Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






свойства личности.

Философия жизни (Ницше, Дильтей): специфика человека - в феномене жизни,

который либо сильно сближается с органическим, биологическим, либо

истолковывается в культурно-историческом смысле (Дильтей). На первый план

выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство (Гаман, Якоби),

воля (Шопенгауэр), интуиция (Бергсон).

Экзистенциализм: на первый план выдвигаются чувства, но не просто

чувства, а процесс чувствования, переживания.

Итоги рассмотрения проблемы человека: 1) в основе специфики человека

лежит его духовность; 2) специфика человека определяется символизацией им

собственного духовного мира в различных сферах своей деятельности; 3)

духовный мир человека имеет известные градации внутри себя: переживание

(чувство) и мысль, сознание и бессознательное, воля и интуиция.

Учение всеединства в России: представители и направления.

(Словарь русской философии).

Всеединство - философская категория, выражающая органическое единство

универсального мирового бытия. Взаимопроникнутость и раздельность

образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при

качественной специфичности и индивидуальности. Всеединство было

представлено в различных философских течениях (наиболее значительные из них

неоплатонизм, христианских платонизм, всякого рода пантеистические и

панентеистические, религиозно-мистические доктрины), многие из которых в

той или иной мере были восприняты и русской философской мыслью.

Начало философии всеединства - учение В.С. Соловьева (к этому течению

принадлежат системы, созданные Флоренским, Франком, Карсавиным, Н.О.

Лосским, Булгаковым). Ее идейными предшественниками являются Киреевский и

Хомяков, выдвинувшие учение о соборности (человека и церкви) и идею

"живознания" как основного средства познания всеединства.

Системы всеединства, разработанные в русской философии, принадлежат к 4

типам: софиологическому, монодуалистическому (или панентеистическому),

моноплюралистическому и философскому символизму.

1) Софиологический тип. Соловьев стремился построить философию как

систему положительных начал путем переосмысления начал отвлеченных, их

органического синтеза с интуициями и идеями, схватывающими мир в его

целостности и человеческой значимостью, прежде всего, с религиозным опытом

и верой. В сфере онтологии важнейшим из таких начал является положительное

единство - свободное единение в Абсолюте всех элементов бытия как

Божественных первообразов и искомого состояния мира. В основе всего сущего

лежит Абсолютно-сущее, Сверхсущее, Бог; всякая действительность сводится к

безусловной действительности, к Абсолюту, но Абсолютное не отделено от

мира: оно есть единое и в то же время в нем заключено все. В этом плане

Абсолют (первое Абсолютное) и Космос (второе Абсолютное) соотносительны

друг другу, т.е. единосущностны, и в то же время нетождественны, поскольку

первое Абсолютное есть актуально сущее, а второе - становящееся. Первое

открывается непосредственно в своей действительности, а второе, как

единство многообразного, не может быть дано непосредственно и должно быть

раскрыто на путях рациональной дедукции (дедукция: 1) осознание того, что

Абсолютно-сущее нуждается в идеальной действительности; 2) переход от

многообразия идеальных форм к многообразию реально существующего бытия).

Единство природного бытия реализуется через деятельность Мировой души,

Софии и Богочеловечества, которые занимает посредствующее место между

множеством реально существующих природных предметов и безусловным единством

Божества. Интегративным началом природного бытия выступает, прежде всего,

Мировая душа как живое средоточие всех тварей, но, оставаясь свободной, она

может превратить раздвоение в Абсолюте в дуалистическое противопоставление

мира Абсолюту. С появлением человека над космическим процессом,

происходившим в мире, возвышается процесс исторический, движимый все той же

Мировой душой, но теперь именуемой уже Софией, которая как род всеединства

в Боге восстанавливает единство мирового бытия, разрушенное по воле Мировой

души, вновь соединяя ее с Божеством. Соединение Мировой души с Божественным

Логосом осуществляется в человеке и достигается в ходе его длительного и

сложного становления в качестве подлинно духовного и нравственного

существа, укорененного в Боге. Так возникает собственно исторический

процесс, внутри которого происходит боговоплощение. Поскольку человеческое

бытие включает социальное бытие во всех разнообразных его модификациях, в

каждой из них всеединство как основной онтологический принцип приобретает

свою специфику. В нравственной области положительное всеединство есть

абсолютное благо, в познавательной - абсолютная истина, а в сфере

материального бытия - абсолютная красота.

