классов: общественное разделение труда, закрепление определенных видов
деятельности за большими социальными группами. Роль института частной
собственности: разделяет людей по отношению к средствам производства и
присвоению результатов труда.
Конкретно-исторически образование классов происходило двояким путем: 1)
выделение внутри общины или союза общин эксплуататорской верхушки,
состоявшей первоначально из лиц, облеченных важными общественными
полномочиями (старейшин, жрецов и т.д.), а потом и из более широкого слоя
богатых людей; 2) обращением в рабство сначала чужеплеменников, а затем и
обнищавших соплеменников.
Марксова концепция классов оказала большое влияние на всю последующую
социально-философскую и социологическую мысль: стремление найти объективные
критерии для выделения больших социальных групп и определения их
общественного статуса привело к тому, что возникшие позднее концепции
(включая учение о стратах М. Вебера) так или иначе учитывали марксову
концепцию.
"Социальная стратификация - это дифференциация некоей данной
совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее
основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий,
ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных
ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества" писал
П. Сорокин. Страты (слой) - феномен горизонтальной и вертикальной
неоднородности. В марксисткой традиции речь шла только о слоях внутри того
или иного класса (мелкая, средняя и крупная буржуазия). Между тем многие
страты не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят
межклассовый характер. Одна из первых (веберовская) попыток подойти к
обществу под углом зрения его стратификационной структуры исходила из
марксова анализа классов, но стремилась расширить веер классовых различий,
рассматривая и такие из них, которые напрямую не связаны с собственностью -
профессиональное мастерство и квалификация, социальный престиж (статус ),
партийная принадлежность.
Социальная стратификация - обязательная черта любого общества,
функционально необходима. Чем организованнее общество, тем оптимальнее
выглядит его стратификационная характеристика. Стратификационная структура
населения - понятие многомерное, что связано с многообразием выполняемых
индивидом ролей и соответственно возможностью его изучения, характеристики
и типологизации страт с почти беспредельного числа сторон.
Социальная философия: предмет и структура.
Можно сказать, что социальная философия обществоведческий срез
философского знания в целом и большинства его структурных элементов в
отдельности. В этом плане можно говорить о социальной онтологии, включающей
в себя проблемы общественного бытия и его модификаций - бытия
экономического, бытия экологического, демографического и т.д.
соответствующим срезом концепций взаимосвязи и развития выступает
социальная динамика, рассматривающая проблемы линейности, цикличности и
спиралевидности в общественном развитии, соотношения революционного и
эволюционного в переходные эпохи, общественного прогресса. Важный
структурный элемент социально-философского знания, представляющий собой
срез гносеологии - социальное познание. В его поле зрения анализ
общественного сознания, специфика применения при изучении социума
общенаучных методов и форм познания.
Основные функции социальной философии: мировоззренческая (мировоззрение -
совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего
нас мира и месте человека в нем; методологическая . философский метод есть
система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию
действительности. В истории философии прослеживаются два основных метода -
диалектика (исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и
процессов в окружающем мире, из принципа развития, качественных изменений
явлений и процессов, из внутренней противоречивости, закономерно присущей
любому явлению или процессу) и метафизика (признает только случайные связи,
возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи, сводит все
изменения только к количественным, считает, что противоречия свойственны
только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности).
Общефилософский метод преломляется в социально-философском пространстве
весьма специфически. Так социальная философия позитивизма (отрицание
объективного характера законов общественного развития) оказывает
существенное методологическое влияние на представителей конкретных
обществоведческих наук. Специфические функции: гуманистическая и
общекультурная.
Предмет социальной философии - общество и человек.
Социальное познание.
Познание социума от познания других объектов отличает: социум - самый
сложный из объектов познания (в силу этого сущность социальных явлений и
процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее,
чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы);
в социальном познании мы имеем дело с исследованием не только материальных
(как в естествознании), но и идеальных, духовных отношений (эти отношения
значительно противоречивее, сложнее и многообразнее, чем связи в природе);
в социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект
познания (с одной стороны такое тождество имеет положительное значение -
поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему
субъекту по его непосредственному и опосредованному жизненному опыту, что
способствует глубокому осмыслению этих процессов; с другой стороны, в
совокупном субъекте познания представлены разные, порой диаметрально
противоположные, вол, интересы, цели: в результате и в сами исторические
процессы и в их познание привносится изрядный элемент субъективизма).
В социальном познании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень: первичный и элементарный познавательный процесс -
наблюдение. Специфика наблюдения: уже в невключенном наблюдении как правило
обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта. Активное
(наблюдатель - инкогнито) и пассивное включенное наблюдение. Недостатки:
невозможность изменить объект в интересующем направлении, регулировать
условия и ход изучаемого процесса.
Социальный эксперимент: вмешательство в естественный ход событий.
Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер: нацелен на
преобразование экономики, национально-государственного устройства и т.д.,
может давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только
разные, но и прямо противоположные результаты. Объект социального
эксперимента обладает меньшей степенью изоляции от остающихся вне
эксперимента подобных объектов (так называемой контрольной группы) и всех
воздействий данного социума в целом. Главной задачей эмпирического уровня
науки является накопление фактов. Факт как фрагмент уже состоявшейся
действительности.
Теоретический уровень социального познания. Классификация и
систематизация накопленных фатов. Среди методов: исторический - отражает
реальную историю объекта в ее конкретном многообразии, выявляет значимые
исторические факты и стадии развития, то позволяет в итоге создать теорию
объекта, раскрыть логику и закономерности его развития. Необходимо
различать исторический метод и принцип историзма: метод показывает пути
изучения, а принципы представляют собой выводы об объективных
характеристиках объекта, следующие из этого изучения. В свою очередь уже
добытые принципы выступают в качестве предпосылок дальнейшего познания.
Одной из таких предпосылок исторического познания и выступает принцип
историзма. Он включает в себя, с одной стороны, понимание развития как
смены ряда этапов, каждый из которых рассматривается относительно
завершенным, устойчивым и сопоставимым с другими этапами развития. С другой
стороны, сами эти этапы рассматриваются как смена различных состояний одной
и той же системы, и это сохранение элементов общности и преемственности
позволяет выявить целостность изучаемого явления.
Философские учения о законе: их исторические формы.
Идея о том, что миром управляют универсальные законы родилась в глубокой
древности у китайских и греческих мыслителей. У древнегреческих философов
идея о всеобщем мировом законе первоначально связывается с идеей мирового
порядка. У Гераклита логос выступает и как мировой закон, судьба, которому
подчиняется развитие всех вещей и людей. Анаксагор: мировой разум
упорядочивает хаос геометрий, лежащих в основании всего сущего. Демокрит:
все в мире возникает и совершенствуется в силу необходимости, выступающей у
него в качестве некоторой органически присущей природе силы. Понятия
закона, необходимости и причины совпадают. Это обуславливает то, что
познание необходимости трактуется как познание причин, или "законное"
познание (материалистическое толкование закона как природного порядка
вещей). Платон: идеалистическая концепция закона как идеального
организующего начала в отношении текучего, преходящего мира идей.
Аристотель: идея не может быть законом вещей, потому что она неподвижна, а
вещи находятся в движении. В понятиях материи и формы, возможности и
действительности Аристотель выразил ту мысль, что закон выступает как
тенденция в процессе становления (телеологическое толкование закона).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73