Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






пределы места своего возникновения и расселиться по всей Земле. Мысль

завоёвывает всё обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни,

развёртывает покров ноосферы.

Далее долго и подробно разбирается эволюция человекообразных обезьян с

их побочными ветвями, привеншая к homo sapiens. Далее описывается переход к

земледелию и скотоводству эпохи неолита. Причина - скудость территориальных

и пищевых ресурсов побуждает человека искать более продуктивный способ

добычи средств к существованию. Также человек пробует новые формы

социального: собственность, мораль, брак и.т.п.

Современная земля.

Через современное существование человека развёртывается новый, более

глубокий вираж мира. Начался он с Возрождения и особенно ярко обозначился в

XVIII в. Это экономические, социальные и технические изменения прежде

всего. Лишь в середине XIX в. начал проливаться свет, выявляя необратимую

взаимосвязь всего существующего (теория эволюции). Эволюция - основное

условие, которому должны подчиняться все теории, если они хотят быть

разумными и истинными. Социальный феномен - кульминация, а не ослабление

биологического феномена. Проблема - каково будет дальнейшее развитие, какой

путь мы выберем, опитимизм или пессимизм?

IV.СВЕРХЖИЗНЬ

Коллективный выход.

Обособление - тупик, которого необходимо избежать. Сосредоточение

путём рассредоточения с остальным далее уже невозможно. Эволюция -

возрастание сознания. Сознание - действие к единению. В настоящее время все

части человечества проникают друг в друга и сплачиваются на наших глазах.

Нужен мегасинтез: вход в сверхчеловечество открывается не для избранных лиц

и не для избранного народа, но лишь под напором всех вместе в том

направлении, в котором все вместе могут соединиться и завершить себя в

духовном обновлении Земли.

За пределами коллектива.

Триединое свойство, которым обладает каждое сознание:

1.всё частично сосредоточивать вокруг себя

2.всё больше сосредотачиваться в себе

3.путём сосредоточения присоединяться ко всем другим центрам,

окружающим его.

По структуре ноосфера представляет собой совокупность, имеющую центр.

Она должна сомкнуться где-то впереди в одном пункте, назовём его омегой,

который поглотит все части в себе.

Точка ОМЕГА. Сознание постепенно освобождается от Земли. В т. ОМЕГА

придут через науку. Научное развитие мысли есть продолжение эволюции

человечества и представляет собой гуманизацию человечества. Человечество

есть единый организм, коллективное человеческое сознание. В Омеге

суммируется и собирается в своём совершенстве и в своей целостности большое

количество сознание, постепенно выделяемое на Земле ноогенезом. Это

сохранение и возвеличивание элементов посредством конвергенции. Омега

собирает в себе все отдельные сознания, при этом каждое сознание продолжает

осознавать себя в качестве отдельного и даже тем больше отличается от

других, чем больше приближается к Омеге. Это дифференцированное единство. К

точке Омега мы придём по причине любви и вечности жизни.

Завершающий этап Земли.

Человек неминуемо должен достигнуть конца, конечной цели, но это

оптимизм, а не пессимизм, не глобальная мировая катастрофа, а высшая

стадия. Средства: организация научных исследований, возведение человека в

предмет познания, соединение науки и религии. Конец света - внутренний

возврат к себе целиком всей ноосферы, достигшей крайней степени своей

сложности и сосредоточенности, это отделение сознания, достигшего

совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы иметь возможность

покоиться в боге-омеге.

Знак. Смысл. Значение. Гносеологические проблемы семиотики.

Семиотика, или учение о знаках (природа и типы) и знаковом процессе

(семиозисе), своим местом в современных философских и околофилософских

дискуссиях обязана во многом пресловутому "«повороту к языку". Первые же

семиотические идеи были сформулированы стоиками и Августином (в рамках

логической и отчасти риторической проблематики: импликация и гипотетическое

суждение, проблема «несобственного» смысла слова.) Впервые гносеологические

вопросы были чётко поставлены Локком (ему же принадлежит заслуга введения

термина «семиотика» в философский обиход) – наряду с «идеями» (изучаемыми

логикой в узком смысле, основная роль которых заключается в приобретении

знаний), есть ещё и «слова» (вид «меток»), функция которых состоит в

трансляции уже приобретённого знания, изучаемые «учением о знаках».

Семиотика делится на синтактику (изучение отнашений знаков между собой в

системе), семантику (изучение отношений знака к обозначаемому, денотату),

прагматика (отношение знака к его интерпретации.) Эти три уровня

исследования не исключают др. друга, но напротив, тесно переплетены. (Ч.

