Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






бесконечное разнообразие того, что люди признают правом и долгом.

Практический разум не выходит за пределы формализма, категорический

императив не содержит никакого конкретного содержания. Кончная цель - добро

- есть неопределённая абстракция.

Третье отношение мысли к объективности. Непосредственное знание. ((61-

78.

Мышление постигает только особенное, поэтому оно не способно

постигнуть истину.(иррационализм Ф.Г.Якоби). Для мышления, ограниченного

категориями, невозможен переход к бесконечному, истинному. Разум должен

стать непосредственным знанием, то есть верой, которая имеет своим

содержанием истину, что утверждается как некий факт. Но ведь даже религия и

нравственность, хотя они и суть вера, непосредственное знание, содержат в

себе опосредствование, напр. соответствующее воспитание, развитие,

образование. (ср. у Платона: понимание познания как воспоминания не

исключает развития этого воспоминания в течении жизни, то есть

опосредствования). Якоби выдвигает в качестве критерия истины не природу

содержания, а факт сознания, то есть истиной оказывается субъективное

знание и уверение, факт моего сознания выдаётся за факт сознания любого

субъекта, то есть за природу самого сознания. Всякое суеверие и

идолопоклонство, таким образом, объявляется истиной. Непосредственное

знание бога говорит нам лишь то, что бог есть, но не говорит, что он есть.

Дальнейшее определение логики и её развитие. ((79-83.

Логическое по своей форме имеет три стороны:

абстрактную или рассудочную

диалектическую или отрицательно-разумную

спекулятивную или положительно-разумную.

Мышление как рассудок не идёт дальше непосредственной определённости и

отграничения её от других определённостей. Диалектический момент есть

снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою

противоположность. Спекулятивное постигает единство определений в их

противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и

переходе.

Логика распадается на три части:

1.Учение о бытии (мысль в её непосредственности, понятие в себе)

2.Учение о сущности (мысль в её рефлексии и опосредствовании, понятие

для себя и в видимости)

3.Учение о понятии и идее (мысль в её возвращении в саму себя, понятие

в себе и для себя).

УЧЕНИЕ О БЫТИИ. ((84-111.

Бытие - это понятие только в себе, определения этого понятия суть

сущие определения, в своём различии они суть другие по отношению друг к

другу и их дальнейшее опредление (форма диалектического)есть переход в

другое. Это дальнейшее определение есть развёртывание в себе понятия бытия

и его погружение в самое себя. Бытие и его последующие определения можно

рассматривать как метафизические определения бога (ибо дать метафизическое

определение бога - значит выразить его природу в мыслях, а логика обнимает

все мысли).

А. Качество.

Бытие.

Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть

и чистая мысль, и неопределённая простая непосредственность, а первое

начало не может быть опосредованным и определённым. Это чистое бытие есть

чистая абстракция, след абсолютно отрицательное, то есть ничто. Истину как

бытия, так и ничто представляет собой единство их обоих - становление, так

как в становлении бытие и ничто суть лишь исчезающие моменты, благодаря

своему внутреннему противоречию становление впадает в единство, в котором

оба момента сняты.

Наличное бытие.

Результат становления представляет собой наличное бытие. Наличное

бытие - бытие, имеющее определённость, то есть качество, налично-сущее,

нечто. Качество есть реальность в противопоставлении содержащемуся в нём

отрицанию. (так говорят о теле как реальности души и о праве как реальности

свободы, Вселенной как реальности бюожественного понятия; следует отличать

это от некорректных выражений, вроде: это реальный человек, это реальное

занятие и.т.п.). То есть реальность - то, через что нечто реализуется.

Нечто благодаря своему качеству конечно и изменчиво, способно становиться

другим нечто до бесконечности (это дурная, отрицательная бесконечность).

Для-себя-бытие.

Для-себя-бытие как отношение с самим собой есть непосредственность, а

как отношение отрицательного с самим собой оно есть для себя сущее, единое,

одно, исключающее из себя другое. (Ближайший пример - “я”, мы раньше всего

знаем себя в качестве налично сущего, отличного от всех других налично

сущих и соотнесённого с ними. Отличая себя от всех других сущих, мы тем

самым полагаем их в их отдельности и множественности). Тем самым

качественная определённость снимается, становясь количеством.

