Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






дать источник другим мирам, это происходит циклообразно, бесконечно.

Атомисты не находят конечной причины рождения мира. Космос -результат

механического взаимодействия атомов, он не проектируется разумом. Однако

атомисты указывали, что есть некие привилегированные гладкие сферические

атомы, из которых образованы душа и ум, именно такие атомы Демокрит полагал

божественными.

Эпикур. (см.вопрос 9). Понимание природы атома Эпикуром отличается от

понимания Левкиппа и Демокрита по трём позициям:

1.Древние атомисты выделяли как существенные характеристики атома -

фигуру, порядок и позицию. У Эпикура - это фигура, вес и величина. Различия

атомов по форме чисто количественные, этого достаточно для объяснения

существования многообразия вещей. Формы атомов различны и множественны, но

разнообразие форм не бесконечно, хотя число атомов бесконечно.

2.Согласно Эпикуру, все атомы физически и онтологически неделимы.

Однако атомы имеют объём и величину, значит они должны иметь части. Эти

части выделяются лишь логически, структурно же атом неделим.

3.Эпикур понимает движение атомов не как равное во всех направлениях,

для него движение - это падение вниз, в бесконечное пространство, под

действием тяжести атомов. Мышление есть наибыстрейшее движение. Атомы

падают в бесконечности не по параллельным траекториям. Для обоснования

этого Эпикур вводит теорию отклонения, “деклинации” атомов, согласно

которой атомы могут отклоняться от прямой линии падения и встречаться с

другими атомами. Это отклонение не связано с законом, это чистая

случайность, слепая стихия.

Из бесконечных начал происходят бесконечные миры, в каждый миг они

рождаются и умирают, но в целом ничего не меняется, в основе этих

бесконечных универсумов нет целей, нет необходимости, есть лишь случай.

Самым крупным приверженцем эпикуреизма был Тит Лукреций Кар (I век до

н.э.). Свои взгляды он изложил в стихах в сочинении “О природе вещей”.

Философию Эпикура он излагает с помощью чувственных, ярких образов. В целом

повторяя эпикурейский атомизм, Лукреций Кар уделяет особое внимание

проблеме существования богов. Как и всё в мире, боги не могут не иметь

атомарной структуры. Но всё сложное существует, разрушаясь, в то время как

боги должны быть бессмертными, или они не боги. Утверждение, что это особые

атомарные агрегаты, ничего не объясняет: если боги испытывают воздействие

со стороны других атомарных структур, то неизбежны потери ими атомов. В

этом случае неясно, как они восстанавливаются.

Онтология как философское учение о бытии.

Онтология (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, учение). Термин

введен Р. Гоклениусом (1613 (по др. данным 1635)) и И. Клаубергом (1645).

Тематика же онтологии возникла еще у элеатов, отличавших единое истинно

сущее бытие от неистинного существования множественности чувственных вещей.

А реальность как таковая понималась как недоступная для чувственного

восприятия. Сама возможность онтологии как философского учения основывается

на тезисе Парменида о тождестве мышления и бытия, который, впрочем, может

толковаться совершенно различным образом. Онтология - учение о бытии как

таковом и в целом, независимо от его частных видов. Предметом онтологии,

таким образом, выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого

раскрывается в таких категориях как нечто и ничто, возможное и невозможное,

определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и

истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма,

становление, происхождение, переход и др. К настоящему времени сложилось

три основных возможных формы философской онтологии:

1) Онтология бытия. (Наивно-догматическая, трансцендентная онтология,

которая рассматривает в категориях бытие вне его отношения к познающему

субъекту и его возможностей познания).

2) Онтология познания. (Критическая, трансцендентальная онтология,

утверждающая недоступность для знания бытия самого по себе и

ограничивающее область, относящуюся к бытию, сферой познаваемого, которое

она раскрывает соответствующими методами и категориями).

3) Онтология культуры. (Основывается на философской антропологии и

принимает неосредственную взаимосвязь человека как сущего с сущим как

целым).

Гносеология: ее предмет, структура, основные направления.

Гносеология (от греч. gnosis - познание и logos - учение) или теория

познания - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в

процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности,

возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности

знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к

миру, его исходные и всеобщие основания. Теория познания оформилась со

времен Канта, хотя уже в античности оно было существенным предметом

философского интереса.

