Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






классов: общественное разделение труда, закрепление определенных видов

деятельности за большими социальными группами. Роль института частной

собственности: разделяет людей по отношению к средствам производства и

присвоению результатов труда.

Конкретно-исторически образование классов происходило двояким путем: 1)

выделение внутри общины или союза общин эксплуататорской верхушки,

состоявшей первоначально из лиц, облеченных важными общественными

полномочиями (старейшин, жрецов и т.д.), а потом и из более широкого слоя

богатых людей; 2) обращением в рабство сначала чужеплеменников, а затем и

обнищавших соплеменников.

Марксова концепция классов оказала большое влияние на всю последующую

социально-философскую и социологическую мысль: стремление найти объективные

критерии для выделения больших социальных групп и определения их

общественного статуса привело к тому, что возникшие позднее концепции

(включая учение о стратах М. Вебера) так или иначе учитывали марксову

концепцию.

"Социальная стратификация - это дифференциация некоей данной

совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее

основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий,

ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных

ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества" писал

П. Сорокин. Страты (слой) - феномен горизонтальной и вертикальной

неоднородности. В марксисткой традиции речь шла только о слоях внутри того

или иного класса (мелкая, средняя и крупная буржуазия). Между тем многие

страты не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят

межклассовый характер. Одна из первых (веберовская) попыток подойти к

обществу под углом зрения его стратификационной структуры исходила из

марксова анализа классов, но стремилась расширить веер классовых различий,

рассматривая и такие из них, которые напрямую не связаны с собственностью -

профессиональное мастерство и квалификация, социальный престиж (статус ),

партийная принадлежность.

Социальная стратификация - обязательная черта любого общества,

функционально необходима. Чем организованнее общество, тем оптимальнее

выглядит его стратификационная характеристика. Стратификационная структура

населения - понятие многомерное, что связано с многообразием выполняемых

индивидом ролей и соответственно возможностью его изучения, характеристики

и типологизации страт с почти беспредельного числа сторон.

Социальная философия: предмет и структура.

Можно сказать, что социальная философия обществоведческий срез

философского знания в целом и большинства его структурных элементов в

отдельности. В этом плане можно говорить о социальной онтологии, включающей

в себя проблемы общественного бытия и его модификаций - бытия

экономического, бытия экологического, демографического и т.д.

соответствующим срезом концепций взаимосвязи и развития выступает

социальная динамика, рассматривающая проблемы линейности, цикличности и

спиралевидности в общественном развитии, соотношения революционного и

эволюционного в переходные эпохи, общественного прогресса. Важный

структурный элемент социально-философского знания, представляющий собой

срез гносеологии - социальное познание. В его поле зрения анализ

общественного сознания, специфика применения при изучении социума

общенаучных методов и форм познания.

Основные функции социальной философии: мировоззренческая (мировоззрение -

совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего

нас мира и месте человека в нем; методологическая . философский метод есть

система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию

действительности. В истории философии прослеживаются два основных метода -

диалектика (исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и

процессов в окружающем мире, из принципа развития, качественных изменений

явлений и процессов, из внутренней противоречивости, закономерно присущей

любому явлению или процессу) и метафизика (признает только случайные связи,

возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи, сводит все

изменения только к количественным, считает, что противоречия свойственны

только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности).

Общефилософский метод преломляется в социально-философском пространстве

весьма специфически. Так социальная философия позитивизма (отрицание

объективного характера законов общественного развития) оказывает

существенное методологическое влияние на представителей конкретных

обществоведческих наук. Специфические функции: гуманистическая и

общекультурная.

Предмет социальной философии - общество и человек.

Социальное познание.

Познание социума от познания других объектов отличает: социум - самый

сложный из объектов познания (в силу этого сущность социальных явлений и

процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее,

чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы);

в социальном познании мы имеем дело с исследованием не только материальных

(как в естествознании), но и идеальных, духовных отношений (эти отношения

значительно противоречивее, сложнее и многообразнее, чем связи в природе);

в социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект

познания (с одной стороны такое тождество имеет положительное значение -

поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему

субъекту по его непосредственному и опосредованному жизненному опыту, что

способствует глубокому осмыслению этих процессов; с другой стороны, в

совокупном субъекте познания представлены разные, порой диаметрально

противоположные, вол, интересы, цели: в результате и в сами исторические

процессы и в их познание привносится изрядный элемент субъективизма).

В социальном познании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень: первичный и элементарный познавательный процесс -

наблюдение. Специфика наблюдения: уже в невключенном наблюдении как правило

обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта. Активное

(наблюдатель - инкогнито) и пассивное включенное наблюдение. Недостатки:

невозможность изменить объект в интересующем направлении, регулировать

условия и ход изучаемого процесса.

Социальный эксперимент: вмешательство в естественный ход событий.

Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер: нацелен на

преобразование экономики, национально-государственного устройства и т.д.,

может давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только

разные, но и прямо противоположные результаты. Объект социального

эксперимента обладает меньшей степенью изоляции от остающихся вне

эксперимента подобных объектов (так называемой контрольной группы) и всех

воздействий данного социума в целом. Главной задачей эмпирического уровня

науки является накопление фактов. Факт как фрагмент уже состоявшейся

действительности.

Теоретический уровень социального познания. Классификация и

систематизация накопленных фатов. Среди методов: исторический - отражает

реальную историю объекта в ее конкретном многообразии, выявляет значимые

исторические факты и стадии развития, то позволяет в итоге создать теорию

объекта, раскрыть логику и закономерности его развития. Необходимо

различать исторический метод и принцип историзма: метод показывает пути

изучения, а принципы представляют собой выводы об объективных

характеристиках объекта, следующие из этого изучения. В свою очередь уже

добытые принципы выступают в качестве предпосылок дальнейшего познания.

Одной из таких предпосылок исторического познания и выступает принцип

историзма. Он включает в себя, с одной стороны, понимание развития как

смены ряда этапов, каждый из которых рассматривается относительно

завершенным, устойчивым и сопоставимым с другими этапами развития. С другой

стороны, сами эти этапы рассматриваются как смена различных состояний одной

и той же системы, и это сохранение элементов общности и преемственности

позволяет выявить целостность изучаемого явления.

Философские учения о законе: их исторические формы.

Идея о том, что миром управляют универсальные законы родилась в глубокой

древности у китайских и греческих мыслителей. У древнегреческих философов

идея о всеобщем мировом законе первоначально связывается с идеей мирового

порядка. У Гераклита логос выступает и как мировой закон, судьба, которому

подчиняется развитие всех вещей и людей. Анаксагор: мировой разум

упорядочивает хаос геометрий, лежащих в основании всего сущего. Демокрит:

все в мире возникает и совершенствуется в силу необходимости, выступающей у

него в качестве некоторой органически присущей природе силы. Понятия

закона, необходимости и причины совпадают. Это обуславливает то, что

познание необходимости трактуется как познание причин, или "законное"

познание (материалистическое толкование закона как природного порядка

вещей). Платон: идеалистическая концепция закона как идеального

организующего начала в отношении текучего, преходящего мира идей.

Аристотель: идея не может быть законом вещей, потому что она неподвижна, а

вещи находятся в движении. В понятиях материи и формы, возможности и

действительности Аристотель выразил ту мысль, что закон выступает как

тенденция в процессе становления (телеологическое толкование закона).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.