дать источник другим мирам, это происходит циклообразно, бесконечно.
Атомисты не находят конечной причины рождения мира. Космос -результат
механического взаимодействия атомов, он не проектируется разумом. Однако
атомисты указывали, что есть некие привилегированные гладкие сферические
атомы, из которых образованы душа и ум, именно такие атомы Демокрит полагал
божественными.
Эпикур. (см.вопрос 9). Понимание природы атома Эпикуром отличается от
понимания Левкиппа и Демокрита по трём позициям:
1.Древние атомисты выделяли как существенные характеристики атома -
фигуру, порядок и позицию. У Эпикура - это фигура, вес и величина. Различия
атомов по форме чисто количественные, этого достаточно для объяснения
существования многообразия вещей. Формы атомов различны и множественны, но
разнообразие форм не бесконечно, хотя число атомов бесконечно.
2.Согласно Эпикуру, все атомы физически и онтологически неделимы.
Однако атомы имеют объём и величину, значит они должны иметь части. Эти
части выделяются лишь логически, структурно же атом неделим.
3.Эпикур понимает движение атомов не как равное во всех направлениях,
для него движение - это падение вниз, в бесконечное пространство, под
действием тяжести атомов. Мышление есть наибыстрейшее движение. Атомы
падают в бесконечности не по параллельным траекториям. Для обоснования
этого Эпикур вводит теорию отклонения, “деклинации” атомов, согласно
которой атомы могут отклоняться от прямой линии падения и встречаться с
другими атомами. Это отклонение не связано с законом, это чистая
случайность, слепая стихия.
Из бесконечных начал происходят бесконечные миры, в каждый миг они
рождаются и умирают, но в целом ничего не меняется, в основе этих
бесконечных универсумов нет целей, нет необходимости, есть лишь случай.
Самым крупным приверженцем эпикуреизма был Тит Лукреций Кар (I век до
н.э.). Свои взгляды он изложил в стихах в сочинении “О природе вещей”.
Философию Эпикура он излагает с помощью чувственных, ярких образов. В целом
повторяя эпикурейский атомизм, Лукреций Кар уделяет особое внимание
проблеме существования богов. Как и всё в мире, боги не могут не иметь
атомарной структуры. Но всё сложное существует, разрушаясь, в то время как
боги должны быть бессмертными, или они не боги. Утверждение, что это особые
атомарные агрегаты, ничего не объясняет: если боги испытывают воздействие
со стороны других атомарных структур, то неизбежны потери ими атомов. В
этом случае неясно, как они восстанавливаются.
Онтология как философское учение о бытии.
Онтология (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, учение). Термин
введен Р. Гоклениусом (1613 (по др. данным 1635)) и И. Клаубергом (1645).
Тематика же онтологии возникла еще у элеатов, отличавших единое истинно
сущее бытие от неистинного существования множественности чувственных вещей.
А реальность как таковая понималась как недоступная для чувственного
восприятия. Сама возможность онтологии как философского учения основывается
на тезисе Парменида о тождестве мышления и бытия, который, впрочем, может
толковаться совершенно различным образом. Онтология - учение о бытии как
таковом и в целом, независимо от его частных видов. Предметом онтологии,
таким образом, выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого
раскрывается в таких категориях как нечто и ничто, возможное и невозможное,
определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и
истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма,
становление, происхождение, переход и др. К настоящему времени сложилось
три основных возможных формы философской онтологии:
1) Онтология бытия. (Наивно-догматическая, трансцендентная онтология,
которая рассматривает в категориях бытие вне его отношения к познающему
субъекту и его возможностей познания).
2) Онтология познания. (Критическая, трансцендентальная онтология,
утверждающая недоступность для знания бытия самого по себе и
ограничивающее область, относящуюся к бытию, сферой познаваемого, которое
она раскрывает соответствующими методами и категориями).
3) Онтология культуры. (Основывается на философской антропологии и
принимает неосредственную взаимосвязь человека как сущего с сущим как
целым).
Гносеология: ее предмет, структура, основные направления.
Гносеология (от греч. gnosis - познание и logos - учение) или теория
познания - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в
процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности,
возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности
знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к
миру, его исходные и всеобщие основания. Теория познания оформилась со
времен Канта, хотя уже в античности оно было существенным предметом
философского интереса.
