Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.

Существует две традиции в понимании истины в философии:

1) Онтологическая (от Платона).

2) Гносеологическая (от Аристотеля).

Платон: истина - нечто принадлежащее самому бытию, Аристотель: истинность и

ложность не свойства самого бытия, а характеристика знания. Аристотель

сформулировал классическое опрделение истины: суждение истинно, когда оно

утверждает то, что есть или отрицает то, чего нет; суждение ложно, когда

оно отрицает то, что есть и утверждает то, чего нет. В развернутом виде это

определение предполагает:

1) Внешняя действительностьк как объект познания существует до познания и

не зависит от наличия или отсутствия знания.

1) Понятие истины не совпадает с понятием о бытии и относится не к бытию,

а к суждению.

1) Истинность / ложность суждения выявляются в его соотнесенности с

предметом.

Мур назвал эту теорию истины корреспондентской (соответствие). Существуют

также так называемые Прагматическая теория истины: истинная идея - та,

которая выполняет свою функцию и когерентная теория истины - истинное

положение, которое можно вывести из аксиом данной системы. Кант:

трансцендентальная теория истины критерий иситны только формален - истина

состоит в согласии знания с самим собой. Прагматизм: критерий истины -

субъективная уверенность. Классическое определение истины постепенно

размывается, образуется две тенденции:

1) Абсолютизирующая субъективную сторону: онтологизация истины.

а) акцент на созерцании => к абстрактной всеобщности. (Декарт, Гегель).

b) акцент на деятельности: субъект конкретный индивид => абсолютизация

единичного (Философия жизни, Хайдеггер)

2) Абсолютизация объективного гносеологизация истины: истиина - только

теоретическое значение.

Но истина есть взаимосвязанный процесс. Помимо идеи и предмета включает в

себя намерения познающего и возможности реализации в предметной сфере.

Истина - такое содержание сознания, которая соответствует реальности и

является основанием для изменения реальности в виду субъективных целей..

Граница меры, достигнув которой теоретическое знание становится

практическим действием. Истина во времени, но как процесс она вечна.

Конкретно-всеобщее знание.

Учение о методе Ф.Бэкона.

В срвек.схоластике отсутствовали какие-либо строгие критерии для

отличения истины от вымысла. Ощущался недостаток не столько в идеях,

сколько в методе, в том твёрдом основании, на котором могло быть построено

позитивное научное знание и и эмпирическое исследование. Это обстоятельство

было положено Бэконом во главу угла как его критики, так и методов. Бэкон

(1561-1636, «Великое восстановление наук», «Новый Органон») подчёркивает,

что научное знание проистекает из опыта, не просто из непосредственных

чувственных данных, а именно из целенаправленно организованного опыта,

эксперимента. Сенсуализм столь же несостоятелен, как и спекулятивная

метафизика. Есть множество вещей, которые ускользают от чувств,

свидетельства чувств всегда субъективны, «Чувства всегда соотнесены с

человеком, а не с миром». Исправление ошибок чувства даёт правильно

организованный и специально приспособленный для того или иного исследования

опыт или эксперимент. «Природа вещей лучше обнаруживает себя в

искусственной стеснённости, чем в естественной свободе».

Для науки важны не всякие опыты, но поставленные с целью открытия

новых свойств явлений, их причин, дающие материал для последующего

теоретического осмысления. Бэкон различает два рода опыта: светоносный

(получение нового научного результата) и плодоносный (преследующий

практическую пользу). Он предупреждает против чрезмерной погони за

немедленной практической пользой.

Самое главное - выработать правильный метод анализа и обобщения

опытных данных, позволяющий проникнуть в сущность исследуемых явлений. По

Бэкону, таким методом должна стать индукция, но не как простое перечисление

благоприятных фактов. Научная индукция «производит в опыте разделение и

отбор и путём должных исключений и отбрасываний делает необходимые выводы».

Суть его индуктивного метода заключается в таблицах Открытия - Присутствия,

Отсутствия и Степеней. Собирается достаточное количество разнообразных

случае некоего «простого свойства» (тяжести, теплоты, цвета и.т.п.),

природа которого ищется. Затем берётся множество случаев, как можно более

подобных предыдущим, но в которых это свойство отсутствует. Затем -

множество случаев, в которых наблюдается изменение интенсивности этого

свойства. Сравнение этих множеств позволяет исключить факторы, не

сопутствующие данному свойству. Таким отбрасыванием мы получаем некий

остаток, неизменно сопутствующий изучаемому свойству - его «форму»,

причину.

