Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






организации этого опыта?

4) Если взаимодействие между людьми было невозможно до возникновения

неорганической Среды как результата указанного развития, то каким образом

могли совершаться какие-либо мировые процессы; каким образом могло

возникнуть что бы то ни было, кроме неизвестно откуда взявшихся “комплексов

непосредственных ощущений”?

5) Что же, собственно, могли представлять эти комплексы в то время, когда

ровно ничего не было и когда следовательно нечего было и переживать?

В итоге Б. вынужден вводить бытие в себе (теория подстановки). Б. сделал

теорию Маха идеалистической от альфы до омеги.

Теория подстановки: вся природа ряд непосредственных комплексов, материал

которых тот жечто и “элементы” опыта, а форма характеризуется самыми

различными степенями организованности.

Объективный физиологический процесс - отражение комплексов

непосредственных переживаний, а не наоборот.

Б. - идеалист, прикрывающийся естествознанием. Необходимо вести борьбу.

М.Вебер. “Основные социологические понятия”.

Предварительные замечания.

Метод предлагаемого вводного определения понятий должен восприниматься

как абстрактный, далёкий от реальной действительности. Этот метод не

претендует на новизну. Его назначение - сформулировать наиболее

целесообразно и корректно то, что всегда имеет в виду эмпирическая

социология. Терминология в данной статье по возможности упрощена.

I. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ И “СМЫСЛА” СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ.

Социология есть наука, стремящаяся понять социальное действие и тем

самым каузально объяснить его процесс и воздействие. “Действием” мы

называем действие человека (внешнее или внутреннее, вмешательство или

невмешательство), если и поскольку действующий индивид(ы) связывают с ним

субъективный смысл. “Социальным” мы называем такое действие, которое по

предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других

людей и ориентируется на него.

Методологические основы.

1.Слово смысл имеет здесь два значения.

А) Смысл, действительно субъективно предполагаемый действующим лицом.

Б) Теоретически конструированный чистый тип смысла, предполагаемый

гипотетически действующим лицом.

Речь не идёт об объективно правильном или истинном смысле.

2.Граница между осмысленным действием и реактивным неосмысленным

поведением не может быть точно проведена. Значительная часть социологически

релевантных действий находится на границе того и другого. Однако

способность воспроизвести действие не есть обязательная предпосылка его

понимания: чтобы понять Цезаря не надо быть Цезарем. Доступные и

недоступные пониманию компоненты какого-либо процесса часто переплетаются и

связываются.

3.Очевидность понимания смысла действия может быть либо рациональной,

либо эмоциональной (вчувствование, художественная рецептивность).

Рациональная очевидность присуща тому действию, которое может быть

полностью доступно смысловому пониманию. Эмоциональная очевидность

достигается посредством полного сопереживания. С высокой степенью

очевидности мы понимаем действия, производимые по логическим законам с

ясными целями и средствами. Но высочайшие “цели” и “ценности”, на которые

может быть ориентировано поведение человека, мы часто понять не можем,

особенно если эти ценности отличаются от наших собственных. В зависимости

от обстоятельств приходится либо удовлетворяться чисто интеллектуальным

истолкованием, либо просто принять эти действия как данность. Сюда

относятся многие высочайшие акты религиозности и милосердия. Аффекты мы

также способны понимать в той степени, в какой сами им подвержены.

Для научного исследования все иррациональные и эмоционально

обусловленные смысловые будут связи наиболее обозримы, если изучать их в

качестве “отклонений” от целерационального действия. При исследовании

какого-либо социального действия следует сначала установить каким было бы

исключительно рациональное поведение всех его участников, и затем сделать

поправку на иррациональные моменты. Конструкция целерационального действия

служит в социологии идеальным типом, с помощью которого реальное,

обусловленное различными эмоциональными факторами, поведение может быть

понято как отклонение от чисто рационально сконструированного. Лишь в этом

смысле метод понимающей социологии рационалистичен.

4.Социология не изучает обстоятельства, не соотнесённые с действиями

человека и не зависящие от него. Например, коренное изменение погодных

условий имеет, может быть, имеет огромное историческое значение для

переселения народов, но оно лишено предполагаемого заранее смыслового

содержания. Различия в биологической наследственности и

психофизиологических проявлениях человека также не влияют на смысловую

соотнесённость действий, поэтому принимаются социологией лишь как данность,

а не как объект изучения.

