свойства личности.
Философия жизни (Ницше, Дильтей): специфика человека - в феномене жизни,
который либо сильно сближается с органическим, биологическим, либо
истолковывается в культурно-историческом смысле (Дильтей). На первый план
выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство (Гаман, Якоби),
воля (Шопенгауэр), интуиция (Бергсон).
Экзистенциализм: на первый план выдвигаются чувства, но не просто
чувства, а процесс чувствования, переживания.
Итоги рассмотрения проблемы человека: 1) в основе специфики человека
лежит его духовность; 2) специфика человека определяется символизацией им
собственного духовного мира в различных сферах своей деятельности; 3)
духовный мир человека имеет известные градации внутри себя: переживание
(чувство) и мысль, сознание и бессознательное, воля и интуиция.
Учение всеединства в России: представители и направления.
(Словарь русской философии).
Всеединство - философская категория, выражающая органическое единство
универсального мирового бытия. Взаимопроникнутость и раздельность
образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при
качественной специфичности и индивидуальности. Всеединство было
представлено в различных философских течениях (наиболее значительные из них
неоплатонизм, христианских платонизм, всякого рода пантеистические и
панентеистические, религиозно-мистические доктрины), многие из которых в
той или иной мере были восприняты и русской философской мыслью.
Начало философии всеединства - учение В.С. Соловьева (к этому течению
принадлежат системы, созданные Флоренским, Франком, Карсавиным, Н.О.
Лосским, Булгаковым). Ее идейными предшественниками являются Киреевский и
Хомяков, выдвинувшие учение о соборности (человека и церкви) и идею
"живознания" как основного средства познания всеединства.
Системы всеединства, разработанные в русской философии, принадлежат к 4
типам: софиологическому, монодуалистическому (или панентеистическому),
моноплюралистическому и философскому символизму.
1) Софиологический тип. Соловьев стремился построить философию как
систему положительных начал путем переосмысления начал отвлеченных, их
органического синтеза с интуициями и идеями, схватывающими мир в его
целостности и человеческой значимостью, прежде всего, с религиозным опытом
и верой. В сфере онтологии важнейшим из таких начал является положительное
единство - свободное единение в Абсолюте всех элементов бытия как
Божественных первообразов и искомого состояния мира. В основе всего сущего
лежит Абсолютно-сущее, Сверхсущее, Бог; всякая действительность сводится к
безусловной действительности, к Абсолюту, но Абсолютное не отделено от
мира: оно есть единое и в то же время в нем заключено все. В этом плане
Абсолют (первое Абсолютное) и Космос (второе Абсолютное) соотносительны
друг другу, т.е. единосущностны, и в то же время нетождественны, поскольку
первое Абсолютное есть актуально сущее, а второе - становящееся. Первое
открывается непосредственно в своей действительности, а второе, как
единство многообразного, не может быть дано непосредственно и должно быть
раскрыто на путях рациональной дедукции (дедукция: 1) осознание того, что
Абсолютно-сущее нуждается в идеальной действительности; 2) переход от
многообразия идеальных форм к многообразию реально существующего бытия).
Единство природного бытия реализуется через деятельность Мировой души,
Софии и Богочеловечества, которые занимает посредствующее место между
множеством реально существующих природных предметов и безусловным единством
Божества. Интегративным началом природного бытия выступает, прежде всего,
Мировая душа как живое средоточие всех тварей, но, оставаясь свободной, она
может превратить раздвоение в Абсолюте в дуалистическое противопоставление
мира Абсолюту. С появлением человека над космическим процессом,
происходившим в мире, возвышается процесс исторический, движимый все той же
Мировой душой, но теперь именуемой уже Софией, которая как род всеединства
в Боге восстанавливает единство мирового бытия, разрушенное по воле Мировой
души, вновь соединяя ее с Божеством. Соединение Мировой души с Божественным
Логосом осуществляется в человеке и достигается в ходе его длительного и
сложного становления в качестве подлинно духовного и нравственного
существа, укорененного в Боге. Так возникает собственно исторический
процесс, внутри которого происходит боговоплощение. Поскольку человеческое
бытие включает социальное бытие во всех разнообразных его модификациях, в
каждой из них всеединство как основной онтологический принцип приобретает
свою специфику. В нравственной области положительное всеединство есть
абсолютное благо, в познавательной - абсолютная истина, а в сфере
материального бытия - абсолютная красота.