Аналогия и исключение составляют главные приёмы данного метода. По

аналогии подбираются эмпирические данные для таблиц Открытия. Индуктивному

исследованию подлежат «простые свойства», на которые разлагаются все

конкретные физические тела, то есть не золото, вода, воздух, а их свойства

или качества.

Задача бэконовской индукции - выявить «форму», в терминологии

Аристотеля - формальную причину, а отнюдь не действующую или материальную,

которые по мнению Бэкона частны и преходящи. Для Бэкона, метафизика - часть

науки о природе, более абстрактный раздел физики. «Не будет никакой

метафизики после обретения истинной физики, за пределами которой нет

ничего, кроме божественного». Индукция - не средство узкоэмпирического

исследования (как у Милля), а метод выработки фундаментальных теоретических

понятий или аксиом естествознания, естественной философии.

Само понятие «формы» у Бэкона отличается от перипатетического или

схоластического. Форма для него - сама материальная вещь, но взятая в своей

объективной сути, а не так, как она представляется субъекту. Бэкон убеждён

в материальности форм и их полной познаваемости. Бэкон различает два рода

форм: формы конкретных вещей или субстанции и формы простых свойств. Первые

складываются из вторых, они вечны и неподвижны. Простых форм существует

конечное число, своим количеством и сочетанием они определяют всё

многообразие существующих вещей.

Продолжая своё учение о методе, Бэкон формулирует «Правила

умозаключений в физике»:

1.Не должно принимать в природе истинных причин сверх тех, которые

достаточны для объяснения явлений.

2.Должно приписывать те же причины того же рода проявлениям природы

(напр. падению камней в Европе и Африке, дыханию людей и животных).

Логика для Бэкона должна исходить не только из природы ума, но и из

природы вещей. Как метод продуктивного открытия индукция должна работать по

строго определённым правилам, не зависящим в своём применении от различий

индивидуальных способностей исследователей. «Разуму надо придать не крылья,

а свинец и тяжесть, чтобы они сдерживали всякий прыжок и полёт».

Определённая регламентация отличает научное знание от обыденного.

Социум и культура. Философия общества и философия культуры.

Общественные отношения являются содержательным наполнением всех

социальных институтов, культура же - оформлением этого содержания в

процессе созидательной и целенаправленной деятельности людей. Характер

организационных форм культуры приобретает в последнее время особенно

большое значение. Неправомерна постановка вопроса, являются ли те или иные

институты формами общества или культуры, ибо тут они объединяют свои

усилия, образуя культурные способы опредмечивания общественных отношений.

Отношения общества и культуры являются их взаимной потребностью друг в

друге, их всесторонним взаимодействием. Культура необходима человеческому

обществу с первых шагов его существования, поскольку тип организации

коллективной жизни не закодирован у человека в генофонде, как у животных.

Люди научились создавать особый тип предметной ревльности - разнообразные

объединения, союзы, организации - от родовых, племенных, религиозных до

современных экономических, политических, правовых, научных, художественных

и.т.п., деятельность которых обеспечивается обретаемыми индивидом

прижизненно представлениями, убеждениями, знаниями, умениями. Культура как

сверхприродная сила имеет в своей основе сознательные действия, поэтому

мера сознательности есть показатель уровня культуры. Развитие культуры -

процесс, детеминированный меняющимся состоянием общественных отношений -

государства, правовой системы, школы и.т.д.

При единстве технической культуры человечества, его социокультурная

жизнь (политическая, юридическая, педагогическая, коммуникативная,

художественная) оказывается многоликой для различных общественных групп.

Так в культуре средневековой Европы различаются 4 культурных слоя:

крестьянский, религиозный, светский, бюргерский. Идеологическое и социально-

психологическое расслоение культуры отражает структуру общества на каждом

этапе его развития. Отношения между обществом и культурой представляют

собой взаимодействие, в котором сила каждой стороны может меняться, но обе

являются активными участницами исторического процесса. Культура необходима

обществу для восполнения отмершей биологической формы регуляции совместной

жизин и деятельности людей, а общество необходимо культуре для обеспечения

её потребности самоосуществления и развития.

Объяснение и понимание.

Проблема объяснения и понимания начинается как проблема понимания

текста, с появлением первой преграды в общении - письменного языка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.