Основные черты концепции Соловьева: 1) постулирование некоторого третьего

рода бытия - Софийного бытия, отличного как от божественного, так и от

природного, и выполняющего функцию связующего звена между ними, носителя

всеединства; 2) попытка совместить представления об изначальной софийности

мира с ущербностью реально существующих предметов.

В отличие от Соловьева Флоренский обосновывает единство всей твари в Боге

как восхождение от твари к Абсолюту (у Соловьева наоборот). Тварное бытие -

это не эманация Божества, а самостоятельное творение Божие. Идеальную сферу

природной твари, мистическую основу Космоса составляет София (София -

существенный структурный компонент Абсолютного, божественного бытия). В

качестве внутреннего принципа всеединства, как сила созидающая и

скрепляющая его (слияние Абсолютного и Космоса), выступает Любовь.

2) Панентеистический тип. Отказ от введения третьего софийного бытия в

качестве посредника, связующего божественные и природные миры, и усмотрение

всеединства во внутренней сущности последних. Панентеизм исходит из

признания сущностного единства Бога и природы, но в отличие от пантеизма не

растворяет Бога в природе, а видит в нем высшее выражение личностного

начала в бытии, дополняя безличностную онтологию пантеизма личностной

онтологией христианства. В. Карсавин: центральное место принадлежит понятию

"стяженного бытия" (заимствованного у Кузанского), посредством которого

описывается диалектика взаимосвязей целого и его частей. В соответствии с

этой идеей, целое, хотя и в "умаленном", "свернутом" виде, присутствует в

своих частях, а любая часть - во всех других частях целого.

Отличительной особенностью концепции Франка является гносеологический

подход к проблеме. Выделяемые Франком при описании всеединства такие

сущностные его определенности, как металогическое, непостижимое,

сверхрациональное, носит отчетливо выраженный гносеологический характер, а

сама конкретная модель всеединства возникает из анализа природы знания. Два

типа знания и, соответственно, типа бытия: 1) отвлеченное логическое

знание, выражаемое в суждениях и понятиях, которому в онтологическом плане

соответствует предметная действительность; 2) живое интуитивное знание

(реальность включает все, что представлено в опыте помимо и сверх

предметного бытия).

3) Моноплюралистический тип. (Н.О. Лосский). Пытается совместить

представления о множественности субстанциальных (самодостаточных и

суверенных) начал бытия, с их принадлежностью некоторому Абсолютному бытию,

в котором они, однако, не теряют своей нерастворимой и непреходящей

самобытности и индивидуальности (влияние "Монадологии" Лейбница).

4) Философский символизм (поздние труды Флоренского, ранние - Лосева).

Попытка синтезировать христианскую онтологию с символистской картиной

реальности. При этом исходная идея символизма - все чувственно-материальное

проникнуто смыслом, а смысл для своего выражения и воплощения нуждается в

чувсвенно-телесной материальной форме - истолковывается в духе религиозного

мировосприятия, т.е. смысл понимается как сгусток и частица божественного

Логоса, Святого Духа. Соответственно реальность изображается как

совокупность символов разных порядков, на вершине и в основании которой

находится Бог (сам символом не являющийся), порождающий и вмещающий в себя

смысловую сторону всех символов, которые различаются между собой по степени

их насыщенности смыслом и проявленности этого смысла в их чувственно-

телесной оболочке. Единство всего существующего, т.о. усматривается в его

осмысленности, одухотворенности, т.е. причастности Богу энергийной стороной

своего бытия, как порождения и носителя божественных энергий. Религиозно-

философская сущность символа наиболее полно выражается в имени. Имя вещи

представляет собой метафизический принцип бытия и познания.

Экзистенциальная диалектика Кьеркегора.

!843 - «Страх и трепет».1844-«Понятие страха» 1845-«Или - Или» 1846-

«Заключительное ненаучное послесловия к «Философским крохам»» - обоснование

религии с позиций экзистенциального фил-я. 1849- «Болезнь к смерти».

Европейский экзистенциализм - "разношерстные" течения. Базовое понятие

- экзистенция - единичное человеческое существование, необъективируемое в

категориях предметного мышления (отсюда попытки выразить косвенным

образом). Восходит к Кьеркегору - противопоставляет экзистенцию системе.

Экзистенцию нельзя помыслить извне, не будучи в ней изнутри; она не может

быть частью системы в философии. Экзистенция - абсолютно внутреннее в

человеке (обращение от внешнего к внутреннему). При таком подходе внешняя

форма философствования определена следующим образом: систематический вид

достижим только абстрактным мышлением, перемахнувшим через трудности и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.