Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






Меньшинство связано так же креко повиновением государственной власти, как и

большинство. Когда правительство избрано, граждане теряют все права, за

исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им тот, кто

правит. Гоббс отрицает права восстания, так как правитель не связан никаким

договором, тогда как подданные связаны. Объединенное таким образом

множество людей называется государством. Это - Левиафан, смертное божество.

Государство есть, таким образом, не что иное как искусственное тело. Гоббс

предпочитает монархию остальным формам правления. Веховная власть

называется сувереном. Его власть - неограничена. Однако Гоббс ограничивает

в одном отношении обязанность повиноваться суверену: право самосохранения у

человека - абсолютное. Таким образом, согласно Гоббсу, сопротивление

правителю оправдано только в случае самозащиты, тогда как с целью помощи

другому - преступно.

Философия Французского Просвещения XVIII века. (Общая характеристика,

основные представители, системы, школы).

Общая характеристика: Интелеектуальная эпоха с преобладанием

антропологического направления, пришедшая на смену логико-метафизическому

периоду. Чисто теоретическое направление уступило место пониманию философии

как мировой мудрости. Французское просвещение в общих чертах характеризует

то же, что и остальные просветительские течения:

1) Интерес к человеческой субъективности.

2) Скептическое и усталое принебрежение метафизическими тонкостями.

3) Признание существования общей человеческой природы.

4) Эмпирическое наблюдение человеческой жизни.

5) Изучение возможностей и границ познания (прежде всего, научного).

6) Преимущественный интерес к философским проблемам общественной жизни.

7) Распространение философии в широких кругах общественности.

8) Слияние научного и литературного движения.

Характерно светское воззрение на жизнь, которое было выработано еще

искусством, государством и естествознанием Ренесанса. Интерес к

разграничению метафизических понятий отходит на задний план. Довольствуются

общими метафизическими контурамми, чтобы тем внимательней заняться

вопросами человеческой жизни. Полемика со спекулятивной философией.

Метафизика “здравого человеческого смысла”.

Французское Просвещение складывалось по преимуществу под влиянием идей

Локка и Ньютона. Знакомство с ними оказало сильную поддержку стремлению к

освобождению умов от традиционных предрассудков. Под влиянием почерпнутого

из учения Локка убеждения, что всякое познание возникает из ощущений,

ньютоновское учение о тяготении перетолковывается в чисто механистическое

миросозерцание. В связи с этим во Французском Просвещении быстро произошел

переход от эмпиризма к сунсеализму и затем к крайнему материализму. С точки

зрения механиситческого материализма преимущественно разрабатывалась и

мораль: все формы удовольствия были сведены к чувственному удовольствию,

всякое же человеческое стремление - к эгоистическим побуждениям, которые

следует умерять воспитанием и благоразумным взвешиванием собственной

выгоды. Во Франции социальная и политическая действительность настолько

была противоположна идеалу, что не только изложение идей Просвещения

приобретает здесь более страстный и энергичный характер, но и сами идеи

получают более резкую форму, их отрицательная энергия сильнее направляется

против существующего государства и церкви. Пионером Французского

Просвещения был Пьер Бейль, который направил воззрения образованного

общества к религиозному скептицизму. Вольтер отстаивал и положительные

стремления Просвещения. В коллективном труде энциклопедистов шаг за шагом

совершился переворот от эмпиризма к сенсуализму, от деизма к атеизму, от

энтузиастической к эгоистической морали. Просвещению рассудка (Кондильяк)

Руссо противопоставил со стихийной силой философию чувства и привел вместе

с тем интеллектуальное развитие к революции.

Основные представители:

1. Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694 - 1778). Один из вождей Французского

Просвещения. Сторонник механики и физики Ньютона, признает существование

бога-творца, “первого двигателя”. = деизм. Движение природы происходит по

вечным законам, но бог неотделим от природы; это не субстанция, а,

скорее, принцип действия. Фактически отождествление бога (“великого

геометра”) и природы. Критика дуализма, представления о душе как особого

рода субстанции. Сознание - свойство материи, присущее только живым

телам. Спсобностью мыслить наделил материю бог. Требование научного

исследования природы. Источник знания - опыт. Задача науки -изучение

объективной причинности. Допускал наличие конечных причин, вероятность

существования “высшего разума”, “архитектора” вселенной. Антифеодальная

направленность социальных взглядов. Против крепостничества, за равенство

граждан перед законом, свободу слова, налоги,, пропорциональные

имуществу.. Но деление общества на богатых и бедных - неизбежно. Разумное

государственное устройство - конституционная монархия во главе с

просвещенным монархом. В конце жизни - симпатии к республиканской форме

правления. Критиковал библейско-христианское воззрение на историю, дал

набросок картины истории человечества. Ему принадлежит термин “философия

истории”: прогрессивное развитие общества независимо от воли божества.

