свойственными ей жизненностью и деятельностью; государство как

нравственное целое, реальность свободы, объективное единство этих двух

моментов. Т.о. история предполагает соединение объективной стороны, т.е.

понятия, и субъективной стороны, кот. объективно существует как

государство, являющееся основой других конкретных сторон народной жизни:

искусства, права, нравов, религии, науки. Главной из этих форм

сознательного соединения является религия, в кот. мирской дух сознает

абсолютный дух и выражается в качестве представления и чувства в культе.

Потом искусство, изображающее и созерцающее духовное в образе. Далее

философия, укореняющая это соединение в мыслящем духе. Т.о. философия

является высшей, свободнейшей и т.д. формой, т.к. дух там знает себя так,

как он есть - мысль. Эти три момента составляют объективацию одного

содержания - образования нации.

Представление о боге составляет общую основу народа. Поэтому

государство основано на религии и его природа и конституции те же, что у

религии. Так греческая и римская государственность связанна со спецификой

их язычества, а католическому государству свойственны иной дух и иная

конституция, чем протестантскому. Жизненность государства в индивидуумах -

нравственность. Объективная нравственность поэтому предшествует

субъективной моральности.

Государственность есть духовная сущность индивидуума, кот. есть

таковой поскольку причастен духу народа. Этот дух народа всегда есть

определенный дух, коя определенность соотносится с исторической ступенью

его развития. Поэтому рассмотрение тех или иных сторон существования того

или иного народа должно рассматриваться при соотнесении их с его

целостностью. Данное гос. устройство может существовать лишь при данной

религии, так же как в данном государстве могут существовать данная

философия и искусство.

Далее, определенный дух народа сам является лишь отдельным

индивидуумом в ходе всемирной истории. Всемирная история - выражение

абсолютного процесса духа, выражение того ряда ступеней, благодаря кот. он

осуществляет свою истину, доходит до самосознания. Эти ступени реализуются

во всемирно-исторических (индивидуальных) духах, в определенности их

нравственной жизни, конституции, науки, искусства и религии. Реализация

этих ступеней - необходимое развертывание духа (тожд. Логического и

исторического).

Осталось рассмотреть ход всемирной истории.

Абстрактное изменение вообще, которое совершается в истории, издавна

понимается как переход к лучшему. Но это изменение совершается не в

природе, где ничто не ново под луной, а в духовной сфере. Эти изменения в

человеке позволяют обнаружить иное определение, чем в чисто естественных

вещах, а именно стремление к усовершенствованию, действительную способность

к изменению. В принципе развития т.о. содержится дух, для кот. всемирная

история - арена, где проходит его реализация. Этот процесс отличен от

развития организма, кот. спокойно производит самого себя под действием

внутреннего принципа (как зерно становится растением). Переход в духе

совершается при участии сознания и воли, где дух имеет предметом самого

себя, т.о. самому себе противопоставляясь. Поэтому развитие духа является

не спокойным процессом, а тяжелой недобровольной работой, направленной

против самого себя, и оно является не чисто формальным процессом развития

вообще, а осуществлением цели, имеющей определенное содержание. Эта цель

есть сам дух, содержанием кот. является он по своему существу, т.е. понятию

свободы.

Всемирная история представляет собой ход развития принципа,

содержание которого есть сознание свободы. Первая ступень - погружение духа

в естественность. Вторая - выход из этого состояния и сознание своей

свободы. Но этот первый отрыв частичен. Поэтому 3 - возвышение от этой

частной свободы до ее чистой всеобщности. Это основные принципы всеобщего

прогресса, но каждая из них сама является процессом их формирования и

диалектикой их перехода. Дух начинает развитие исходя из своей бесконечной

возможности, реализуя кот. в истории, он полагает ее действительностью.

Т.о. дух развивается как бы от несовершенного к более совершенному, причем

первое содержит в себе как зародыш и противоположность второе в качестве

стремления. Развитие определяется тем разладом в духе, кот. лежит в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.