Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ






Философское направление Лосского - мистическое (а) : мир не-Я познается

таким непосредственно как и мир Я. Имманентное в отношении к процессу

знание может быть трансцендентальным в отношении к Я, т.к. процесс знания

надындивидуален.

Эмпирическое(в) - -познающий субъект не может сам создавать знание о

внешнем мире. Опыт -

испытание самого внешнего мира, а не действий его на Я.

Универсалистический эмпиризм - интуитивизм.

Догматические предпосылки теории знания Канта.

Кант принимает подпочвенные предположения эмпиризма и

рационализма:разъединенность знания и вещей. Предпосылка, что в данных

опыта нет связанности, она - действие субъекта. Оригинальность Канта:

систематическая активность субъекта.

Я и не-Я - совершенно непознаваемы. Познаваемо только представление и

строй его определяется только отношениями между рассудком и чувственностью,

а вовсе не отношением между Я и не- Я. Познавательный процесс и вещи в себе

обособлены друг от друга. Кант смешивал объективность вообще и

объективность чистого опыта.Объективность знания по Канту отнесенность

представления к чему-то такому, что кажется находящимся за пределами

субъекта.

Учение о непосредственном восприятии транссубъективного мира в философии

ХIXвека

I.Общий характер послекантовской философии. Отрицание гносеологического

индивидуализма, возможность интуитивного знания

Фихте,Шеллинг,Гегель,Шопенгауэр - мистический рационализм, вывести все

знания путем спекуляции.

Спенсер, Мах, Авенариус - эмпиризм, позитивистический эмпиризм:

переплетение индуктивного знания со спекуляцией.

Неокантианцы, имманентная философия - интуитивный критицизм.

II. Мистический рационализм.

Слишком одностороннее использование умозрения. Интеллектуальная интуиция.

Гегель: непосредственность знания - соотнесенности его только с самим

собой.

III. Позивистический эмпиризм.

Упущение различия между действительной данностью транссубъективной

действительности и необходимым допущением ее существования.

IV.Интуитивный критицизм.

Имманентная философия - отрицание возможного трансцендентного знания .

Трансцендентальная апперцепция - сверхиндивидуальное единство.

V. Учение о непосредственном восприятии в русской философии.

1.От Шеллинга и Гегеля (С.В.Соловьев, С.Н.Трубецкой)

2. От Лейбница (Козлов)

Лосский: учение о непосредственном восприятии транссубъективного мира для

целей гносеологии.

Аскольдов

Часть II: Знание как суждение.

I.Дифференциация объектов знания. Объективность процесса знания. Знание -

жизнь+ сравнивание.

Знание - процесс дифференцирования путем сравнивания

Но есть и недифференцируемый .

Истина - дифференцированный образ складывается только из элементов самого

объекта. Есть “сознание субъективности” и” сознание объективности”

II. Суждение.

Процесс знания как процесс дифференцирования путем сравнения неизбежно

выражается не иначе как в форме суждения, и этим генезисом суждения вполне

объясняется структура его,т.е. неизбежная наличность трех элементов:

субъекта, предиката, отношения между субъектом и предикатом. Субъект

суждения - темная, неисчепаемая действительность, неизвестная нам, но

обозначающаяся некоторым представлением. Представление и понятие -

сокращенные комплексы суждений.

III. Учение о суждении. Суждение есть отдельный опыт дифференциации объекта

путем сравнивания.

Учение: суждение - отношение между понятиями

1. - отношение между вещами.

Лосский:

1) суждение есть акт, производимый познающим субъектом, акт

дифференцирования путем сравнивания.

2) суждение сохраняет эту необходимость для познающего субъекта навсегда.

истинное суждение обязательно для всякого бходимо причисляется Y =

функциональная зависимость (связь основания и следствия). Истинное суждение

- предикат его без всякой помощи со стороны познающего лица следует из

субъекта суждения так, что познающему лицу остается только опознать это

отношение путем сосредоточения внимания на нем. Истинное суждение =

предикат имеет полное (достаточное) основание в субъекте. (Закон

достаточного основания).

а)норма, в) закон природы.

Полагая, что между миром Я и миром не-Я нет никаких перегородок, так что

вещи даны нам вместе со всеми связями действия, применения и т.п. - мы

вводим последнее условие необходимостисуждений. Психологический состав

суждения может измениться, но сами объекты - нет, они остаются

тождественными.