Основные черты концепции Соловьева: 1) постулирование некоторого третьего
рода бытия - Софийного бытия, отличного как от божественного, так и от
природного, и выполняющего функцию связующего звена между ними, носителя
всеединства; 2) попытка совместить представления об изначальной софийности
мира с ущербностью реально существующих предметов.
В отличие от Соловьева Флоренский обосновывает единство всей твари в Боге
как восхождение от твари к Абсолюту (у Соловьева наоборот). Тварное бытие -
это не эманация Божества, а самостоятельное творение Божие. Идеальную сферу
природной твари, мистическую основу Космоса составляет София (София -
существенный структурный компонент Абсолютного, божественного бытия). В
качестве внутреннего принципа всеединства, как сила созидающая и
скрепляющая его (слияние Абсолютного и Космоса), выступает Любовь.
2) Панентеистический тип. Отказ от введения третьего софийного бытия в
качестве посредника, связующего божественные и природные миры, и усмотрение
всеединства во внутренней сущности последних. Панентеизм исходит из
признания сущностного единства Бога и природы, но в отличие от пантеизма не
растворяет Бога в природе, а видит в нем высшее выражение личностного
начала в бытии, дополняя безличностную онтологию пантеизма личностной
онтологией христианства. В. Карсавин: центральное место принадлежит понятию
"стяженного бытия" (заимствованного у Кузанского), посредством которого
описывается диалектика взаимосвязей целого и его частей. В соответствии с
этой идеей, целое, хотя и в "умаленном", "свернутом" виде, присутствует в
своих частях, а любая часть - во всех других частях целого.
Отличительной особенностью концепции Франка является гносеологический
подход к проблеме. Выделяемые Франком при описании всеединства такие
сущностные его определенности, как металогическое, непостижимое,
сверхрациональное, носит отчетливо выраженный гносеологический характер, а
сама конкретная модель всеединства возникает из анализа природы знания. Два
типа знания и, соответственно, типа бытия: 1) отвлеченное логическое
знание, выражаемое в суждениях и понятиях, которому в онтологическом плане
соответствует предметная действительность; 2) живое интуитивное знание
(реальность включает все, что представлено в опыте помимо и сверх
предметного бытия).
3) Моноплюралистический тип. (Н.О. Лосский). Пытается совместить
представления о множественности субстанциальных (самодостаточных и
суверенных) начал бытия, с их принадлежностью некоторому Абсолютному бытию,
в котором они, однако, не теряют своей нерастворимой и непреходящей
самобытности и индивидуальности (влияние "Монадологии" Лейбница).
4) Философский символизм (поздние труды Флоренского, ранние - Лосева).
Попытка синтезировать христианскую онтологию с символистской картиной
реальности. При этом исходная идея символизма - все чувственно-материальное
проникнуто смыслом, а смысл для своего выражения и воплощения нуждается в
чувсвенно-телесной материальной форме - истолковывается в духе религиозного
мировосприятия, т.е. смысл понимается как сгусток и частица божественного
Логоса, Святого Духа. Соответственно реальность изображается как
совокупность символов разных порядков, на вершине и в основании которой
находится Бог (сам символом не являющийся), порождающий и вмещающий в себя
смысловую сторону всех символов, которые различаются между собой по степени
их насыщенности смыслом и проявленности этого смысла в их чувственно-
телесной оболочке. Единство всего существующего, т.о. усматривается в его
осмысленности, одухотворенности, т.е. причастности Богу энергийной стороной
своего бытия, как порождения и носителя божественных энергий. Религиозно-
философская сущность символа наиболее полно выражается в имени. Имя вещи
представляет собой метафизический принцип бытия и познания.
Экзистенциальная диалектика Кьеркегора.
!843 - «Страх и трепет».1844-«Понятие страха» 1845-«Или - Или» 1846-
«Заключительное ненаучное послесловия к «Философским крохам»» - обоснование
религии с позиций экзистенциального фил-я. 1849- «Болезнь к смерти».
Европейский экзистенциализм - "разношерстные" течения. Базовое понятие
- экзистенция - единичное человеческое существование, необъективируемое в
категориях предметного мышления (отсюда попытки выразить косвенным
образом). Восходит к Кьеркегору - противопоставляет экзистенцию системе.
Экзистенцию нельзя помыслить извне, не будучи в ней изнутри; она не может
быть частью системы в философии. Экзистенция - абсолютно внутреннее в
человеке (обращение от внешнего к внутреннему). При таком подходе внешняя
форма философствования определена следующим образом: систематический вид
достижим только абстрактным мышлением, перемахнувшим через трудности и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73