Моррис)

Классическое определение знака звучит так: aliquid stat pro aliquo

(приблиз., «нечто, замещающее другое нечто.») Основное содержание можно

раскрыть след. образом: природа знака реляционна, предмет (вещь, объект) не

может быть знаком самого себя (зеркальное отражение не явл. знаком), его

характеризует отношение неполной эквиваленции (даже в случае с импликацией,

дым есть знак огня только до тех пор – временная последовательность ,- пока

отсутствует огонь.)

В современной семиотике знак есть функция от отношения в системе, т.е

знаком может быть объект любой природы, чем снимается основная его

характеристика в советской традиции (Резников, Степанов, Хабаров) как

метериального предмета: это не явл. его видовым отличием. Согласно Ч. Пирсу

знаки делятся на иконические, индексальные и символы. Первые имеет некое

общее качество или свойство со своим объектом, независимо от существования/

несуществования объекта (изображение кентавра, нр). Вторые основаны на

наличие физической связи, воздействии объекта на знак (флюгер, след от

пули.) Третьи суть условные (слова.) Дополнительно выделяют ещё сигналы и

симптомы, однако их включение в классификации зависит от того, проводится

ли классификация в рамках антропосемиотики (изучающей знаковые явления в

культуре), либо в рамках общей семиотики (стремящейся разработать единый

подход к любым знаковым феноменам.)

Наиболее ясное определение знаковой ситуации (семиозиса в терминах Ч.

Пирса) дал Г. Фреге («Смысл и значение», 1892):

сам знак, его значение, смысл и представление.

Знак – событие, объект особой формы (см. выше); значение – сам предмет (для

имен собственных, иначе – обозначаемое, объем понятия); смысл – объективное

содержание, способ данности значения; представление – субъективное

постижение смысла (мысли для предложения) конкретным человеком. Этим

различением значения и смысла, с одной стороны, и представления, с другой,

Фреге обосновывал несводимость логики к психологии, чем оказал заметное

влияние и на Гуссерля.

Всё же дальнейшее развитие логической проблематики в рамках аналитической

традиции проходило под знаком перехода от «трёхуровневой» к «двухуровневой»

семантике, совершённое Расселом и ранним Витгенштейном. (например, теория

коореспондентной истины у Тарского, который использеут только знаки для

обозначения реальности и обозначения для знаков.)

Собственно, с т. зрения гносеологии можно условно выделить два подхода к

знаковым процессам:

1) умеренный: анализ языка науки, выяснение роли искусственных знаковых

систем в познании, различение знака и образа (соответсвенно, отказ от

понятия иконического знака) и постановка проблемы идеального (образ –

явление сознания, представляющее идеальное воспроизведение предметов, их

связей и отношений), которая трактует сходство образов и отображаемых

материальных предметов как имеющее основание в материальном единстве мира.

2) универсальный: всякий процесс познания имеет знаковую природу, мы

познаём только в знаках и то, что мы познаём тоже есть знак. Реальность

объектов не предпосылается, но конституируется в процессе исследования

сообществом учёных, чем не отвергается существование внешнего мира, просто

с т. зрения науки, понятие предмета и значение знака не совпадают, познание

движется по асимптотической траектории по отношению к миру. Логика есть

семиотика. (Пирс)

В последнее время наблюдается своеобразное возрождение локковского учения

об идеях в рамках когнитивной науки (Холенштайн), которая пользуется

понятийным аппаратом семиотики.

Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».

Следует отметить, что уже в предисловии, посвященном Рихарду Вагнеру,

Ницше заявляет важнейшую посылку своей работы - серьезное отношение к

эстетической проблематике, к искусству, говоря о том, что

«противопоставление искусства «серьезности существования» - грубое

недоразумение» и, что его собственное убеждение - это «взгляд на искусство

как на высшую задачу и собственно метафизическую деятельность в этой

жизни».

Аполлонизм и Дионисийство.

Ницше начинает свой анализ греческого мира через выявление двух

определяющих его начал (сил, стремлений, истин): аполлонического и

дионисического. Эти начала, воплощенные в образах богов Аполлона и Диониса,

оказываются не только отделенными друг от друга как правители своих

земель, но и взаимонуждающимися друг в друге. Иногда Ницше даже говорит об

их тождественности в смысле вынужденности их постоянной борьбы друг с

другом и примирения в душе античного грека. Тем самым, как это было в

трагедии, часто они оказываются говорящими языком соперника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.