5.Понимание может быть:

а)непосредственным пониманием предполагаемого смысла действия. Мы

непосредственно понимаем смысл правила 2+2=4 или чью-то вспышку гнева,

проявляемую в выражении лица.

б)объясняющим пониманием. Мы понимаем мотивационно, какой смысл

вкладывал в правило тот, кто его записал, почему он это сделал. Мы можем

мотивационно понять гнев, если знаем, чем он вызван. Всё это - понятные нам

смысловые связи, понимание их мы рассматриваем как объяснение фактического

действия.

6.Понимание во всех этих случаях означает интерпретирующее постижение:

а)реально предполагаемого в отдельном случае (при историческом анализе

событий);

б)предполагаемого, взятого в среднем и приближённом значении (при

социологическом рассмотрении массовых явлений);

в)смысла или смысловой связи в научно конструируемом чистом идеальном

типе некоего часто повторяющегося явления (подобными идеально-типическими

конструкциями часто служат разработанные, например, экономическим учением

понятия и законы, они показывают каким было бы определённое человеческое

поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер).

Сколь бы ясным не было толкование, оно ещё не может претендовать на

каузальную значимость, а всегда остаётся лишь наиболее вероятной гипотезой.

Мотивы, которые индивид приводит, и которые он скрывает, подавляет, часто

маскируют даже в сознании самого действующего лица подлинную связь его

действий. В основе поведения, представляющегося нам одинаковым или похожим,

могут лежать самые разные смысловые связи. Действующие люди часто

испытывают самые противоречивые, борющиеся друг с другом, импульсы.

Необходимую верификацию нашего понимания смысла и его истолкования даёт

результат, фактический ход событий. К сожалению, такая верификация может

быть достигнута только в редких специфических случаях (психологический

эксперимент, статистическое исчисление массовых явлений). В остальном мы

располагаем только возможностью сравнивать наибольшее число доступных нам

исторических процессов или явлений повседневной жизни, одинаковых во всём,

кроме одного - мотива.

7.Мотивом называется некое смысловое единство, представляющееся

действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной определённого

действия. Адекватным смыслу мы назовём единое в своих проявлениях действие

в той мере, в какой соотношение между его компонентами представляется нам с

позиций нашего мышления и эмоций типичным смысловым единством. Каузально

адекватной мы назовём последовательность событий, если в соответствии с

опытными правилами можно предположить, что она всегда будет таковой.

Правильное каузальное толкование конкретного действия означает, что

соответствие внешнего хода событий его мотивам познано правильно и что они

стали понятны по смыслу своего соотношения. Правильное каузальное

толкование типичного действия означает, что процесс, принятый в качестве

типичного, представляется адекватным смыслу и может быть установлен как

каузально адекватный. Если же адекватность смыслу отсутствует, то мы имеем

дело только с непонятной статистической вероятностью. Лишь такого рода

статистические виды регулярности, которые соответствуют субъективно

понятому смыслу социального действия, являются социологическими

закономерностями. Объектом статистических исчислений могут быть как

лишённые смысла, так и осмысленные процессы, социологическая же статистика

занимается исчислениями только осмысленных процессов (уголовные

преступления, профессии, цены, посевная площадь).

8.События, не подпадающие под определение “социологическких фактов”,

не становятся от этого менее важными, они просто перемещаются в другую

сферу, сферу условий, поводов, помех и.т.п.

9.Поведение всегда являет собой для нас действие одного или нескольких

отдельных лиц. Для интерпретации, основанной на предполагаемом смысле,

такой метод единственно приемлем. Для понимающей социологии такие

образования, как государство, ассоциация, учреждение, суть просто процессы

и связи специфического поведения отдельных людей, так как только отдельные

люди являют собой понятных для нас носителей смысла.

Но, конечно, социология пользуется такими понятиями как государство,

семья и.т.п., но под ними подразумевается совершенно иное смысловое

содержание - только определённый тип поведения отдельных людей. Следует

также учитывать, что подобные коллективные образования являют собой

определённые представления в умах конкретных людей, и на эти представления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.