Объясняется изменением идей. Сатира на христианство и католическую

церковь. Но не приемлет атеизма, так как идея карающего бога должна жить

в народе.

2. Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755). Деист. Критиковал теологию и церковь,

но считал нужной религию для поддержания общественной нравственности.

Идея всеобщей закономерности, которой подчинены явления природы и

общества. Против провиденциализма. Закон = “необходимое отношение,

вытекающее из природы вещей”. Теория естественного права, но невозможно

на этой теории построить универсальную систему общественных законов, т.

к. условия существования народов различны. Разнообразие законов и форм

правления. Основоположник географического направления в социологиии..

Сторонник умеренной конституционной монархии и принципа разделения

властей.

3. Дени Дидро (1713 - 1784). Путь от деизма и этического идеализма до

материализма в учении о природе и теории познания и атеизма. Идеи связи

материи и движения. Всеощая чувствительность материи. Люди и животные -

инструменты, наделенные способностью ощущать и памятью. Мышление не

спонтанно. Знание - источник совершенствования человеческого могущества.

Руководитель “Энциклопедии”. За конституционную монархию.

4. Этьен Бонно де Кондильяк (1715 - 1780). Католический священник.

Последователь Локка в теории познания. Но отрицал наличие рефлексии.

Выводы близкие к субъективному идеализму. Ощущения вызываются внешними

предметами, но ничего общего с ними не имеют. Предмет разума - не

объективный мир, а совокупность ощущений.

5. Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771). Основа - сенсуализм Локка, но без

идеалистических элементов. Объективно суествующая материя познается при

помощи ощущений. Другое орудие познания - память = “длящееся, но

ослабленное ощущение”. Мышление - только комбинирование ощущений. Большая

роль общественной Среды в воспитании человеческого характера.

Необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Но

определяющая роль в общественном развитии - человеческое сознание и

страсть. Чувстенные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно

понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство

человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами

промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания -

вот главные моменты его системы.

6. Жюльен Офре де Ламетри (1709 - 1751). Основа - физика Декарта и

сенсуализм Локка. Мир - проявление протяженной внутренне активной,

ощущающей материальной субстанции, формами которой являются

неорганическое растительное и животное царства (к последнему относится и

человек). Процесс мышления - сравнение и комбинирование представлений,

возникших на основе ощущений и памяти. Представитель механицизма,

приближавшегося к идеям эволюционизма. Главные причины исторического

развития - просвещение и деятельность выдающихся личностей. Сторонник

просвещенного абсолютизма. Атеист, но считал необходимым сохранения

религиозной веры для народных масс.

7. Поль Анри Гольбах (1723 1789)Кртитка религии и идеалистической

философии, особенно Беркли. Идеализм - химера противостоящая здравому

смыслу. Возникновение религии из-за темноты, страха одних и обмана

других. Материя - все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши

чувства. Состоит из неделимых и неизменных атомов. Свойства атомов:

протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Движение - атрибут материи =

простое перемещение тел в пространстве. Человек - часть природы и

подчинен ее законам. Детерминист, но понимал причинность механически.

Сенсуалист. Против агностицизма. Сторонник конституционной монархии,

иногда просвещенного абсолютизма. Считал, что “мнения правят миром”.

Незнание своей собственной природы привело род человеческий к тому, что

он оказался порабощенным и стал жертовой правительств.

8. Жан Жак Руссо (1712 - 1778). Деизм. Признавал существование бесмертной

души. Материя и дух - два извечно существующих начала (= дуализм).

Сенсуалист, но признавал врожденность нравственных идей. За буржуазную

демократию, гражданские свободы, признавал равенство людей от рождения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.