Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






теперь же его собеседники высказывают свои взгляды, а Сократ уступает им

инициативу. В следующем после "Тимея" диалоге "Критий" высказывается

другой участник разговора, соответственно Критий. В диалоге трактуются

основные понятия античной астрономии, т.е. выдвигается антитеза вечного и

временного и доказывается положение, что космос есть только подобие вечного

и подражание божественному. Поскольку, однако, вечное и божественное Платон

как мировой ум, в дальнейшем и последует рассуждение о функциях

космического ума. Здесь важно также отметить, что Платон мыслит свои

рассуждения о космосе только как вероятные, поскольку они все связаны с

чувственными ощущениями; а точен и безусловен с точки зрения Платона,

только чистый ум.

После молитвы Критий приступает: для начала должно разграничить две вещи:

что есть вечное, не имеющее возникновения бытие ( = то, что постигается с

помощью размышления и рассуждения) и что есть вечно возникающее, но никогда

не сущее ( = то, что подвластно мнению и неразумному ощущению, возникает и

гибнет, но никогда не существует на самом деле). Все возникающее должно

иметь причину своего возникновения. По какой причине устроил возникновение

и эту Вселенную тот, кто их устроил? Космос есть живое существо, наделенное

душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения. Что

это за живое существо, по образу которого устроитель устроил космос? Это

универсальное, живое существо. Небо, видимое и осязаемое, бог построил,

соединив огонь и землю, поместив между ними воздух и воду - так родилось

упорядоченное, благодаря пропорции, тело космоса. Очертания Вселенной -

сфера, наиболее совершенное сочетание. Космос устроен как самодовлеющий, не

нуждающийся ни в чем другом, кроме самого себя. Демиург дал своему творению

жизнь блаженного бога. Интересно то, что миров не может быть много.

Существует один единственный умопостигаемый образец (первообраз), и потому

существует только один мир, ему подражающий. - Однако прежде тела, была

сотворена душа - из неделимой и вечно тождественной сущности - сотворена

невидимой. Она совершеннее всего рожденного, являет собой трехчастное

смешение природ тождественного и иного с сущностью, которое пропорционально

разделено и снова слито и неизменно вращается вокруг самого себя. Далее

описывается космос в своем органическом строении: а) время и его органы,

т.е. 1) время как таковое - вечный образ, движущийся от числа к числу

(некое движущееся подобие вечности (для того чтобы еще более уподобить свое

творение вечно живому существу, но природу вечного нельзя передать ничему

рожденному, отсюда - время) и 2) временные движения неподвижного неба и

отдельных планет; б) образование высших классов "живых существ", или

"ставших" богов, т.е. звезд (участвующих в устроении времени) и положение

Земли; в) создание человека - демиург обращается с этой целью к низшим

богам; голова - сферовидное тело - божественнейшая часть человека, руки и

ноги, чтобы голова не катилась по буграм и ямам, несут отныне вместилище

того, что в нас божественнее и святее всего; зрение, слух и голос дарованы

богами для того, чтобы наблюдать круговращение ума в небе, извлекать пользу

для круговращения нашего мышления, которое сродни тем, небесным, хотя в

отличие от их невозмутимости оно подвержено возмущениям.

Функции первичной материи как необходимости и краткое резюме двух

основных частей диалога. Здесь Платон вырабатывает очень тонкое

диалектическое понятие материи, сводящееся к указанию на чистое

становление, чуждое всякого оформления. Материя - это чистый аналог иного,

как оно было выведено в отвлеченной диалектике "Парменида". Прежде в

диалоге были выделены две вещи: основополагающий первообраз, который

обладает мыслимым и тождественным бытием; и подражание этому первообразу,

которое имеет рождение и зримо. Теперь необходимо выделить третий вид - как

восприемника и кормильца всякого рождения. Природа, которая приемлет все

тела, всегда тождественна, ибо никогда не выходит за пределы своих

возможностей; всегда воспринимая все, она никоим образом не усваивает

никакой формы, которая была бы подобна формам входящим в нее вещей. Следует

мысленно обособить три рода: то, что рождается (ребенок), то, внутри чего

совершается рождение (мать), и то, по образцу чего возрастает рождающееся

(отец).