Предмет гносеологии = познание, то есть усвоение чувственного содержания

переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов, с

целью нахождения истины. Педмет гносеологии включает в себя два момента:

1) Сам акт познавания.

2) Результат этого акта, некое оформленное содержание.

Пзнание - акт в котором нечто познается “как нечто”.

Структура гносеологии:

1) Собственно теория познания:

а) Критика познания, отправляющаяся от существующего до сих пор типа

познания, в котором она критически отказывает наличному знанию. (Кант.

“Критика чистого разума”).

b) Теория познания в узком смысле слова, предметом которой является этот

тип познания.

Может, если более обще, включать в себя так же:

с) Методологию существующего познания.

d) Рефлексию о исторически существовавших типах знания.

2) Метафизика познания: исследует сущность познания, исходя большей частью

из возможности последнего, заключенной в бытии познающего и познаваемого.

Направления:

a) Эмпиризм - все познание выводится из чувственного опыта.

b) Эмпириокритицизм - философская система чистого опыта, критический

эмпиризм. Стремится ограничить философию изложениями данных опыа при

помощи исключения всякой метафизики с целью выработки естественного

понятия о мире.

c) Идеализм - рассматривает вещи как комплексы представлений, признает

бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу

восприятия.

d) Иллюзионизм - пространственно-временной мир - только иллюзия.

e) конвенционализм - характер понятий, определений, аксиом, гипотез на

целесообразности соглашения ученых.

f) Критицизм - установление возможности, происхождения, действительности,

закономерности и границ нашего познания.

g) Феноменализм - рассматривает предметы опыта или как вещи в себе ((1)

объективный феноменализм) или как простые феномены сознания и

субъективные ощущения. ((2) субъективный феноменализм).

h) Позитивизм - исходит из данного, фактического, “несомненного”, или

ограничивает им свое философское изложение.

i) Прагматизм - ценность познания заключена в его действенности (не

обязательно грубо практической).

j) Реализм - принятие существования вещей независимо от сознания.

k) Сенсуализм - все познание выводится из чувственных восприятий.

l) Скептицизм - основной принцип познания - сомнение.

Философская антропология: школы, направления, основные представители.

В 20-30 гг нашего столетия три автора внесли особо важный вклад в

развитие фс.антропологии. Это М.Шелер, соединивший методы феноменологии и

основные идеи философии жизни. Это Г.Плеснер, синтезировавший обширный

биологический материал и философскую рефлексию, заявивший, что биология без

философии слепа, а философия человека без биологии пуста. И наконец, это

А.Гелен. Эти пионерские работы были творчески развиты в дальнейшем, и среди

авторов, оставивших значительный след в развитии фс.антропологии, нужно

выделить Дж.Мида, Ж.-П.Сартра, А.Портмана, Э.Кассирера и К.Левита.

Дальнейший поворот в антропологии связан с деятельностью К.Леви-

Стросса, который существенно обогатил эту науку как фактическими данными

этнографии, так и новым методом, который он назвал структурным. Данный

метод имеет не только техническое, инструментальное значение, но радикально

изменяет мировоззрение, так как обращает внимание исследователя не только

на содержание мифов, обрядов, обычаев и других форм миропонимания, сколько

на выяснение структуры отношений, образующих специфику коммуникативных

связей первобытных людей. Их необычность объясняется не воображением и

фантазией или некими кровожадными инстинктами, а своеобразием структур

родства и способов освения природы. Например, разного рода табу выступают

как нормы, регулирующие отношения людей.

Не только работы Леви-Стросса способствовали глубоким изменениям

проблематики и методологии фс.антропологии, которая до сих пор искала ответ

на вопрос о сущности человека во взаимодействии духовного и телесного, в

соединении результатов биологии и наук о духе. В Германии основатели

Франкфуртской школы, творчески развивавшие идеи К.Маркса, критически

относились к пионерским работам в области фс.антропологии. В сущности они

использовали аргументы Хоркхаймера. Их суть состоит в том, что

антропология, говоря словами Гегеля, имеет дело с неразвитым самосознанием,

не владеющим Идеей. Главный упрёк заключался в том, что антропология,

указывающая на фиксированную природу человека, становится тормозом

исторического развития. После войны эти аргументы развил Ю.Хабермас,

который выдвигал в качестве основных динамических характеристик истории

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.