Общее и индивидуальное

Множество явлений не может быть помыслимо как множество в акте суждения,

т.к. это единый акт. Как единая мысль в общем суждении охватывает множество

явлений :

1)реализм

2)концептуализм

3)номинализм (крайний)

Реализм вместе с интуитивизмом( мистическим эмпиризмом) отвечает на вопрос

опроисхождении общих понятий: различные обособленные друг от друга в

пространстве и времени явления вовсе не обособлены друг от друга абсолютно,

они заключают в себе одни и те же, не просто сходные, а тождественные

элементы или стороны; поскольку в них есь тождественное, они составляют

один и тот же предмет и в действительности и в мышлении. Общее в вещах есть

нечто первоначальное, непроизводное, поэтому и в мышлении оно не может быть

произведено из чего-либо необщего. Реализм - прямое выражение тех фактов,

которые непосредственно переживаются в акте высказывания общего суждения.

Те стороны действительности, которые наблюдаются с величайшей ясностью и

отчетливостью и несомненно находятся налицо в суждении и восприятии,

относятся к области общего и только вследствие ряда недоразумений

принимаются за индивидуальное, тогда как настоящее индивидуальное,

абсолютно индивидуальное наблюдается и опознается с величайшим трудом.

Содержание суждения:

1) индивидуальное.

2) средней степени общности - развитие в настоящий момент.

3) высшей степени общности.

Для процесса мышления нет различия между общим и частным - они одинаково

единичны и индивидуальны.

Элементарные методы знания.

I. Теория интуитивизма (Теория непорседственного усмотрения связи основания

и следствия). Теория суждения должна допускать, что мы сознаем не только

элементы мира, но и отношения между этими элементами, процессы

действования, функциональные зависимости как живое, реальное единение.

Суждения, возникающие путем усмотрения связи основания и следствия -

суждения восприятия.

Процессы восприятия:

1) Прямые (Воспринимаем сложное S и невыходя за его пределы обнаруживаем

P).

2) Косвенные (Выходим за эти пределы).

Построение суждения из материала уже существующих суждений - умозаключение

(дедуктивное).

1) Прямые методы знания.

2) Косвенные методы знания.

II. Прямые методы.

Простейший прямой метод: построение суждения на основании одного акта

восприятия, путем дифференцирования непосредственно данного в нем и еще не

обработанного в познании содержания.

Второй метод - умазаключение. Новое суждение строится путем дифференциации

одного или нескольких уже существующих суждений.

S1 - P1.

S2 - P2., где S1, S2 - одна группа, а P1, P2 - другая. = обобщение или

прямое индуктивное умозаключение.

III. Косвенные методы. Применяются когда дано либо основание, либо

следствие и к ним нужно найти соответственно следствие или основание и

когда по отношениям S и P к другим элементам можно усмотреть их отношение

друг к другу.

1) косвенное восприятие.

2) косвенное (дедуктивное) умозаключение: поставив в сознании с двух

различных сторон дифференцированную действительность M, т. е. выразив ее

содержание в двух суждениях, из которых одно заключает в себе S, а другое

- P, мы затем присматриваемся к содержанию этой действительности и находим

в ней некоторое новое свойство: отношение S к Р. (NB: Можно заключать от

полного следствия к полному основанию).

IV. Косвенные индуктивные умозаключения. Не усматривается связь S и Р

прямо. Меньная посылка состоит из наблюдений и опытов. Модификация

дедуктивных умозаключений.

V. Умозрение. Переживания - двух родов: (1) чувственные и (2)

нечувственные.

Знание, состоящее в обработке нечувственного опыта есть умозрение.

“Умозрительный эксперимент”. Умозрительные умозаключения - в котороых все

содержание посылок, поскольку оно необходимо для вывода, имеет

нечувственный характер. (аксиомы, постулаты).

VI. Интуитивизм, индивидуалистический эмпиризм и априоризм критической

философии в их отношении к теории элементарных методов знания.

Три ответа на вопрос о происхождении общих суждений:

1) Путем прямых методов (прямой индукции) = интуитивизм.

2) Общих суждений нет Только иллюзия. (Индукция через перечисление).

3) Даны априори.

Последние основания знания.

Роль превых истин, с которыми новые истины должны согласовываться

принадлежит аксиомам. Каков критерий, заставляющий нас встать на сторону

аксиом, суждений прямого восприятия и определений? Если истина есть не

копия действительности, не символическое воспроизведение ее и не явление

ее, а сама действительность в дифференцированной форме, то критерием истины

может быть наличность самой познаваемой действительности, наличность

познаваемого бытия в акте сознания.

Эта наличность несомненна в том случае, когда содержание познания дано

“мне”, а не произведено деятельностью, которая чувствуется мной как “мое”

субъективное усилие, когда содержание знания присутствует и развивается в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.