- Есть бытие, есть пространство и есть возникновение, и эти три рода

возникли порознь еще до рождения мира. - Вторичная материя, или об

элементарных плоскостях и телах: а) два первичных треугольника

(равнобедренный и неравнобедренный); б) возникновение из них четырех

элементарных тел ("родов"); в) возникновение массы каждого их этих четырех

элементов и различные их качества; г) более точные условия и границы

взаимоперехода элементов; д) физические условия движения и покоя вообще; е)

специальные виды огня (пламя, истечение пламени, которое не жжет, но

доставляет глазам свет, и, наконец, то, что после угасания пламени остается

в тлеющих углях), воздуха (эфир, туман), воды (жидкий и плавкий вид) и

земли (каменистое тело, горшечная глина, щелок и соль). После того, как с

достаточной полнотой показано разнообразие видов, вытекающее из сочетаний и

взаимопереходов фигур (огня, воды и т.д.), выясняется причины воздействия

производимых всем этим на нас. Теория чувственного восприятия или о

вторичных качествах тел. Все, описанные выше вещи, постоянно ощущаемы. А)

общие (ощущаемые всем телом) телесные ощущения, или ощущения тепла и

холода, твердости и мягкости, тяжести и легкости, приятного и неприятного.

Б) теория четырех специальных чувств: зрение (учение о красках), слух,

обоняние, вкус.

Далее краткое резюме двух основных частей диалога. Вначале все вещи

являли собой состояние полной неупорядоченности, и только бог привел каждую

из них к согласию с самим собою и со всеми другими вещами во всех

отношениях, в каких только они могли быть причастны соотносительности и

соразмерности. Ведь доселе в них не было ничего подобного, разве что по

какому-нибудь случайному совпадению, и вовсе не к чему было применить те

имена, которыми мы нынче именуем огонь и воду, а равно и прочие вещи; бог

впервые все это упорядочил, а затем составил из этого нашу Вселенную -

единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа, как

смертные, так и бессмертные.

При этом божественные существа создал сам демиург, а порождение смертных

он доверил тем, кого сам породил. И вот они, подражая ему, приняли из его

рук бессмертное начало души и заключили его в смертное тело, подарив все

это душе вместо колесницы, но, кроме того, они приладили к нему еще один,

смертный, вид души, вложив в него опасные и зависящие от необходимости

состояния: для начала - удовольствие, эту сильнейшую приманку зла, затем

страдание, отпугивающее нас от блага, а в придачу двух неразумных советчиц

- дерзость и боязнь - и, наконец, гнев, который не внемлет уговорам, и

надежду, которая не в меру легко внемлет обольщениям. Все это они смешали с

неразумным ощущением и с готовой на все любовью и так довершили по законам

необходимости смертный род души. В грудь они вложили смертную душу, в

голову - душу более благородной природы. Далее речь идет о прочих частях

человеческого тела, о процессах питания, пищеварения, жизнь и смерть, о

болезнях души и тела, о гармоническом устроении, т.е. о душе и теле и т.д.

Проблемы онтологии в "Метафизике" Аристотеля.

Аристотель ввел понятие субстанции ("сущности"). Под субстанцией

Аристотель понимает бытие вполне самобытное, пребывающее в самом себе, но

не в чем-либо ином. Как бытие, не способное пребывать ни в чем ином,

субстанция никогда не может выступать в суждении как его предикат или

атрибут, а может выступать только как его субъект.

Так как общее есть общее для множества предметов, то субстанцией оно быть

не может. Поэтому субстанцией, в аристотелевском смысле, может быть только

единичное бытие.

Существующее само по себе и потому нисколько не зависимое от сознания

человека бытие уже стало предметом познания, уже породило понятие о бытии и

есть в этом смысле уже бытие как содержание понятия.

Для нашего познания единичное бытие есть сочетание "формы" и "материи". В

плане бытия "форма" - сущность предмета. В плане познания "форма" - понятие

о предмете или те определения самого по себе существующего предмета,

которые могут быть сформулированы в понятии о предмете. То, с чем может

иметь дело знание, есть только понятие, заключающее в себе существенные

определения предмета.

Чтобы знание было истинным, оно не только должно быть понятием о

предмете. Кроме того, самим предметом познания может быть не преходящее, не

изменчивое и не текучее бытие, но только бытие непреходящее, пребывающее. И

такое познание может быть только познанием "формы". Эта "форма" каждого

предмета вечна: она не возникает и не погибает.

Таким образом, в "форме" соединяются вечность и общность.

Присоединяемый к "форме" новый элемент может стать элементом субстанции

только при условии, если он будет совершенно "неопределенным субстратом"

или "неопределенной материей". Это тот субстрат (материя), в котором общее

("форма") впервые становится определенностью другого бытия.

"Материя", или "субстрат" - это, во-первых, отсутствие, "лишенность" того

определения, которое ей предстоит приобрести как ее определенность, иначе

говоря, "материя" есть, прежде всего "лишение" "формы". Однако понятие

"материя" не может быть сведено как к своей единственной характеристике - к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.