Предмет гносеологии = познание, то есть усвоение чувственного содержания
переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов, с
целью нахождения истины. Педмет гносеологии включает в себя два момента:
1) Сам акт познавания.
2) Результат этого акта, некое оформленное содержание.
Пзнание - акт в котором нечто познается “как нечто”.
Структура гносеологии:
1) Собственно теория познания:
а) Критика познания, отправляющаяся от существующего до сих пор типа
познания, в котором она критически отказывает наличному знанию. (Кант.
“Критика чистого разума”).
b) Теория познания в узком смысле слова, предметом которой является этот
тип познания.
Может, если более обще, включать в себя так же:
с) Методологию существующего познания.
d) Рефлексию о исторически существовавших типах знания.
2) Метафизика познания: исследует сущность познания, исходя большей частью
из возможности последнего, заключенной в бытии познающего и познаваемого.
Направления:
a) Эмпиризм - все познание выводится из чувственного опыта.
b) Эмпириокритицизм - философская система чистого опыта, критический
эмпиризм. Стремится ограничить философию изложениями данных опыа при
помощи исключения всякой метафизики с целью выработки естественного
понятия о мире.
c) Идеализм - рассматривает вещи как комплексы представлений, признает
бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу
восприятия.
d) Иллюзионизм - пространственно-временной мир - только иллюзия.
e) конвенционализм - характер понятий, определений, аксиом, гипотез на
целесообразности соглашения ученых.
f) Критицизм - установление возможности, происхождения, действительности,
закономерности и границ нашего познания.
g) Феноменализм - рассматривает предметы опыта или как вещи в себе ((1)
объективный феноменализм) или как простые феномены сознания и
субъективные ощущения. ((2) субъективный феноменализм).
h) Позитивизм - исходит из данного, фактического, “несомненного”, или
ограничивает им свое философское изложение.
i) Прагматизм - ценность познания заключена в его действенности (не
обязательно грубо практической).
j) Реализм - принятие существования вещей независимо от сознания.
k) Сенсуализм - все познание выводится из чувственных восприятий.
l) Скептицизм - основной принцип познания - сомнение.
Философская антропология: школы, направления, основные представители.
В 20-30 гг нашего столетия три автора внесли особо важный вклад в
развитие фс.антропологии. Это М.Шелер, соединивший методы феноменологии и
основные идеи философии жизни. Это Г.Плеснер, синтезировавший обширный
биологический материал и философскую рефлексию, заявивший, что биология без
философии слепа, а философия человека без биологии пуста. И наконец, это
А.Гелен. Эти пионерские работы были творчески развиты в дальнейшем, и среди
авторов, оставивших значительный след в развитии фс.антропологии, нужно
выделить Дж.Мида, Ж.-П.Сартра, А.Портмана, Э.Кассирера и К.Левита.
Дальнейший поворот в антропологии связан с деятельностью К.Леви-
Стросса, который существенно обогатил эту науку как фактическими данными
этнографии, так и новым методом, который он назвал структурным. Данный
метод имеет не только техническое, инструментальное значение, но радикально
изменяет мировоззрение, так как обращает внимание исследователя не только
на содержание мифов, обрядов, обычаев и других форм миропонимания, сколько
на выяснение структуры отношений, образующих специфику коммуникативных
связей первобытных людей. Их необычность объясняется не воображением и
фантазией или некими кровожадными инстинктами, а своеобразием структур
родства и способов освения природы. Например, разного рода табу выступают
как нормы, регулирующие отношения людей.
Не только работы Леви-Стросса способствовали глубоким изменениям
проблематики и методологии фс.антропологии, которая до сих пор искала ответ
на вопрос о сущности человека во взаимодействии духовного и телесного, в
соединении результатов биологии и наук о духе. В Германии основатели
Франкфуртской школы, творчески развивавшие идеи К.Маркса, критически
относились к пионерским работам в области фс.антропологии. В сущности они
использовали аргументы Хоркхаймера. Их суть состоит в том, что
антропология, говоря словами Гегеля, имеет дело с неразвитым самосознанием,
не владеющим Идеей. Главный упрёк заключался в том, что антропология,
указывающая на фиксированную природу человека, становится тормозом
исторического развития. После войны эти аргументы развил Ю.Хабермас,
который выдвигал в качестве основных динамических характеристик истории
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73