B. Количество.

Чистое количество.

Количество есть чистое бытие, в котором определённость положена уже не

как тождественная с самим бытием, а как снятая, или безразличная.

Количество в равенстве с самим собой есть неопределённая величина, а в

соотнесении с определением одного оно есть дискретная величина. Но первое

количество также и дискретно, ибо оно есть лишь непрерывность многого, а

второе также и непрерывно, его непрерывность есть одно как тождественное

многих одних, как единица.

Определённое количество.

Количество, существенно положенное с содержащейся в нём

определённстью, исключающей все прочие, есть определённое количество,

ограниченное. Оно находит своё развитие и полную определённость в числе,

которое содержит в себе как свои качественные моменты множество со стороны

момента дискретности и единство со стороны момента непрерывности.

Степень.

Степень - граница тождества с целым определённого количества. В

степени понятие определённого количества положено. Она есть величина,

безразличная для себя и простая, так что ту определённость, которая делает

её определённым количеством, она находит всецело вне себя, в других

величинах.

Проходя свои моменты количество как первоначально снятое качество

оказывается вновь возвращением к качеству, то есть мерой (рассматривая

предметный мир, занимаясь количественными определениями, мы на самом деле

всегда уже имеем в виду как цель такого рассмотрения качественность, то

есть меру, а не голые числовые изыскания как таковые).

С. Мера.

Мера есть качественно определённое количество прежде всего как

непосредственное; она есть определённое количество, с котрым связано некое

наличное бытие или некое качество. Мера есть правило, согласно которому

изменение определённого количества есть также и изменение качества.

Таким образом, этот процесс взаимного отрицания качества и количества

и их единства в мере есть сущность. Сознание понимает вещи как сущие и

рассматривает их со стороны качества, количества и меры. Эти определения

оказываются не неподвижными, а переходящими друг в друга, и сущность есть

результат их диалектики.

УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ. ((112- 159.

Сущность есть положенное понятие. В сфере сущности определения суть

лишь относительные, но не рефлектированные в себя самое, поэтому понятие

здесь ещё не есть для себя. Сущность как бытие, опосредствующее себя собой

через свою же отрицательность, есть отношение с самим собой, лишь будучи

отношением с другим; это другое есть не как непосредственно сущее, а как

положенное и опосредствованное. Бытие не исчезло в сущности, но оно

низведено лишь к отрицательному, к видимости. Сущность тем самым есть бытие

как видимость. (Точка зрения сущности представляет собой точку зрения

рефлексии. Когда мы рефлектируем, размышляем о предмете, предмет не

признаётся нами в его непосредственности, мы хотим познать его как

опосредствованный; непосредственное бытие вещи мы представляем как бы корой

или завесой, за которой скрывается сущность. Все вещи имеют сущность, то

есть они не то, чем непосредственно представляются. Одним лишь

взаимопереходом из качества в количество дело не окончено, в вещах имеется

нечто пребывающее - сущность.)

А. Сущность как основание существования.

Чистые рефлексивные определения.

Тождество. Сущность есть в себе видимость, чистая рефлексия, таким

образом, она есть лишь отношение с собой, но не непосредственное, а

рефлектированное, она есть тождество с собой. (Закон тождества не истинный

закон мышления, а лишь закон абстрактного рассудка, он уничтожается

следующими законами, устанавливающими его прямую противоположность).

Различие. Сущность есть лишь чистое тождество и видимость в самой

себе, поскольку она есть относящаяся с собой отрицательность, она

существенно содержит в себе определение различия. Различие есть:

непосредственное различие, в котором каждое различённое есть само по себе

то, что оно есть и равнодушно к своему отношению с другим, которое есть для

него нечто внешнее; и есть существенное различие положительного и

отрицательного, в котором каждое различённое имеет перед собой не вообще

другое, а своё другое, то есть каждое из различённых имеет своё определение

только в своём отношении с другим.

Основание. Основание есть единство тождества и различия, есть истина

того, чем оказалось различие и тождество. Оно есть сущность, положенная как

тотальность. (закон основания гласит: всё имеет своё достаточное основание,

то есть истинная сущность нечто не состоит ни в определении нечто как

тождественного с собой, ни в его определении как различного, а состоит в

том, что нечто имеет своё бытие в некоем другом, которое как его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.